Акушинский районный суд РД
Судья Исмаилов М.А.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу N 33-1669, г.Махачкала
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Магомедовой А.М.
судей Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,
при секретаре Азизовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу ФИО1 на решение судьи Акушинского районного суда Республики Дагестан от 03 апреля 2014 года по делу по иску прокурора Акушинского района РД Абдулкадырова О.Г. к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан (далее Минтруд РД) и Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «Акушинский район» (далее УСЗН в МО «Акушинский район») о признании незаконным бездействия Управления социальной защиты населения в Акушинском районе РД,
установила:
Прокурор Акушинского района РД Абдулкадыров О.Г. в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Минтруду РД и УСЗН в МО «Акушинский район» о признании незаконным бездействия УСЗН в МО «Акушинский район», выразившегося в непринятии от учителя МКОУ «<.>» ФИО1 квитанции № 0000275 от 26.11.2012г. о приобретенном ею печном топливе у ИП ФИО2 и обязании УСЗН в МО «Акушинский район» и Минтруда РД назначить и произвести компенсационные выплаты учителю МКОУ «<.> ФИО1 за приобретенное ею печное топливо у ИП ФИО2 по квитанции № 0000275 от 02.12.2012г. указывая, что прокуратурой Акушинского района рассмотрено заявление учителя МКОУ «Усишинская СОШ № 2» ФИО1 о незаконном отказе УСЗН в МО «Акушинский район» в принятии квитанции на приобретенное печное топливо у ИП ФИО2 для получения компенсационных выплат, по результатам чего установлено следующее.
Приказом № 4 от 15.08.2002г. ФИО1 принята на должность учителя <.>, где работает по настоящее время. Прописана и проживает в с.<адрес> Акушинского района с 2002 года в своем доме с мужем и детьми.
02.12.2012г. ФИО1 приобрела в с.Акуша у ИП ФИО2 6,6 тонн угля на сумму <.> руб., 1 м дров на сумму <.> рублей, доставка – <.> руб., всего потратила на приобретение печного топлива <.> руб., о чем ей выдана квитанция № 0000275.
В марте 2013 года ФИО1 обратилась в УСЗН в МО «Акушин-ский район» с просьбой выплатить ей компенсацию за приобретенное ею печное топливо в 2012 году, как лицу, имеющему права на соответствующие льготы. В подтверждение произведенных расходов она предъявила квитанцию № 0000275 от 02.12.2012 г. УСЗН в МО «Акушинский район» в принятии данной квитанции и проведению компенсационных выплат отказано, на основании письма Минтруда и социального развития РД от 11.12.2012г. за исх. № 11-12/81а, согласно которому всем управлением социальной защиты населения на местах предписано принимать квитанции в качестве подтверждения приобретенного топлива лишь от ООО «Дружба» и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие». До настоящего времени Багамаева П.Г. компенсационные выплаты не получила.
Бездействие УСЗН в МО «Акушинский район», выразившееся в непринятии квитанции ИП ФИО2 для выплаты компенсации расходов на приобретение печного топлива ФИО1, является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии Законом Республики Дагестан от 30.12.2004 N 64 компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты. При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов. В соответствии с Постановлением Правительства РД от 28.01.2011 N 20 компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Органами социальной защиты населения денежная выплата по выбору получателей доставляется им по месту жительства или пребывания организацией федеральной почтовой связи, иной организацией или перечисляется в кредитные учреждения на основании заключаемых в установленном порядке договоров.
Письмом первого заместителя министра труда и социального развития РД от 11.12.2012 № 11-12/81а до Управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях республики доведено до сведения, что постановлением Республиканской службы по тарифам РД от 30.11.2012 г. № 104 установлены розничные цены на твердое топливо, реализуемое ООО «Дружба». Одновременно начальникам УСЗН поручено осуществлять начисление компенсации расходов за приобретенное твердое топливо (уголь, дрова) отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, представившим документы о приобретении у ООО «Дружба» твердого топлива на отопительный период 2012-2013 гг.
По протесту прокурора Республики Дагестан постановление РСТ по РД от 30.11.2012 г. отменено как незаконное и противоречащее ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Следует учесть, что письмо первого заместителя министра Минтруда РД носит рекомендательный характер, при этом запрет на прием квитанций других топливно-снабжающих организаций не содержит.
Также УСЗН в МО «Акушинский район» не приняло во внимание Постановление Конституционного Суда Республики Дагестан от 25.04.2012 N 1-П, согласно которому абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливно-снабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы, признан не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Тем самым, УСЗН в МО «Акушинский район» своим бездействием нарушило социальные права учителя школы сельской местности ФИО1, незаконно не произвело компенсационные выплаты.
Решением Акушинского районного суда Республики Дагестан от 03 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований прокурора Акушинского района Абдулкадырова О.Г. отказано.
В поданной апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить вынесенное решение как незаконное и необоснованное по основаниям, приведенным в исковом заявлении прокурора Акушинского района РД.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник УСЗН в МО «Аукшинский район» ФИО3 и Министр труда и социального развития Республики Дагестан ФИО4 просят оставить требования ФИО1 без удовлетворения, а решение суда без изменения по тем основаниям, что розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан республиканской службой по тарифам были установлены лишь для организаций ООО «Дружба» и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие». Министерство труда и социального развития РД письмом от 11.12.2012г. за исх. № 11-12/8160, всем управлением социальной защиты населения на местах было предписано принимать квитанции в качестве подтверждения приобретенного топлива лишь от ООО «Дружба» и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие», которым республиканской службой по тарифам были установлены тарифы на реализуемое топливо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения ФИО1, подержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства труда и социального развития РД ФИО5 и начальника УСЗН в МО «Акушинский район» ФИО3, просивших решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, мнение прокурора отдела прокуратуры РД Магомедиминова М., полагавшего необходимым отменить решение суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 N 64 (ред. от 05 марта 2014) "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (принят Народным Собранием РД 28 декабря 2004) компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты.
Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Статьей 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 N 20 (ред. от 18 ноября 2013) "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан" (вместе с "Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан") такой порядок определен.
Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер компенсации педагогическим работникам определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
В качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива.
Таким образом, требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, нельзя признать основанным на законе.
Кроме того, Конституционным Судом Республики Дагестан 25 апреля 2012 N 1-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункта 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20 установлено, что значительное количество граждан, пользующихся печным отоплением и имеющих право на компенсацию расходов на приобретение твердого топлива, лишены возможности приобрести топливо по розничным ценам с получением предусмотренных Постановлением Правительства Республики Дагестан документов, подтверждающих указанные расходы, поскольку в сельскую местность и поселки городского типа, где проживают и работают лица, имеющие право на получение компенсации расходов на отопление жилых помещений, из-за отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз и реализацию угля и дров по розничным ценам, твердое топливо в достаточном объеме не завозится.
С учетом этого, п.1 Постановления признан абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы, не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Из материалов дела следует, что ФИО1 приобрела в с.Акуша у ИП ФИО2 6,6 тонн угля на сумму <.> руб., 1 м дров на сумму <.> рублей, доставка – <.> руб., всего потратила на приобретение печного топлива <.> руб., о чем ей выдана квитанция № 0000275.
В марте 2013 года ФИО1 обратилась в УСЗН в МО «Акушин-ский район» с просьбой выплатить ей компенсацию за приобретенное ею печное топливо в 2012 году, как лицу, имеющему права на соответствующие льготы. В подтверждение произведенных расходов она предъявила квитанцию о понесенных расходах на приобретение печного топлива. Однако УСЗН в МО «Акушинский район» в принятии квитанции и проведению компенсационных выплат отказано, сославшись на письмо Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 11.12.2012г. № 11-12/81а, согласно которому всем управлением социальной защиты населения на местах предписано принимать квитанции в качестве подтверждения приобретенного топлива лишь от ООО «Дружба» и ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие». До настоящего времени Багамаева П.Г. компенсационные выплаты не получила.
Бездействие ответчика в принятии квитанции и осуществлении выплат компенсации ФИО1 по указанным выше основаниям о приобретении твердого топлива только в двух конкретных организациях является не чем иным, как попытка реализации в завуалированной форме норм, признанных Конституционным Судом Республики Дагестан не соответствующими Конституции.
Более того, установление Республиканской службой по тарифам розничных цен только для организаций ООО "Дружба" (Ботлихский район) и ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие" не может повлечь за собой лишение права на соответствующую льготу, предусмотренную федеральным законодательством, лиц, проживающих в отдаленных от этих организаций местностях.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст.328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.
решение Акушинского районного суда Республики Дагестан от 03 апреля 2014 года отменить.
Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Акушинский район» Республики Дагестан, выразившееся в непринятии от учителя МКОУ «<.>» ФИО1 квитанции № о приобретенном ею печном топливе у ИП ФИО2.
Обязать Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Акушинский район» Республики Дагестан и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан назначить и произвести компенсационные выплаты учителю МКОУ «<.>» ФИО1 за приобретенное ею печное топливо у ИП «ФИО2 по квитанции № 0000275.
Председательствующий
Судьи