7
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Стрельцов С.Н. Дело № 33-1663/2014 г.
Докладчик Поддымов А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Поддымова А.В. и Федосовой Н.Н.,
при секретаре Артемовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика ЗАО «Дороги Черноземья» на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 11 апреля 2014 года, которым постановлено:
Обязать ЗАО «Дороги Черноземья» в срок до 1 сентября 2014 года привести дорожное полотно проезжей части автомобильной дороги А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к городу Липецк 23+000 - 33+800 км. и 42+800 - 48+00 км. в Липецкой области в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия».
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В.,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Липецкого района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Дороги Черноземья» о приведении дорожного полотна проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями строительных норм и правил, государственных стандартов.
Свои требования истец обосновывал тем, что в 2013 году ответчик на основании заключенных контрактов осуществил ремонт дорожного полотна проезжей части автомобильной дороги А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к городу Липецк км. 23+000 – км. 33+800 и км. 42+800 – км. 48+000 в Липецкой области. В целях определения качества выполненных работ комплексной лабораторией МУ «АТИ г. Липецка» проведено исследование, по результатам которого установлено, что на проезжей части дороги имеются просветы, гранулометрический состав щебня и сцепление эмульсии с минеральными материалами не соответствуют предъявляемым требованиям. В целях обеспечения безопасности дорожного движения прокурор просил обязать ответчика произвести ремонт дорожного полотна проезжей части автомобильной дороги в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных работ для строительных работ. Технические условия», ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия».
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФКУ «Черноземуправдор» и ООО «Новатор».
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представители ответчика ЗАО «Дороги Черноземья», третьих лиц ФКУ «Черноземуправдор» и ООО «Новатор» возражали против удовлетворения иска, объяснив, что представленное МУ «АТИ г. Липецка» исследование является недопустимым доказательством по делу, так как оно проведено и оформлено с нарушением требований законодательства, составлено некомпетентной организацией. В связи с проведением исследования по истечении 8 месяцев эксплуатации дороги его результаты являются недействительными.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ЗАО «Дороги Черноземья» просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав представителей истца прокуратуры Липецкого района ФИО1, ответчика ЗАО «Дороги Черноземья» ФИО2, третьего лица ФКУ «Черноземуправдор» ФИО3, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 упомянутого Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В соответствии с п.11.15 Строительных норм и правил СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" (утв. постановлением Госстроя СССР от 20 августа 1985г. N133) при устройстве поверхностной обработки следует контролировать температуру битума в каждом битумовозе; постоянно - однородность, чистоту и равномерность распределения щебня, равномерность распределения вяжущего материала; не реже одного раза в смену - сцепление вяжущего материала с поверхностью зерен щебня по ГОСТ 12801-84 и ГОСТ 18659-81, соответствие состава эмульсионно-минеральных смесей и шламов проекту, нормы расхода материалов путем взвешивания распределенного материала на площади 0,25.
Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012г. N272 утверждена и введена в действие с 1 июля 2013 г. актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 с шифром СП 78.13330.2012, пунктом 13.5.1 которого предусмотрены аналогичные требования.
В соответствии с п.4.2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 17 июня 1994г. N18-43) полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия фракций от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм, св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм должны соответствовать указанным в таблице 1, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Согласно таблице 3 Государственного стандарта РФ ГОСТР 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные. Технические условия" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 27 июня 2003г. N117) в случае, когда по результатам испытаний пленка вяжущего вещества полностью сохраняется на поверхности зерен, оценка сцепления эмульсии с щебнем составляет 5 баллов.
С учетом требований истца и указанных выше норм законодательства в судебном заседании подлежали установлению следующие юридически значимые по делу обстоятельства: факт нарушения ответчиком требований строительных норм и правил, государственных стандартов, а также нарушение прав граждан на безопасность дорожного движения.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ЗАО «Дороги Черноземья» на основании заключенных 6 июня 2013 года с ФКУ «Черноземуправдор» государственных контрактов осуществило ремонт дорожного полотна проезжей части автомобильной дороги А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к городу Липецк км. 23+000 – км. 33+800 и км. 42+800 – км. 48+000 в Липецкой области.
Согласно отчетам, составленным ООО «Новатор», перечням документов, подтверждающих качество материалов и изделий, показателям качества эмульсии по ГОСТ Р 52128-20 от 19 августа 2013 года, от 22 августа 2013 года, акту испытания щебня гранитной породы от 19 августа 2013 года, ведомости результатов испытаний строительных материалов и измерений геометрических параметров по данным подрядчиков от 16 июля 2013 года, журналу испытания асфальтобетонных образцов, взятых из покрытия на участке ремонта указанной автомобильной дороги во время производства ремонтных работ указанной организацией осуществлялся технический надзор (строительный контроль), изучались документы, подтверждающие качество материалов и изделий, производились испытания качества эмульсии битумной ЭБК-1, а также щебня гранитной породы, асфальтобетона, по результатам которых было установлено, что указанные материалы соответствуют требованиям ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 91028-2009, СНИП 3.06.03.-85. Из заключений ООО «Новатор» следует, что асфальтобетон по физико-механическим свойствам соответствует требованиям ГОСТ 91028-2009, по коэффициенту уплотнения - СНИП 3.06.03.-85.
Согласно паспорту на отгрузку щебня от 8 августа 2013 года производились лабораторные испытания использованного при производстве ремонтных работ щебня, исследовался в том числе - зерновой состав (полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня), по результатам которых установлено, что он соответствует требованиям ГОСТ 8267-93.
В паспорте готовой продукции №88/13 от 15 августа 2913 года указано, что эмульсия битумная соответствует требованиям ГОСТ Р 52128-2003, в том числе по показателю сцепления с минеральными материалами – 5 баллов.
Из протоколов определения коэффициентов сцепления устройство поверхностной обработки указанных участков автомобильной дороги А-133, подписанных экспертом ОККР и ПСД ФКУ «Черноземуправдор» и заместителем генерального директора ЗАО «Дороги Черноземья», следует, что на участках устройства поверхностной обработки обеспечен нормативный коэффициент сцепления по ГОСТу 50597-93 не менее 0,3.
Согласно актам от 6 сентября 2013 года и от 23 октября 2013 года приемочными комиссиями в составе представителей ФКУ «Черноземуправдор», ЗАО «Дороги Черноземья», ООО «Новатор», ООО «ДЭП-36», отдела безопасности дорожной инспекции и организации движения УГИБДД УВД Липецкой области, администрации района была рассмотрена представленная документация, произведены осмотр автомобильной дороги и необходимые замеры, по результатам которых установлено соответствие выполненных работ проекту и решено принять в эксплуатацию законченные ремонтом участки автомобильной дороги.
Из приложения №4-а к акту приемочной комиссии от 23 октября 2013 года и приложения №5 к акту приемочной комиссии от 6 сентября 2013 года следует, что на участках устройства поверхностной обработки обеспечен нормативный коэффициент сцепления по ГОСТу 50597-93 не менее 0,3.
В соответствии с государственными контрактами на выполнение подрядных работ по ремонту участков автомобильной дороги и гарантийными паспортами гарантийный срок устранения ЗАО «Дороги Черноземья» дефектов на объектах составляет два года.
На основании обращения прокуратуры Липецкой области от 16 декабря 2013 года МУ «АТИ г. Липецка» проведено строительно-техническое исследование (поименованное экспертным заключением) качества выполненных работ по устройству поверхностной обработки существующего асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильной дороги.
По результатам проведения исследования на объекте и испытаний в условиях стационарной лаборатории МУ «АТИ г. Липецка» пришло к выводам о том, что на проезжей части дороги работы по устройству поверхностной обработки существующего асфальтобетонного покрытия выполнены в соответствии с требованием п.11.7 СНиП 3.06.03-85. «Автомобильные дороги» (в редакции до 1 июля 2013 года) с использованием фракционного щебня, не обработанного предварительно органическим вяжущим и катионной эмульсией. В соответствии с требованиями п.11.6 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» (в редакции до 1 июля 2013 года) щебень распределен механизированным способом слоем в одну щебенку после розлива эмульсии по поверхности существующего асфальтобетонного покрытия. Испытанному щебню по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в соответствии с таблицей 2 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» (в редакции до 1 июля 2013 года) присвоена 1 группа.
Вместе с тем, в исследовании МУ «АТИ г. Липецка» указано, что на момент проведения проверки на дороге имеются участки без покрытия (просветы), что является нарушением п.11.15 СНиП 3.06.03-85 (в редакции до 1 июля 2013 года). Гранулометрический состав щебня фракционного не соответствует требованиям п.4.2.2 ГОСТ 8267-93. Сцепление эмульсии с минеральными материалами не соответствует требованиям таблицы 2 ГОСТ Р 52128-2003. По результатам испытаний сцеплению эмульсии с минеральными материалами присвоено 3 балла, а согласно п.7.7 и таблице 3 ГОСТР 52128-2003 указанный показатель должен составлять 5 баллов.
Оценив представленное строительно-техническое исследование, суд первой инстанции правильно не принял его в качестве доказательства, подтверждающего доводы истца.
Пунктом 11.15 СНиП 3.06.03-85 (в редакции до 1 июля 2013 года) и пунктом 13.5.1 актуализированной редакции СНиП 3.06.03-85 предусмотрены требования, относящиеся к контролю качества в процессе формирования дорожного покрытия, и поэтому данные нормы не могли быть применены при проверке качества выполненных ремонтных работ и оценки имеющегося дорожного покрытия, находящегося длительное время в эксплуатации.
В строительно-техническом исследовании указано, что для проведения испытаний были отобраны пробы щебня с эмульсией в количестве 3 штук, масса материала для испытания 220-340 грамм. Для проведения полноценных испытаний щебня необходимо не менее 10 кг., в связи с чем недостаточное количество щебня не могло не повлиять на конечный результат.
При этом применение каких-либо поправочных коэффициентов ГОСТ 8267-93 не предусматривает.
В соответствии с п.п.4.3.3,4.2.7 и таблицы 1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний" (утв. постановлением Госстроя РФ от 6 января 1998 г. N 18-1) при определении зернового состава для испытания используют лабораторную пробу без ее сокращения по таблице 1, высушенную до постоянной массы. Масса лабораторной пробы при приемочном контроле на предприятии (карьере)-изготовителе должна быть не менее указанной в таблице 1. При наибольшем номинальном размере зерен 10 мм. масса пробы должна составлять 5 кг., 20 мм. – 10 кг..
Допрошенная в суде первой инстанции начальник комплексной лаборатории МУ «АТИ г. Липецка» ФИО4, подписавшая строительно-техническое исследование, показала, что поскольку был произведен отбор щебня менее 10 кг., поэтому брать за основу указанное исследование нельзя, данные являются приблизительными, при таком количестве пробы получить точные результаты невозможно. Выводы МУ «АТИ г. Липецка» нельзя считать окончательными.
Согласно строительно-техническому исследованию «АТИ г. Липецка» и приложению №2 к нему испытания сцепления эмульсии с минеральными материалами производилось в порядке, предусмотренном п.7.7 и таблицы 3 ГОСТ Р 52128-2003.
Указанным пунктом ГОСТ Р 52128-2003 установлено, что навеску щебня из гранита при испытании катионных эмульсий или из карбонатных пород при испытании анионных эмульсий массой 1 кг. каждая промывают и высушивают в сушильном шкафу при температуре . Затем щебень равномерно распределяют на листе бумаги, линейкой делят пробу на четыре квадрата, из каждого квадрата берут для испытания по одному зерну щебня. Зерна обвязывают ниткой или мягкой проволокой, погружают на 1-2 с в стакан с дистиллированной водой, вынимают из воды, стряхивают капли и сразу окунают 2-3 раза в испытываемую эмульсию, затем подвешивают на штативе так, чтобы зерна щебня не касались друг друга. Зерна щебня испытывают через сутки. На закрытой электроплитке нагревают до 100°С стакан с дистиллированной водой (не допуская бурного кипения), каждое из подвешенных на штативе зерен щебня поочередно погружают в кипящую воду на 30 мин.. По истечении указанного времени фильтровальной бумагой снимают с поверхности воды всплывшее вяжущее, вынимают зерна щебня, погружают на 1-2 с в холодную воду, вынимают из воды и помещают на фильтровальную бумагу. Поверхность зерен щебня осматривают и проводят оценку качества сцепления эмульсии со щебнем по степени сохранности пленки вяжущего в соответствии с таблицей 3. За результат испытаний принимают среднеарифметическое значение результатов четырех определений, округленное до целого числа.
Из материалов дела следует, что указанная процедура соблюдена не была, так как испытания проводились без использования очищенного щебня и эмульсии. Исследованию подвергался щебень, обработанный эмульсией более 3 месяцев назад, который в течение длительное время в таком состоянии находился в эксплуатации.
Из показаний специалиста МУ «АТИ г. Липецка» Л. проводившей испытания сцепления эмульсии с минеральными материалами, также следует, что вышеуказанная процедура соблюдена не была, ранее она подобные исследования никогда не проводила.
В проведении испытаний щебня и эмульсии принимала участие работник МУ «АТИ г. Липецка» ФИО5, которая не имеет соответствующего специального образования и квалификацию. Согласно ее показаниям в суде она развешивала пробы по ситам и записывала результаты, которые затем передавала руководителю.
Согласно информации ООО «ВЭЛТ» в соответствии со СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» однородность, чистота и равномерность распределения щебня контролируется при устройстве поверхностной обработки. Методики определения данных параметров в процессе эксплуатации отсутствуют, а качество выполненных работ оценивают по величине макрошероховатости и значению коэффициента сцепления. Отбор проб и методы определения содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловой форм и зерновой (гранулометрический) состав щебня регламентируется Межгосударственным стандартом ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний". В соответствии с данным нормативным документом для контроля качества щебня пробы должны отбираться от проверяемой партии при разгрузке или на складах. Не предусматривается отбор проб щебня, уложенного в покрытии, после ввода его в эксплуатацию. В связи с тем, что во время строительства щебень подвергался воздействию тяжелой уплотняющей техники, а во время эксплуатации – транзитного транспорта, полученные результаты лабораторных исследований не могут достоверно характеризовать зерновой (гранулометрический) состав щебня и содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловой форм щебня. Отбор проб битумной эмульсии из готового покрытия требованиями действующего законодательства не предусмотрен. Методик определения сцепления пленки вяжущего с минеральными материалами непосредственно на дороге не имеется.
Согласно информации ООО «ВЛАД» в связи с длительным сроком нахождения слоя поверхностной обработки в стадии эксплуатации (более 8 месяцев), определение характеристик качества выполненных работ не представляется возможным в связи с отсутствием стандартной методики. За период эксплуатации указанного слоя входящий в состав поверхностной обработки щебень был подвергнут истирающему воздействию колес транспортных средств и погодно-климатическим факторам, а исходная битумная эмульсия подвергалась деструкции, поэтому исследование физико-механических характеристик таких материалов не может быть признано объективным.
При таких обстоятельствах указанное строительно-техническое исследование, поименованное экспертным заключением, не может быть признано достоверным, безусловно подтверждающим нарушение ЗАО «Дороги Черноземья» требований строительных норм и правил, государственных стандартов при производстве ремонтных работ.
Из протокола судебного заседания, состоявшегося 1 апреля 2014 года, следует, что в суде первой инстанции вопрос о проведении экспертизы по делу обсуждался, однако от представителя истца, несмотря на выявленные недостатки в проведенном строительно-техническом исследовании, такого ходатайства не поступило.
Иных доказательств, подтверждающих некачественность использованных при производстве ремонтных работ щебня и эмульсии, истцом представлено не было.
Учитывая изложенное, суд верно пришел к выводу, что утверждение истца о несоответствии примененных при производстве работ материалов не нашло своего подтверждения.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о нарушении ответчиком п.п.3.1.1, 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221), выразившееся в том, что дорожное полотно проезжей части автомобильной дороги имеет дефекты в виде участков без покрытия (просветов).
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Согласно п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В силу п.3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.
В соответствии с п.3.1.4 ГОСТ Р 50597-93 коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора (Значения коэффициента сцепления приведены для условий его измерения прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.003-83).
Доказательств того, что покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, материалы дела не содержат.
Измерение числа просветов между 3-метровой рейкой и поверхностью дорожного покрытия производится в целях определения состояния покрытия по ровности. Указанные просветы просадками и выбоинами не являются.
Согласно таблице 2 ГОСТ Р 50597-93 число просветов под 3-метровой рейкой должно составлять не более 7-14 процентов в зависимости от того, к какой группе относится дорога.
Следовательно, само по себе наличие просветов без установления того факта, что их число превышает допустимые показатели, не может быть признано нарушением требований п.3.1.3 и таблицы 2 ГОСТ Р 50597-93.
При этом наличие просветов должно оцениваться с учетом их влияния на обеспечение безопасных условий движения, коэффициент сцепления покрытия.
При обследовании дорожного покрытия измерения просветов с использованием 3-метровой рейкой МУ «АТИ г. Липецка» не производились. Коэффициент сцепления покрытия в местах расположения просветов не определялся.
Данных о том, что число просветов составляет свыше указанных показателей, коэффициент сцепления покрытия не соответствует требованиям п.3.1.4 ГОСТ Р 50597-93, материалы дела не содержат.
В ходе судебного разбирательства доказательств, обосновывающих то, что выявленные недостатки в дорожном покрытии создают угрозу безопасности дорожного движения, и нарушают права граждан на безопасные условия движения по дорогам, представлено не было.
В суде апелляционной инстанции представителю истца предлагалось представить дополнительные доказательства, подтверждающие заявленные требования, в связи с чем разбирательство дела откладывалось. Однако такие доказательства представлены не были.
Оценив в соответствии с положениями ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска прокурора.
Поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора Липецкого района.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 11 апреля 2014 года отменить.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Липецкого района отказать.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
Судья
Секретарь