50RS0-50 Судья Уварова И.А. Дело (дело в суде первой инстанции АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда составе председательствующего Красновой Н.В., судей Данилиной Е.А., Шишкина И.В., при помощнике судьи Муратовой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании06 июля 2022 г.гражданское дело по иску ШВ к ООО «Альтфатер Крым» об обязании заключить договор и дополнительное соглашение к договору по апелляционной жалобе ООО «Альтфатер Крым» на решение Раменского городского суда Московской области от 24 января 2020 г. Заслушав доклад судьи Красновой Н.В., объяснения ШВ, судебная коллегия у с т а н о в и л а: ШВ обратился в суд с иском к ООО «Альтфатер Крым» и просил обязать ответчика заключить с ним письменный договор по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции ответчика от 25.09.2019 г. № 58250 с применением нормативов накопления ТКО и цен, утвержденных уполномоченными органами государственной власти Республики Крым, с обязательным одновременным заключением в письменной форме Дополнительного соглашения к указанному договору в редакции приложения № 3 к письму его, истца, направленному по электронной почте 24.09.2019 г. и зарегистрированному ответчиком 24.09.2019 г. При этом датой заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с физическим лицом с Дополнительным соглашением является дата подписания указанных документов сторонами. В обоснование иска он ссылался на то, что является собственником квартиры, расположенной в пгт Гаспра г. Ялты в Республике Крым, в связи с чем в 2018 году ему стало известно, что собственники помещений в указанном многоквартирном доме решили заключить в 2018 году с ООО «Альтфатер Крым» индивидуальные договоры на оказание услуг по сбору, вывозу, транспортировке и размещению бытовых отходов. Он несколько раз обращался к ответчику с предложением заключить с ним отдельный договор по форме и содержанию, соответствующему типовому договору, утвержденному Правительством РФ, с применением нормативов накопления ТКО и цен, утвержденных уполномоченными органами государственной власти Республики Крым, и обязательным заключением письменного соглашения, предусматривающего оплату фактически оказанных и принятых им услуг, исключительно в периоды документально подтвержденного постоянного или временного пребывания в принадлежащей ему квартире по указанному адресу хотя бы одного потребителя. От заключения указанного договора ответчик уклоняется. В судебном заседании истец ШВ поддержал исковые требования. Представитель ответчика ООО «Альтфатер Крым» в судебное заседание не явился, в своем письменном отзыве иск не признал. Решением суда иск удовлетворен, ответчик обязан заключить с ШВ письменный договор на изложенных истцом условиях, причем датой заключения договора является дата подписания указанных документов сторонами. Дополнительным решением того же суда от 08.09.2020 г. изложены условия договора. Не согласившись с постановленным решением, ответчик обжалует его в апелляционном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09.12.2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09.12.2020 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26.07.2021 г. решение суда первой инстанции отменено и постановлено новое решение, которым ШВ в удовлетворении иска отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 г., с учетом исправления описки определением от 20.06.2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26.07.2021г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение. При новом рассмотрении гражданского дела по апелляционной жалобе ООО «Альтфатер Крым» в судебном заседании суда апелляционной инстанции ШВ возражал против доводов апелляционной жалобы ответчика, полагал, что отказ ответчика заключить договор противоречит закону. Представитель ответчика ООО «Альтфатер Крым» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежаще. Поскольку он не просил рассматривать дело в его отсутствие и не просил об отложении дела, а также не представил никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин его неявки, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ сочла неявку без уважительных причин и пришла к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции предусмотрены ст. 330 ГПК РФ. В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Указанным требованиям постановленное решение не соответствует исходя из следующего. Как усматривается из материалов дела, истец ШВ является собственником , расположенной по адресу: , пгт. Гаспра, Б, а ответчик ООО «Альтфатер Крым» является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами. При этом в статусе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Альтфатер Крым» начал осуществлять свою деятельность с 01.01.2019 г. Также по делу установлено, что ответчик разместил публичную оферту о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ялтинского и Алуштинского городских округов для физических лиц в газете «Крымские известия», № 237(6627) за 28.12.2018 г. и на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет. ШВ неоднократно обращался к ответчику с предложением заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Такие обращения имели место 05.09.2018 г., 24.09.2019 г., причем на его повторное заявление, содержащее встречную оферту с предложением заключить дополнительное соглашение - приложение № 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с физическим лицом, ООО «Альтфатер Крым» направило ответ о том, что направленное им дополнительное соглашение противоречит положениям Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также форме типового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156. 18.11.2019 г. истец направил ответчику дополнительное заявление-претензию на договор № от 25.09.2019г., которое было получено и зарегистрировано в ООО «Альтфатер Крым» 18.11.2019 г. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также норм права, подлежащих применению по данному делу, исходил из того, что у ответчика, являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеется предусмотренная законом обязанность заключения договора; условия договора, изложенные судом в дополнительном решении, не противоречат положениям типового договора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 г. и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом допущено неправильное толкование и применение норм материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 8(10) Правил в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641". В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил. По настоящему спору является установленным, что ответчик направлял истцу предложение заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вместе с двумя экземплярами типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641, однако на таких условиях заключить договор не выразил согласие. При таких обстоятельствах является очевидным, что ответчик не уклонялся от заключения с истцом договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, соответствующим требования специальных правил, в связи с чем требования о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не подлежит удовлетворению. В части требования о возложении заключить дополнительное соглашение к указанному договору в предлагаемой истцом редакции, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее. Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2011 г. № 354 и были утверждены указанные выше Правила, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354, который был введен постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 г. № 232. В дополнительном соглашении к договору, утвержденному судом первой инстанции, указано следующее: 1.8 Количество потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, периодически проживающих в жилом помещении: 1 человек (собственник квартиры). 1.22. Исходя из положений п.п. 1.9-1.21 настоящего договора (соглашения), Региональный оператор объективно в состоянии оказывать свои услуги в конкретном жилом помещении только при условии физического наличия подлежащих вывозу твёрдых коммунальных отходов, образовавшихся в процессе жизнедеятельности физических лиц в периоды их фактического (постоянного или временного) проживания в квартире, независимо от наличия или отсутствия у них регистрации в этой квартире. 1.23. В соответствии с п. 58 Правил № 354 количество постоянно или временно фактически проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного региональным оператором в соответствии с пунктом 56(1) Правил акта об установлении количества граждан, проживающих в жилом помещении. 1.24. Потребитель обязан оплачивать по утвержденным тарифам фактически оказанные региональным оператором услуги в размере стоимости ТКО, объем которых рассчитывается исходя из утвержденного норматива накопления ТКО, пропорционально количеству фактически проживавших физических лиц и длительности их проживания в этой квартире, с учетом перерасчета за периоды временного отсутствия. В пункте 148(34) Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. Согласно пункту 148(36) указанных Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. На основании пункта 148(24) данных Правил потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. В пункте 57 Правил № 354 закреплено, что расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем: б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем. Таким образом, Правилами № 354 установлен порядок оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества временно проживающих потребителей, с возможность перерасчета оплаты предоставленных услуг на основании заявления потребителя. Между тем в пункте 2.15 соглашения к договору установлено, что оплата фактически оказанной региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО, востребованной, заказанной в необходимом объеме и фактически принятой потребителем в принадлежащем ему жилом помещении, осуществляется потребителем до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления на расчетный счет или внесения в кассу Регионального оператора денежных средств в размере платы, соответствующем объёму ТКО, исходя из утверждённых нормативов накопления ТКО, фактического количества проживающих в жилом помещении потребителей и продолжительности их проживания. Тем самым из указанных положений вытекает, что потребитель оплачивает услугу ответчика только при ее востребовании потребителем, заказе в необходимом объеме и принятии им, хотя в силу Правил № 354 закреплен специальный порядок перерасчета оплаты за оказанную ответчиком услугу при проживании истца в помещении не в течение всего периода, за который осуществляется оплата. Указанный перерасчет производится в соответствии с пунктом 148(44) Правил № 354, на основании которого при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил. При этом на основании пункта 90 Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение. В силу пункта 91 настоящих Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается, и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги. Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 ЖК РФ последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги. В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета. Учитывая все изложенное выше, у суда первой инстанции отсутствовали законные достаточные основания для удовлетворения иска, которым на ответчика возложена обязанность заключить с истцом дополнительное соглашение к договору в редакции, предлагаемой ШВ, поскольку содержащиеся в нем условия не соответствуют Правилам № 354. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске. Также подлежит отмене и дополнительное решение того же суда от 08.09.2020 г., так как оно является составной частью решения суда от 24.01.2020 г., что соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласно которому поскольку дополнительное решение является составной частью решения суда и не может существовать отдельно от него, отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции вправе также отменить и дополнительное решение вне зависимости от того, было оно обжаловано или нет. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Раменского городского суда Московской области от 24 января 2020 г. и дополнительное решение того же суда от 08 сентября 2020 г. отменить. Постановить по делу новое решение, которым ШВ в удовлетворении иска к ООО «Альтфатер Крым» об обязании заключить договор и дополнительное соглашение к договору отказать. Председательствующий Судьи |