КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Сергеев Ю.С. Дело № 33-16684/2017
А-079г
20 декабря 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Киселевой А.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации города Минусинска о признании решений незаконными и возложении обязанности
по апелляционной жалобе руководителя УСЗН г.Минусинска - ФИО2
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 19 октября 2017 года, которым постановлено:
«Обязать Управление социальной защиты населения администрации города Минусинска возобновить предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов в отношении ФИО1 с 03 июня 2015 года, в удовлетворении остальной части требований – отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с требованиями к УСЗН администрации г.Минусинска о признании незаконными решений о приостановлении и последующем прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки с 01.01.2014 года.
Требования мотивированы тем, что истцу, как инвалиду <данные изъяты>, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с поступившими сведениями о наличии у нее более двух месяцев задолженности по оплате за отопление и горячее водоснабжение в размере 31639,54 рубля, ответчиком принято решение о приостановлении ей с 01.12.2013г. предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и о прекращении данных мер с 01.01.2014 года.
Указанные действия истец считает неоснованными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель УСЗН города Минусинска – ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права и пропуск истцом срока исковой давности на обращение в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно и судом установлено, что ФИО1 является инвалидом <данные изъяты> бессрочно с 23.10.2001г.
УСЗН администрации г.Минусинска ей были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, собственником которого она является.
В связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальной услуги за два и более месяца за отопление и горячее водоснабжение в размере 31639,54 руб., ответчиком были приняты решения о приостановлении ФИО1 на месяц выплаты мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.12.2013 года и о прекращении указанных мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг 01.01.2014г.
Не согласившись с позицией ответчика, истец обратилась в суд с иском о признании незаконными вышеуказанных решений ответчика.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, об обоснованном приостановлении предоставления ФИО1 на месяц мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг с 01.12.2013 года в связи с наличием у нее задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении истцу с 01.12.2013г. предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Кроме того, суд, правильно определив, что в связи с тем, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», верно указал, что наличие у ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение не может являться основанием для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.
При этом суд, принимая во внимание то, что нормы положений ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, исходя из занимаемой инвалидом общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, в то время, как истец является собственником жилого помещения, пришел к верному выводу, что компенсация расходов в размере 50% может быть предоставлена истцу только по оплате коммунальных услуг.
Определяя период, с которого истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, суд со ссылкой на то, что изменения в п.1 ст. 13 и п.4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», согласно которых при предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не может быть прекращена выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг лишь по тем основаниям, что имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, были внесены определением Верховного Суда РФ 03.06.2015 года, пришел к выводу, что возобновление истцу мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов подлежит с 03.06.2015г., возложив на ответчика соответствующую обязанность.
Соглашаясь с выводом суда о неправомерном прекращении предоставления ФИО1, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возобновлении истцу данных мер социальной поддержки с 03.06.2015г., полагая, что указанный вывод основан на неправильном применении судом норм материального права, регулирующих спорные отношения, поскольку предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, при этом изменения в данный Федеральный закон 03.06.2015г. внесены не были.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что решение суда в части возложения на ответчика обязанности возобновить предоставления истцу мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с 03.06.2015 года подлежит изменению, с указанием даты возобновления предоставления вышеуказанных мер с 01.01.2014г.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно не нашел правовых оснований для применения последствий пропуска истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, о чем было заявлено стороной ответчика, поскольку истец, являясь инвалидом <данные изъяты>, обратилась в суд за защитой нарушенного права в рамках Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Судом было правильно установлено, что ответчиком нарушено право истца на получение социальных гарантий, в связи с чем верно указано, что оснований для применения срока исковой давности не имеется. С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд не может быть принят во внимание для отмены решения суда.
Кроме того, судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обоснованность прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 19 октября 2017 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: «Обязать Управление социальной защиты населения администрации города Минусинска возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов в отношении ФИО1 с 01 января 2014 года, в удовлетворении остальной части требований – отказать.»
Апелляционную жалобу руководителя УСЗН г.Минусинска - ФИО2 -оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Киселева А.А.