ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-167 от 21.01.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

  Дело № 33-167 (33-4885/2014) судья Панасюк Т.Я. 2015 год

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 21 января 2015 года город Тверь

 Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

 в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

 судей Акатьевой Т.Я. и Буйнова Ю.К.,

 с участием прокурора Голодковой А.А.

 при секретаре Волошиной Е.И.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании

 по докладу судьи Буйнова Ю.К.,

 дело по апелляционной жалобе Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 16 октября 2014 года, которым постановлено:

 «Заявленные исковые требования прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о возложении обязанности разработать проекты зоны охраны объектов культурного наследия - удовлетворить в полном объеме.

 Возложить на Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обязанность в срок до 01.09.2015 года разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия:

 Братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941- 1942 гг., расположенной в д.Бор-Волго Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области (по решению Исполкома Калининского областного Совета депутатов трудящихся № 310 от 20.08.1973 года значится под номером 660 - братская могила в д.Шуваево Шуваевского с/с);

 Братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941- 1943 гг., расположенной в д.Шуваево Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области (по решению Исполкома Калининского областного Совета депутатов трудящихся № 310 от 20.08.1973 года значится под номером 661 - братская могила в д.Бор-Волго Шуваевского с/с).

 В удовлетворении исковых требований к Администрации Селижаровского района Тверской области, Правительству Тверской области, Администрации Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области - отказать».

 Судебная коллегия

 установила:

 Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об обязании в срок не позднее 01 сентября 2015 года разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия: братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами 1941-1942 годов, расположенной в д.Бор-Волго; братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами 1941-1943 годов, расположенной в д.Шуваево.

 В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Селижаровского района проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе которой установлено, что на территории Шуваевского сельского поселения Селижаровского района располагаются два воинских захоронения, являющиеся объектами культурного наследия: в д.Бор-Волго находится братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами 1941-1942 годов (102 захороненных), в д.Шуваево также располагается братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941-1943 годов (684 захороненных).

 Согласно решению Исполкома Калининского областного Совета депутатов трудящихся №310 от 20.08.1973 года братские могилы, расположенные в д.Бор-Волго и д.Шуваево, поставлены на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры регионального значения.

 Вопреки положениям действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия до настоящего времени, в целях обеспечения сохранности воинских захоронений, расположенных на территории Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, - братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941-1942 годов (д.Бор-Волго), братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941-1943 годов (д.Шуваево), охранные зоны объектов культурного наследия не установлены, проект охранной зоны не разрабатывался.

 В связи с изложенным, прокурор просил обязать Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в срок до 01.09.2015 года разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия: Братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941- 1942 гг., расположенной в д.Бор-Волго; Братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941- 1943 гг., расположенной в д.Шуваево.

 Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Администрация Селижаровского района Тверской области, Правительство Тверской области, Администрация Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по делам культуры Тверской области.

 В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Центрального района города Твери Серова О.Н. заявленные исковые требования к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

 Представитель ответчика Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО1 заявленные исковые требования не признала, возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы ранее представленного отзыва, дополнительно пояснив, что Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области не является органом, на который возложена обязанность по разработке зон охраны объектов культурного наследия, он является органом, который лишь согласовывает проекты зон охраны. Разработка зон охраны памятников не является единственной мерой направленной на охрану объектов культурного наследия. Существуют памятники культуры, у которых нет зон охраны, так как они им не требуются. По Закону РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» устанавливается обязанность органов местного самоуправления устанавливать охранные зоны для воинских захоронений, оценка необходимости установления которой определяется на уровне государственной экспертизы при заложении в бюджет денежных средств на установление охранных зон.

 Представитель ответчика Администрации Селижаровского района Тверской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых указал на неправомерность возложения на Администрацию Шуваевского сельского поселения и Селижаровского района обязанности по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.

 Представитель ответчика Администрации Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Представитель ответчика Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных исковых требований к данному ответчику отказать, полагая Правительство Тверской области ненадлежащим ответчиком по делу.

 Представитель третьего лица Комитета по делам культуры Тверской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что вопросы, касающиеся разработки зон охраны объектов культурного наследия Тверской области к компетенции Комитета по делам культуры Тверской области не относятся.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ставится вопрос об отмене решения и отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Селижаровского района Тверской области, поскольку в Федеральном законе от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» предусмотрено прямое указание на субъекта, который устанавливает охранные зоны в целях обеспечения сохранения воинских захоронений, а именно – охраны местного самоуправления, то Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области как исполнительный орган государственной власти Тверской области является ненадлежащим лицом, в отношении которого судом установлена обязанность разработать проекты зон охраны указанных воинских захоронений.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.

 Представитель Правительства Тверской области ФИО2 согласилась с доводами апелляционной жалобы.

 Прокурор Голодкова А.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.

 Другие лица, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем и в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на неё, выслушав объяснения ФИО1, ФИО2 и Голодковой А.А. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Судом установлено, что на территории Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области имеются братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами 1941-1942 годов и 1941-1943 годов, одна из которых расположена в д.Бор-Волго, другая - в д.Шуваево, что подтверждается учётными карточками воинского захоронения, списком погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и похороненных в братских могилах, сведениями Администрации Селижаровского района Тверской области.

 Согласно решению Исполкома Калининского областного Совета депутатов трудящихся № 310 от 20.08.1973 года и копиям паспортов памятников, указанные братские могилы поставлены на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры местного значения:

 братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941-1942гг., расположенная в д.Бор-Волго Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, по решению исполкома облсовета №310 от 20.08.1973 года значится под номером 660 - братская могила в д.Шуваево Шуваевского с/с;

 братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941-1943 гг., расположенная в д.Шуваево Шуваевского сельского поселения Селижаровского района Тверской области, по решению исполкома облсовета значится под номером 661 - братская могила в д.Бор-Волго Шуваевского с/с.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствий с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

 В соответствии с положениями указанного закона братские могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны» в д.Бор-Волго и в д.Шуваево являются объектами культурного наследия регионального значения, что не оспаривается участниками процесса.

 Как следует из сообщения руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района, земельные участки, в границах которых расположены объекты культурного наследия (братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами в д.Бор-Волго и д.Шуваево) являются государственной собственностью до разграничения прав собственности на землю и относятся к категории земель населенных пунктов.

 Свои выводы суд первой инстанции мотивировал тем, что согласно ст.33 Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране.

 В соответствии с п.п. 5, 7 ч. 2 ст. 33 вышеуказанного закона в качестве мер по государственной охране объектов культурного наследия, органы государственной власти наделены рядом полномочий, в том числе по согласованию, в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.

 Согласно ст.3 Федерального закона от 14 января 1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

 В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

 Согласно ч.1 ст.26.1 Федерального Закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 Положениями п. 4 ч. 1 ст. 9.2 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

 Аналогичная норма содержится и в ч. 1 ст. 39 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

 Судом первой инстанции установлено, что исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере государственной охраны и использования объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством является Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. В соответствии с указанным Положением одной из основных задач Главного управления является государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

 Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации». В соответствии с п. 4 указанного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

 Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

 Исходя из вышеуказанных положений можно сделать вывод, что разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы в зависимости от имеющихся у них полномочий.

 Согласно ст.11 Закона РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», регламентирующей полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

 Вышеуказанной нормой закона определены полномочия органов местного самоуправления и разработка проектов зон охраны, как объектов культурного наследия регионального значения, так и воинских захоронений, в данные полномочия не входят.

 Правительством Тверской области принято Постановление 18 октября 2012 года № 626-пп «О государственной программе Тверской области «Государственная охрана объектов культурного наследия Тверской области» на 2013-2018 годы».

 В соответствии с данной Программой для решения задачи по осуществлению контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия необходимо осуществить, в том числе, такое административное мероприятие, как разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия Тверской области (подп. «л» п. п. 21 Программы), которое осуществляется в соответствии с Положением «О зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315.

 Анализируя вышеизложенные положения закона, имеющиеся в деле письменные доказательства, и, принимая во внимание, что Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области является органом исполнительной власти Тверской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с предоставленными ему правами инициирования разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия их согласования, судебная коллегия доводы апелляционной жалобы не может признать обоснованными.

 Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании применении норм материального права.

 Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по заявленным требованиям установлены, представленным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к не правильному разрешению дела, судом не допущено.

 На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Центрального районного суда г. Твери от 16 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи