ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16647/2016 от 27.10.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Капинос В.А. Дело № 33-16647/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2016 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.,

судей: Корниенко Г.Ф., Котельниковой Л.П.,

с участием прокурора Ляпиной О.В.

при секретаре Забурунновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цурупы В.Л. к Министерству финансов Ростовской области, третье лицо – Министерство труда и социального развития Ростовской области, о взыскании единовременного пособия в связи с причинением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Министерства финансов Ростовской области на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 08 июля 2016г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

Цурупа В.Л. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия в связи с причинением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации и компенсации морального вреда, указав в обоснование исковых требований, что 24.09.2014г. в 8 часов в результате падения с лестницы при сильном ветре во время урагана ему был причинен вред здоровью средней тяжести, что подтверждается актом судебно-медицинского освидетельствования.

Истец 28.10.2014г. подал в администрацию Васильево-Ханжоновского сельского поселения заявление о выплате единовременного пособия в связи с причинением ему средней тяжести вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации. Однако никаких выплат ему произведено не было. Он направил соответствующее письмо Президенту Российской Федерации, на которое получил ответ о том, что его обращение направлено в Правительство Ростовской области. Департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ему 25.12.2015 г. направлен ответ, в котором указано, что выплатить ему пособие в размере 400 000 руб. не представляется возможным в связи с финансовыми сложностями. Истец полагает, что в результате действий ответчика ему также причинен моральный вред, который он оценивает в 400 000 руб.

С согласия истца ответчик Министерство финансов Российской Федерации был заменен на надлежащего ответчика Министерство финансов Ростовской области.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования, просили суд взыскать с Министерства финансов Ростовской области единовременное пособие в связи с причинением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации в размере 400 000 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 400 000 руб.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ.

Прокурор в судебном заседании просил суд иск удовлетворить частично и взыскать с Министерства финансов Ростовской области в пользу истца единовременное пособие в размере 400 000 руб., в части взыскания компенсации морального вреда в иске просил отказать.

Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 08 июля 2016 г. иск Цурупы В.Л. к Министерству финансов Ростовской области удовлетворен частично. Суд взыскал с Министерства финансов Ростовской области за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области в пользу Цурупы ВЛ 400 000,00 руб. в качестве единовременного пособия в связи с причинением вреда здоровью средней тяжести в результате чрезвычайной ситуации. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Ростовской области просит отменить решение суда в части взыскания с Министерства финансов Ростовской области за счет резервного фонда Правительства Ростовской области единовременного пособия в связи с причинением вреда здоровью средней тяжести в результате чрезвычайной ситуации в размере 400 000 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Апеллянт обращает внимание суда на то, что полномочия по осуществлению контроля за целевым использованием средств, выделяемых на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, принадлежат Департаменту по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области. Кроме того, апеллянт указывает, что положением о Министерстве финансов Ростовской области, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 24.11.2011г. № 172, к полномочиям Министерства финансов Ростовской области проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не отнесено. По мнению ответчика, законные основания для взыскания единовременного пособия с Министерства финансов Ростовской области отсутствуют.

Апеллянт указал, что резервный фонд Правительства Ростовской области не является самостоятельным источником взыскания, а является частью областного бюджета, порядок использования которого регламентирован постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011г. № 36 «Об утверждении положения о Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ростовской области». Просит привлечь в качестве соответчика Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

Министерством труда и социального развития Ростовской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором представитель третьего лица по делу доводы апелляционной жалобы поддерживает. Ссылаясь на Постановление Правительства Ростовской области от 09.02.2015г. №79 указывают, что уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств федерального бюджета, поступивших из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и осуществлению контроля за целевым использованием средств области определен Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

Заявления и документы о выплате единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью Цурупы В.Л. с сопроводительным письмом от 24.11.2014г. поступили в Министерство труда и социального развития Ростовской области после формирования и направления в Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области списков граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия.

29.12.2014г. в адрес Департамента направлен запрос о возможности направления дополнительных списков для выплаты единовременного пособия Цурупе В.Л. Письмом ГУ МЧС России по Ростовской области от 20.01.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН подтверждена возможность подготовки такого списка, который после согласования с ГБУ РО «БСМЭ» с приложением документов заявителей передан 25.02.2015г. в департамент в электронном виде, повторно по просьбе департамента направлен в электронном виде 15.04.2015г. Полагают, что отсутствие Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области среди лиц, участвующих в деле, привело к неполному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела.

Определением от 19.09.2016г. судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда перешла к рассмотрению гражданского дела по иску Цурупы В.Л. к Министерству финансов Ростовской области, третье лицо – Министерство труда и социального развития Ростовской области, о взыскании единовременного пособия в связи с причинением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации и компенсации морального вреда, по правилам производства суда первой инстанции.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Ростовской области, Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, Администрация Неклиновского района Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области.

Правительством Ростовской области представлен отзыв и дополнение к отзыву на исковое заявление, в которых ответчик не возражает против удовлетворения исковые требования о взыскании единовременной компенсации в пользу Цурупы В.Л. в размере 400 000 руб. согласно действующему порядку, а в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Администрацией Неклиновского района Ростовской области представлены возражения на иск, в которых указано, что Администрация Неклиновского района не может отвечать за действия органов исполнительной власти, поэтому не является надлежащим ответчиком по делу.

Департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области представлены возражения на исковое заявление Цурупы В.М., в котором указано, что поскольку Министерство финансов Российской Федерации не поддержало предложение о выделении Правительству Ростовской области дополнительных бюджетных ассигнований, выплата возможна только на основании судебного решения.

Министерством труда и социального развития Ростовской области представлены возражения на исковое заявление, в которых ответчик указывает, что Министерство труда и социального развития Ростовской области не является главным распорядителем бюджетных ассигнований, выделяемых на мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В функции Министерства труда и социального развития Ростовской области входит финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений, финансирование государственных программ Ростовской области и мероприятий в сфере труда, социальной поддержки и социального обслуживания населения, отдыха и оздоровления детей в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований к минтруду области.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска к Министерству финансов Ростовской области.

Истец и его представитель, действующий на основании ордера, поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить.

Представитель Правительства Ростовской области, действующая на основании доверенности, не оспаривая права истца на данную выплату, просила суд принять решение о взыскании указанной выплаты с органов местного самоуправления.

Представитель Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении иска к Департаменту по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

Представители Министерства труда и социального развития Ростовской области, действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Ростовской области.

Представитель Администрации Неклиновского района Ростовской области, действующий на основании доверенности, поддержал заключение прокурора.

Прокурор отдела прокуратуры Ростовской области полагала, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а в данном случае компенсация в возмещение вреда подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие органы, денежные средства подлежат взысканию с Министерства финансов Ростовской области за счет казны Ростовской области.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, судебная коллегия полагает, что имеются основания, предусмотренные положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с п. «з» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. №68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 18 Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», на основании которых бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (пп.«е» п.2) выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью с учетом степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред – в размере 400000 руб. на человека, легкий вред- 200000 руб. на человека).

Постановлением Правительства Ростовской области от 16.06.2014г. №439 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (далее – Правила), подпунктом 2.6 пункта 2 которых предусмотрена выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред – в размере 400000 руб. на человека, легкий вред- 200000 руб. на человека).

Указанными Правилами определен порядок выплаты единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, согласно которому для получения соответствующих выплат граждане обращаются с заявлениями в органы местного самоуправления, а органы местного самоуправления при недостаточности средств, предусмотренных для ликвидации чрезвычайных ситуаций в бюджетах соответствующих уровней, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обратиться к Губернатору Ростовской области с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. В случае необходимости выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных п.п. 2.6 настоящих Правил, в обращении должны указываться размеры бюджетных ассигнований, необходимых для финансового обеспечения каждого из этих мероприятий, с соответствующим обоснованием (п.п.3, 4 Правил).

Основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации является распоряжение Правительства Ростовской области, в котором указываются получатель средств, общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований с их распределением по мероприятиям (п.7 Правил). Перечень документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований установлен п.9 Правил.

Распоряжением Губернатора Ростовской области от 24.09.2014г. №239 «О дополнительных мерах и функционированию территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области» в связи с возникшими 24.09.2014г. опасными метеорологическими условиями, которые могут повлечь человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей на территории Ростовской области, указанная обстановка признана чрезвычайной ситуацией регионального характера, в зону которой включен Неклиновский район Ростовской области.

Поскольку масштабы произошедшей чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного ветра), а также морских опасных гидрометеорологических явлений (сгонно-нагонных явлений), на территории Ростовской области 24.09.2014г. не позволили в полном объеме ликвидировать ее последствия, Правительство Ростовской области обратилось к Председателю Правительства Российской Федерации о рассмотрении вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации (л.д.237-240).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015г. №93-р Правительству Ростовской области выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанной с ликвидацией чрезвычайной ситуации на территории Ростовской области 24.09.2014г. в размере 583035 тыс. рублей. (л.д.241).

Распоряжение Правительства было подготовлено на основании представленных в октябре 2014г. и согласованных МЧС России и Минфином России списков и поступившие из федерального бюджета денежные средства были перечислены органами местного самоуправления области адресно согласно указанным спискам и в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 09.02.2015г. №79 «О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2015г. №93-р» (л.д. 115-119).

В составленном УСЗН Неклиновского района Ростовской области списке граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия от 13.10.2014г., поступившем в Министерство труда и социального развития Ростовской области, и переданном 17.10.2014г. в Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, информация о Цурупе В.Л., как пострадавшем от чрезвычайной ситуации, отсутствовала (л.д.109-113).

Как установлено и подтверждено материалами дела, истец, проживающий в с.Васильево-Ханжоновка Неклиновского района Ростовской области, во время ураганного ветра 24.09.2014 г. получил травмы, в результате чего был доставлен в больницу.

Согласно акту судебно-медицинского освидетельствования НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. ему были причинены травма правой верхней конечности в виде закрытого вывиха костей предплечья в локтевом суставе с частичным повреждением связок и ушибленная рана правого надбровья. Данные повреждения в совокупности квалифицируются как причинившие вред здоровью средней тяжести по признаку длительности его расстройства (более 21 дня) и образовались от воздействия твердыми тупыми предметами, либо при соударении в день обращения за медицинской помощью 24.09.2014г. Образование указанных повреждений возможно при падении пострадавшего с высоты около 2 метров вследствие сильного ветра, возникшего в результате урагана 24.09.2014 г. в 8 часов (л.д. 13-14, 254-256).

После выписки, из больницы 22.10.2014г. истец обратился в Администрацию Васильево-Ханжоновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области с заявлением о выплате единовременного пособия, которое согласно информации Администрации Неклиновского района зарегистрировано Администрацией сельского поселения 28.10.2014г. (л.д. 131, 197, 252).

Главой Администрации Неклиновского района Ростовской области утвержден список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате стихийного бедствия 24.09.2014г. на территории Неклиновского района, в который включен Цурупа В.Л. (л.д.130).

Заявление и документы о выплате единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью Цурупы В.Л. (с сопроводительным письмом от 24.11.2014г.) поступили в Министерство труда и социального развития Ростовской области после формирования и направления основного списка в МЧС России для рассмотрения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014г. №110.

Дополнительный Список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие опасных метеорологических явлений (сильного), а также морских опасных метеорологических явлений (сгонно-нагонных гений) 24.09.2014 г., в который включен истец, был подготовлен и согласован Министерством труда и социального развития Ростовской области, утвержден 20.02.2015г. Губернатором Ростовской области (л.д. 257) и направлен в МЧС России для рассмотрения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014г. №110.

Правительство Ростовской области обращалось в течение 2015 года в Правительство Российской Федерации о дополнительном выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, которые были отклонены в связи с невозможностью подтверждения недостаточности средств бюджета Ростовской области для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации регионального характера (л.д. 7, 12), в связи с чем истцу Департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области 25.12.2015г. направлен ответ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о том, что выплата возможна только на основании принятого судебного решения (л.д.8).

Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 05.04.2016г. в удовлетворении иска Цурупы В.Л. к администрации Неклиновского района Ростовской области о взыскании единовременного пособия в связи с причинением вреда здоровью и выплате компенсации морального вреда отказано (л.д.200-204).

15.04.2016г. Цурупа В.Л. обратился в суд с настоящим иском к Министерству финансов Российской Федерации, которое заменено судом на надлежащего ответчика – Министерство финансов Ростовской области.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2); каждый имеет право на жизнь (пункт 1 статьи 20); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (пункт 1 статьи 41).

В Федеральном законе от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлении Правительства Ростовской области от 16.06.2014г. №439 право граждан на получение единовременного пособия, получившим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред – в размере 400000 руб. на человека), являющегося по сути компенсационной выплатой, а не способом возмещения вреда, не поставлено в зависимость от выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что право Цурупы В.Л. на получение единовременного пособия в размере 400 000,00 руб., как гражданину, получившему в результате чрезвычайной ситуации регионального характера вред здоровью средней тяжести, выплата которого предусмотрена п.п. 2.6 п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства Ростовской области от 16.06.2014г. №439, подтверждено собранными по делу доказательствами и никем не оспаривалось, в связи с чем судебная коллегия полагает, что требования истца о взыскании 400 000,00 руб. подлежат удовлетворению.

Судебной коллегией признается несостоятельным довод ответчика Министерства финансов Ростовской области об отсутствии оснований для взыскания единовременного пособия с Министерства финансов Ростовской области, так как положением о Министерстве финансов Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 24.11.2011г. №172, не отнесено к полномочиям Министерства финансов Ростовской области проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 16.06.2014г. №439, по поручению Губернатора Ростовской области рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение предложений по результатам их рассмотрения в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области осуществляется по мероприятиям, предусмотренным подпунктами 2.4-2.6 пункта 2 настоящих Правил, Департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области совместно с Министерством финансов Ростовской области в срок, установленный в поручении, или в 10-дневный срок со дня подписания поручения, если в поручении срок не указан.

Согласно п.7 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011г. №36 установлено, что проекты распоряжений Правительства Ростовской области о выделении средств из резервного фонда Правительства Ростовской области готовит, как правило, Министерство финансов Ростовской области, а также аппарат Правительства Ростовской области и иные органы государственной власти Ростовской области на основании соответствующих поручений Губернатора Ростовской области.

На основании вышеприведенных норм, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства Ростовской области от 16.06.2014г. №439, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в условиях введения на территории Ростовской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера, финансирование мероприятий по осуществлению единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и подлежит исполнению за счет средств субъекта Российской Федерации.

Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При таком правовом регулировании с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела судебная коллегия считает, что в данном случае денежные средства необходимо взыскивать с Министерства финансов Ростовской области за счет казны Ростовской области, так как указанный иск направлен на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

При этом судебная коллегия учитывает, что Правительство Ростовской области не возражает против удовлетворения требований истца в части выплаты единовременного пособия в связи с причинением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации (л.д. 196), а надлежащее исполнение обязательства по выплате единовременного денежного пособия Цурупе В.Л., право на получение которого не оспаривается участвующими в деле лицами, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у ответчика денежных средств.

Исковые требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не доказано причинение ему морального вреда действиями (бездействием) ответчиков.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

В соответствии со ст.151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, данным в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» при разрешении дела о компенсации морального вреда суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Доказательств причинения морального вреда истцом суду не представлено. При рассмотрении дела не установлены виновные действия ответчиков в совершении незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов. Следовательно, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.

В связи с тем, что решение по делу судом первой инстанции было постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции, решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 08 июля 2016г. подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 08 июля 2016г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым взыскать с Министерства финансов Ростовской области за счет казны Ростовской области в пользу Цурупы ВЛ единовременное пособие в размере 400 000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Председательствующий

Судьи:

Текст мотивированного определения изготовлен – 07.11.2016г.