ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Болдохонова С.С.
Дело № 33-166/2018 дело поступило ... г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Чупошева Е.Н., Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Зарбаевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парамонова Е.В. к АО «Читаэнергосбыт» о защите прав потребителей,
по апелляционной жалобе истца Парамонова Е.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02 ноября 2017 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гимадеевой О.Л., выслушав пояснения истца Парамонова Е.В., представителей АО «Читаэнергосбыт» Сулимову О.Д., Федорову Т.А., представителя ООО «Управляющая компания «ЖилЭкономСервис» Гудуева А.И., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Парамонов Е.В., обращаясь в суд с иском к АО «Читаэнергосбыт», просил обязать ответчика уменьшить размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб., штраф.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является потребителем услуг по адресу: <...>. Ответчик предоставляет некачественную энергию 176-198 кВт, что подтверждается жалобой от 13.04.2015г., заключением №1 от 18.07.2016г., актом №009561 от 24.11.2016г. В связи с низким качеством поставляемой электроэнергии электробытовые приборы не работают, телевизор также работает нестабильно. Считает, что ответчиком нарушается право потребителя на пользование коммунальными ресурсами надлежащего качества. Он и жильцы дома неоднократно обращались в различные инстанции, в том числе в Управление жилищной инспекции, Министерство энергетики РФ, Общественную палату РФ. Ответчику была направлена претензия, однако на эту претензию ответчик не ответил, неоднократно создавал комиссии по замеру качества предоставляемой электроэнергии. Истец с выводами комиссии был не согласен, т.к. ответчиком был применен ненадлежащий ГОСТ. Считает, что действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, которые он оценил в 500000 руб. Кроме того, за отказ от добровольного выполнения его требований просит взыскать с ответчика штраф в размере 50% от взысканной судом суммы.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 11.09.2017 года привлечена управляющая компания ООО «ЖилЭкономСервис» к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 09.10.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «Улан-Удэ Энерго».
Определением суда к участию в деле привлечено Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов потребителей.
В судебном заседании истец Парамонов Е.В. поддержал исковые требования. Суду пояснил, что неоднократно обращался в различные инстанции в связи с ненадлежащим качеством электроэнергии, однако его обращения остались без ответа, при этом электроэнергия низкого качества поступает по настоящее время. Полагает, что ответчиком применен неверный ГОСТ.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Федорова Т.А. исковые требования не признала, ссылаясь на избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Представитель третьего лица ОАО «Улан-УдэЭнерго» по доверенности Гомбоев Б.В., возражал против заявленных требований, пояснил, что на основании письма Управляющей компании, 27.09.2016г. был произведен замер напряжения в сетях, было установлено, что все значения в переделах нормы, о чем составлен акт.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «ЖилЭкономСервис» не явился, извещен надлежаще.
В ходе судебного разбирательства опрошен специалист Ростехнадзора по Республике Бурятия Соколовский М.Д.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Парамонов Е.В. не согласен с выводами суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, в частности, вышел за пределы заявленных истцом требований. Также суд не принял во внимание требования ст. 10 Постановления Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 года, утвердившие Правила предоставления коммунальных услуг. Считает, что оспариваемое решение нарушило его права и законные интересы. Привлекая в качестве третьего лица ООО «ЖилэкономСервис» к участию в деле, суд не уведомил общество надлежащим образом. Судом не учтено, что согласно пункта 3.3.1. Договора № 381 от 13.07.2014 г., заключенного между ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО « Улан-УдэЭнерго» предусмотрена обязанность исполнителя (ответчик) обеспечить передачу электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам ГОСТ 13109-97 до 10 июня 2014 года и с 1 июля 2014 г. ГОСТ Р 54149-2010. Полагает, что с 01.07.2014 года гарантирующий обязан был перезаключить договор с ОАО «Улан-УдэЭнерго», в связи с изменениями нормативно - правовых актов, в связи с введением нового ГОСТа 32144-2013.
В суде апелляционной инстанции истец Парамонов Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители АО «Читаэнергосбыт» Сулимова О.Д., Федорова Т.А., представитель ООО «Управляющая компания «ЖилЭкономСервис» Гудуев А.И. просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель АО «Улан-Удэ Энерго» в суд апелляционной инстанции не явился.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений п. 3 ст. 539 Кодекса к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, первое фактическое подключение абонента в установленном порядке к присоединенной сети является достаточным основанием для признания договора заключенным (п. 1 ст. 540 ГК РФ).
В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц. устанавливает ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», в котором указано, что учитывая непредсказуемость ряда явлений, влияющих на напряжение, не представляется возможным установить определенные допустимые границы значений для соответствующих характеристик напряжения. Поэтому изменения характеристик напряжения, связанные с такими явлениями, как например, провалы и прерывания напряжения, перенапряжения и импульсные напряжения в настоящем стандарте не нормируются. При заключении договоров на поставку или передачу электрической энергии следует учитывать статистические данные, относящиеся к таким характеристикам. Номинальное напряжение составляет 220 вольт. Методы измерения показателей КЭ, применяемые в соответствии с настоящим стандартом, установлены в ГОСТ 30804.4.30 и ГОСТ 30804.4.7.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В суде первой инстанции установлено, что истец является пользователем электроэнергии по адресу: <...>.
14.02.2017г. Парамонов Е.В. обратился в ОАО «Читаэнергосбыт» с претензией о несоответствии качества поставляемой электроэнергии ГОСТу. Согласно акту проверка уровня напряжения на автомате в электрощите в квартире потребителя напряжение составило при отключенных электроприборах 218В, при включенных электрической плиты двух конфорок, холодильника, водонагревателя - 203,2В.
Согласно акту проверки от 24 ноября 2016 г. по заявке потребителя были произведены замеры уровня напряжения в электро щитке с прибором учета, уровень напряжения на момент проверки составил 199 В при включенных электроприборах.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договоров, в том числе и порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Согласно данным Правилам в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель обязан сделать сообщение об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (п. 34).
Согласно п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу.
Согласно п. 109 Правил по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
В материалах дела имеется акт от 27.09.2016г АО «Улан-
Удэ Энерго», составленный с участием управляющей организации ООО «Жилэкономсервис», по письму управляющей организации, согласно
которому уровень напряжения в ВРУ потребителя составляет 218-227 В и соответствует требованиям ГОСТа 32144-2013.
Как следует из вышеуказанных документов, факт нарушения качества электроэнергии не установлен, при этом ссылка истца о направлении жильцами дома в ООО «Жилэкономсервис» 13.04.2015г. обращения не может принят во внимание, поскольку доказательств того, что данное обращение было доведено до гарантирующего поставщика, были проведены замеры напряжения, в установленном законом порядке, и эти замеры установили низкое напряжение на приборах учета жильцов, суду не представлено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов истца о поставке некачественной электроэнергии, поскольку отклонения поставленной электроэнергии потребителю - в пределах нормы 199-218 В.
Истцом не отрицался факт отсутствия в квартире приборов отопления и использования им для обогрева квартиры электроприборов, что не может не влиять на мощность потребляемой электроэнергии.
Согласно ГОСТу 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст. Показателем КЭ, относящимся к медленным изменениям напряжения электропитания в точке передаче электрической энергии от номинального / согласованного значения, %. В электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В. Для указанных показателей КЭ установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. Данный стандарт разработан на основе применения ГОСТ Р 54149-2910, который утратил силу с 1 июля 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 32144-2013.
Довод жалобы о необходимости перезаключения договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии ответчику в связи с изменением стандартов качества электрической энергии не подлежит принятию во внимание, поскольку такой довод не являлся предметом исковых требований.
Кроме того, в соответствии с условиями договора № ... возмездного оказания услуг по передаче (3.2.1) Заказчик ОАО «Читаэнергосбыт» обязалось обеспечить поставку электроэнергии в сети Исполнителя ОАО «Улан-УдэЭнерго» в объеме, обязательства по поставке которого потребителям и Исполнителю принял на себя Заказчик, путем приобретения электроэнергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Качество и иные параметры поставляемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам, иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97 либо иного ГОСТ принятого в связи с возможной отменой ГОСТ 13109-97. В связи с чем, ссылка истца на 3.3.1. Договора и невозможности применения ответчиком и третьим лицом по делу ОАО «Улан-Удэ Энерго» иных стандартов качества электроэнергии, не является состоятельной.
Оснований для вызова и опроса в суде апелляционной инстанции представителя Управления Роспотребнадзора, не имеется, поскольку мнение указанного представителя было получено судом первой инстанции в ходе разрешения спора.
Кроме того, период уменьшения размера оплаты за предоставление услуги по электроснабжению ненадлежащего качества в иске не указан. В суде первой инстанции истцом такой период для расчета не уточнялся. Доказательств нарушения прав потребителя, истцом не представлено.
В отсутствии апелляционной жалобы от ООО « ЖилэкономСервис» довод апеллянта о ненадлежащем извещении третьего лица подлежит отклонению судебной коллегией.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий О.З. Нимаева
судьи Е.Н. Чупошев
О.Л. Гимадеева