ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1669/2021 от 11.08.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.,

судей Коротченковой И.И., Букаловой Е.А.,

при секретаре Власовой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой Тамары Валентиновны к бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области «Каменский геронтологический центр», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Управлению по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области, администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области, отделу по муниципальному имуществу и жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

по апелляционной жалобе администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 12 ноября 2020 г., которым постановлено:

«исковые требования Вороновой Тамары Валентиновны удовлетворить.

Обязать ответчика администрацию Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области заключить с Вороновой Тамарой Валентиновной договор социального найма жилого помещения (комнаты в двухкомнатной квартире), расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, <адрес><адрес>, с кадастровым номером , площадью 14,5 кв.м.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области Болибковой М.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, объяснения представителя Вороновой Т.В. – адвоката Кульпиной Л.И., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Воронова Т.В. обратилась в суд с иском к бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области «Каменский геронтологический центр» (далее по тексту – БСУ СО ОО «Каменский геронтологический центр»), Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Управлению по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области, администрации Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области о понуждении к заключению договора социального найма.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в январе 2009 г. ей, как работнику БСУ СО ОО «Каменский геронтологический центр», была предоставлена комната в <адрес> в д. Б. <адрес>. С февраля 2009 г. она администрацией Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области была зарегистрирована в данном жилом помещении, в котором проживает до настоящего времени.

Полагая, что правоотношения по пользованию указанным жилым помещением подпадают под правовое регулирование договора социального найма, который до настоящего времени с ней не заключен, поскольку оно не относится к муниципальной собственности, а также не состоит на балансе БСУ СО Орловской области «Каменский геронтологический центр», ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, а также на ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Вводный закон), Воронова Т.В. просила суд возложить на ответчиков обязанность заключить с ней договор найма жилого помещения (комнаты в двухкомнатной квартире), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 14,5 кв.м.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась администрация Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области, подав на него апелляционную жалобу.

В обоснование жалобы ссылается на то, что к полномочиям администрации сельского поселения не отнесены полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма.

Обращает внимание на то, что к вопросам местного значения поселения, согласно Уставу, не относятся вопросы, касающиеся сферы жилищного законодательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права.

Согласно положениям п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).

В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Установлено, что решением Мценского районного Совета народных депутатов № 416 от 29 января 2015 г. утверждено Положение «Об отделе по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района» (далее по тексту – Положение).

Согласно данному Положению Отдел является юридическим лицом, имеет штамп и круглую печать со своим наименованием и изображением герба Мценского района, фирменные бланки, обладает всеми правами и обязанностями юридического лица (п. 6 ст. 1).

В соответствии со ст. 3 Отдел предоставляет в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда; расторгает в установленном порядке договоры социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 24, 24.1).Поскольку Вороновой Т.В. в исковых требованиях ставился вопрос о заключении с ней договора социального найма, а отдел по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района к участию в деле в качестве соответчика привлечен не был, судебная коллегия на основании определения от 06 августа 2021 г. перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде суда первой инстанции, отдел по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене (п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).

При рассмотрении судебной коллегией настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции Вороновой Т.В. исковые требования были уточнены, последняя просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (комнатой площадью 14.5 кв.м.) на условиях договора социального найма.

Разрешая спор по существу, судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришла к выводу, что требования Вороновой Т.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации также закреплено право каждого на жилище.

Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) определено, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (часть 1).

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный (часть 2).

Часть 2 статьи 15 ЖК РФ предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям относятся, в том числе, комната (ст. 16 ЖК РФ).

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Статья 9 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Согласно положениям ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Материалами дела установлено, что жилой <адрес> в <адрес> ранее относился к государственному имуществу Орловской области, состоял на балансе ОГУ «Каменский геронтологический центр» (в настоящее время - БСУ СО ОО «Каменский геронтологический центр»). Истец Воронова Т.В. являлась работником данного учреждения (т. 1 л. д. 21, 71 об.).

На основании распоряжения администрации Орловской области -р от 22 декабря 2005 г. муниципальным образованиям передано безвозмездно государственное имущество, в том числе, вышеуказанный жилой дом. Согласно п. 3 данного распоряжения, право муниципальной собственности на переданное имущество переходит к соответствующим муниципальным образованиям с даты принятия настоящего распоряжения (т. 1 л. д. 69-75).

Во исполнение данного распоряжения постановлением Спасско – Лутовиновского сельского совета народных депутатов № 14 от 11 мая 2006 г. указанный жилой дом был принят в муниципальную собственность сельского поселения (т. 1 л. д. 12).

Однако постановлением Спасско – Лутовиновского сельского совета народных депутатов № 58 от 28 ноября 2006 г. было принято решение об отмене постановления № 14 от 11 мая 2006 г (т. 1 л. д. 15, 16).

С указанного времени указанный дом в реестрах федерального имущества, государственной собственности, муниципального имущества Мценского района не значится.

В этой связи все жилые помещения в данном жилом доме, за исключением спорной комнаты, были приватизированы проживающими в нем гражданами в судебном порядке.

Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями истца, представителя БСУ СО ОО «Каменский геронтологический центр», Спасско – Лутовиновского сельского поселения, решением Мценского районного суда Орловской области от 10 декабря 2009 г. (л. д. 41), и сторонами по делу не оспаривались.

По делу также установлено, что Воронова Т.В. занимает комнату в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 14,5 кв.м.

Указанная комната была предоставлена истцу на основании распоряжение директора БСУ СО ОО «Каменский геронтологический центр» о выделении ей комнаты в <адрес><адрес> (л. д. 18), с 12 февраля 2009 г. истец зарегистрирована в данном жилом помещении и проживает, оплачивала коммунальные услуги и квартплату (т. 1 л. д. 109-118).

Установив, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в связи с трудовыми отношениями, жилой дом ранее являлся ведомственным жильем для проживания работников учреждения, принимая во внимание, что дом был в установленном законом порядке передан в муниципальную собственность, в силу положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует признать, что Воронова Т.А. занимает спорное жилое помещение на условиях договора социального найма.

При этом тот факт, что после принятия в муниципальную собственность, администрация Спасско – Лутовиновского сельского поселения отменила свое ранее принятое решение о принятии вышеуказанного жилого дома в муниципальную собственность, правового значения по делу не имеет, поскольку на основании распоряжения администрации Орловской области № 282-р от 22 декабря 2005 г., которым муниципальным образованиям было передано безвозмездно государственное имущество, право муниципальной собственности на переданное имущество переходит к соответствующим муниципальным образованиям с даты принятия настоящего распоряжения.

Ссылка в возражениях представителя администрации Мценского района о том, что Воронова Т.В. не имеет статус малоимущей, в силу положений вышеприведенной ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку по делу установлено, что полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в спорных правоотношениях относятся к полномочиям муниципального района, а решением Мценского районного Совета народных депутатов № 416 от 29 января 2015 г. утверждено Положение «Об отделе по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района» (далее по тексту – Отдел), согласно которому Отдел является юридическим лицом и к его полномочиям относится, в том числе, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, надлежащим ответчиком по данному делу, по мнению судебно коллегии, является отдел по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района. В связи с чем, в удовлетворении требований Вороновой Т.В., предъявленных к другим ответчикам, необходимо отказать.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, а исковые требования Вороновой Т.В. - частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 12 ноября 2020 г. отменить.

Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Вороновой Тамары Валентиновны к отделу по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района - удовлетворить.

Признать за Вороновой Тамарой Валентиновной право пользования жилым помещением (комнатой площадью 14.5 кв.м.), расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на условиях социального найма.

В удовлетворении остальной части исковых требований Вороновой Тамаре Валентиновне – отказать.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-1669/2021 (Определение)