Дело № 33-1664/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей: Королёва Ю.А., Железовского С.И.,
при секретаре Лыткиной А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 марта 2019 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокуратуры Железнодорожного района г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска о возложении определенных обязанностей,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Хабаровска – ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года,
заслушав доклад судьи Королёва Ю.А., объяснения прокурора Максименко Е.В., представителя ответчика ФИО1,
установила:
Прокуратура Железнодорожного района г. Хабаровска, в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к администрации г. Хабаровска о возложении определенных обязанностей. В обоснование требований указала, что прокуратурой на основании поручения прокуратуры г. Хабаровска от 26.09.2018 №, в связи с рассмотрением обращения УК ООО «Магнит» проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального законодательства, в результате которой установлено, что застройщиком многоквартирных жилых домов №№ 31, 31 «А», «Д» по ул. Совхозной г. Хабаровска являлось ООО «Опора». Сети наружного освещения протяженностью 630 п.м., водоотведения протяженностью 815 п.м. и теплоснабжения протяженностью 188, 77 п.м. построены застройщиком ООО «Опора» к МКД №№ 31, 31 «А», «Д» и вошли в состав объекта строительства. Застройщиком указанные сети в настоящее время не обслуживаются в виду отсутствия средств. Сети наружного освещения, электроподстанция, водоотведения и теплоснабжения в муниципальную собственность не переданы. Сети наружного освещения, водоотведения расположены на земельном участке, находящемся в общедолевой собственности собственников жилых помещений МКД №№ 31, 31 «А», «Б». Сеть теплоснабжения расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Указанные сети в федеральной, краевой, муниципальной собственности не значатся. Спорные участки сетей относятся к недвижимому имуществу. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные линии наружного освещения, водоотведения и теплотрассы, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электро-, тепло- и водоснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности не только для жильцов указанных домов, но и для неопределенного круга лиц, пользующихся земельным участком, на котором расположены сети, как местами общего пользования. Просила возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность подать в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление по установленной форме о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: сетей наружного освещения протяженностью 630 п.м., водоотведения протяженностью 815 п.м., расположенных на земельном участке с кадастровым № построенных для многоквартирных домов 31, 31-а по ул. Совхозная г. Хабаровска; сетей теплоснабжения протяженностью 188, 77 п.м., построенных от узла 641.02 магистральных тепловых сетей СП «Хабаровские тепловые сети» до многоквартирных домов 31, 31-а, 31-д по ул. Совхозная г. Хабаровска.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Хабаровска не согласившись с постановленным по делу решением, просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает на то, что до внесения сведений в ЕГРН наружные сети освещения, указанные в иске, не могут быть предметом исковых требований прокурора о постановке на учет в качестве бесхозяйных, а решение суда является невыполнимым до осуществления кадастрового учета недвижимого имущества. Только кадастровый инженер может определить техническую характеристику недвижимого имущества, в администрации г. Хабаровска отсутствуют лица, уполномоченные на проведение таких работ, поэтому администрация г. Хабаровска должна привлекать к помощи сторонние организации, путем заключения договора на оказание услуг. На выполнение работ необходимо время, стандартный срок исполнения контракта составляет минимум 6 месяцев, так как заключается на несколько объектов недвижимости. Постановка недвижимого имущества на учет как бесхозяйного носит заявительный характер. Законодательство предоставляет право органу местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество, а не обязывает его в этом. Администрация г. Хабаровска уже проводит процедуру принятия на учет в качестве бесхозяйных объектов, указанных в иске, сети находятся на обслуживании соответствующих муниципальных предприятий.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение суда отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда прокурор с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав доводы сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения не находит.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю сведения в ЕГРН на наличие объектов: тепловых сетей, канализационных сетей, линии наружного освещения и трансформаторной (электрической) подстанции, расположенных на земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома 31, 31-а, 31-д по ул. Совхозная (микрорайон Весенний), не обнаружены.
Также согласно информации, представленной МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области от 11.10.2018 № 9077.1-08 сведения в отношении сети наружного освещения, водоотведения (канализации), сети теплоснабжения, электроподстанции, расположенных на земельном №, застройщиком которых является ООО «Опора» при строительстве многоквартирных домов 31, 31-а, 31-д по ул. Совхозная г. Хабаровска, в реестре федерального имущества отсутствуют.
Как следует из информации Управления энергообеспечения топлива и инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска от 10.10.2018 № 8-3/2942, на заседании подкомиссии КЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах жизнеобеспечения населения согласно протоколу № 38 от 17.08.2018 принято решение определить эксплуатирующей организацией для содержания и технического обслуживания сети хозяйственно-бытовой канализации по ул. Совхозная, 31, 31-а, 31-д, протяженностью 815 п.м. МУП г. Хабаровска «Водоканал».
Сеть хозяйственно-бытовой канализации по ул. Совхозная, 31, 31-а, 31-д протяженностью 815 п.м включена в перечень бесхозяйных инженерных коммуникаций в г. Хабаровске № 57 – ВК.
Согласно протоколу № 43 от 13.12.2018 заседания подкомиссии КЧС по предупреждению чрезвычайной ситуации на объектах жизнеобеспечения населения филиал «ХТСК» АО «ДГК» определено осуществлять техническое содержание и обслуживание объектов: участка тепловой сети от узла 641.02 до жилых домов по ул. Совхозная, 31, 31-а, 31-д протяженностью 188,77 п.м, АО «Хабаровская горэлектросеть» определено предприятием, осуществляющим техническое содержание и обслуживание трансформаторной подстанции КТПН 1727 по ул. Совхозная, 31, 31-а, 31-д.
В соответствии с постановлением администрации г. Хабаровска от 19.09.2018 № 3209, осуществление содержания и техническое обслуживание на период процедуры приема имущества в муниципальную собственность бесхозяйных сетей канализации МКД 31, 31-а, 31-д возложено на МУП г. Хабаровска «Водоканал».
Согласно ответу Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска от 03.10.2018 № 06-08/10165, инженерные сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым №, в реестре муниципального имущества не значатся, в муниципальную собственность не переданы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении определенных обязанностей в полном объеме, при этом суд правильно, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, Конституцией РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 225 ГК РФ, ФЗ от 06.10.2010 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского округа «Город Хабаровск», Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, ст. 206 ГПК РФ, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что сети наружного освещения, водоотведения, теплоснабжения до настоящего времени не зарегистрированы надлежащим образом в качестве бесхозяйных недвижимых объектов. Наличие бесхозяйных объектов на территории Железнодорожного района г. Хабаровска, учитывая их специфику как объектов повышенной опасности, связанную с электроэнергией, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации. Администрация г.Хабаровска, как орган местного самоуправления, является лицом, обязанным обратиться с заявлением о постановке объектов водоснабжения, являющихся недвижимыми вещами, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что для внесения сведений в ЕГРН необходимо осуществить кадастровый учет недвижимого имущества, для осуществления которого администрация г. Хабаровска должна привлекать сторонние организации, путем заключения договора на оказание услуг в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.213 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», коллегия отклоняет, так как необходимость заключения договора не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
К вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2010 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно п. 1 ч. 2 ст.50 указанного закона, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Исходя из п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения ( ч. 1 ст. 203 ГКП РФ).
Таким образом, администрация г. Хабаровска вправе обратиться с заявлением в суд о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка исполнения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что законодательство предоставляет право органу местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество, а не обязывает его в этом, коллегия отклоняет, так как судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что администрация г. Хабаровска, как орган местного самоуправления, является лицом, обязанным обратиться с заявлением о постановке объектов водоснабжения, являющихся недвижимыми вещами, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Согласно п. 1 ст. 9 Устава городского округа «Город Хабаровск», к вопросам местного значения города Хабаровска относятся в числе прочих: организация в границах города Хабаровска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о проведении администрацией г. Хабаровска процедуры принятия на учет в качестве бесхозяйных объектов, сети находятся на обслуживании соответствующих муниципальных предприятий, коллегия полагает необоснованными, поскольку указанный довод опровергается материалами дела.
Оценивая установленные по делу фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства в совокупности, судебная коллегия полагает, что относимых, допустимых и достаточных доказательств, достоверно опровергающих вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду апелляционной инстанций не представлено, судебная коллегия считает возможным согласиться с правильным по существу решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана соответствующая правовая оценка и оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.
руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи Ю.А. Королёв
С.И. Железовский