ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16698/2016 от 24.08.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-16698/2016

город Уфа дата года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Милютина В.Н.

судей Мугиновой Р.Х.

ФИО1

при секретаре Хусаиновой Л.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации ГО г.Стерлитамак на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора г. Стерлитамак удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа г. Стерлитамак предоставить ФИО9, дата года рождения благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Стерлитамак обратился в суд в защиту интересов ФИО9 к Администрации ГО Стерлитамак об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по тем основаниям, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ФИО9 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Решением Стерлитамакского городского суда от датаФИО9, дата г.р., являвшаяся в соответствии со свидетельством о рождении матерью ФИО9 признана безвестно отсутствующей. Согласно справки № №... формы № 25 ФИО9 являлась матерью-одиночкой, так как запись об отце в свидетельство о рождении внесена со слов матери. В соответствии с постановлением Администрации ГО г. Стерлитамак № №... от дата, ФИО9. поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также собственником объектов недвижимости не является. В нарушение действующего законодательства ФИО9 с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени администрацией городского округа г. Стерлитамак не предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО г.Стерлитамак решение суда просит решение отменить, указав, что считает его незаконным, необоснованным и несправедливым в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к нарушению закона и принятию неправильного решения (ч. 1, ч. 2 п. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ).

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО9 судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания, в том числе, образовательных организациях.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения указанным лицам необоснован. Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении ФИО9. дата г.р. родителями записаны ФИО9

Решением Стерлитамакского городского суда от датаФИО9, дата являвшаяся в соответствии со свидетельством о рождении матерью ФИО9 признана безвестно отсутствующей. Согласно справки № №... формы №...ФИО9. являлась матерью-одиночкой, так как запись об отце в свидетельство о рождении внесена со слов матери.

В соответствии с постановлением Администрации ГО г. Стерлитамак № №... от дата, ФИО9 поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно справки Межмуниципального отдела по Стерлитамакскому району и г.Стерлитамак Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о принадлежащих на праве собственности ФИО9 объектов недвижимого имущества.

Согласно справке Стерлитамакского городского филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» ФИО9 не имеет объектов недвижимости зарегистрированных на праве собственности в Стерлитамакском городском филиале ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ».

В соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сведения о правах ФИО9 на объекты недвижимости отсутствуют.

Доказательств предоставления ответчиком ФИО9 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых суду предоставлено не было.

Удовлетворяя требования, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку ФИО9 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию городского округа г. Стерлитамак РБ.

Положениями п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями РБ: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Таким образом, государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрацию городского округа г. Стерлитамак РБ.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении решением суда прав и законных интересов иных лиц не состоятельны. По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Кроме того предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Принимая во внимание, что у ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан имеется неисполненное обязательство по обеспечению жильем по договору специализированного найма жилого помещения, суд правомерно обязал ответчика обеспечить ФИО9 благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, по доводам жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации ГО г.Стерлитамак - без удовлетворения.

Председательствующий Милютин В.Н.

Судьи Мугинова Р.Х.

ФИО1