ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16712/18 от 09.07.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Белова И.В. Дело 33-16712/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Крохиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 июля 2018 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Красногорского городского суда Московской области от 4 мая 2017 года и дополнительное решение от 14 июня 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Ликвидационной комиссии Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области, Администрации городского округа Красногорск Московской области о взыскании заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации за преждевременное прекращение полномочий, выходного пособия и среднего заработка за пять месяцев,

заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,

объяснения представителей истца и представителя Ликвидационной комиссии Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Ликвидационной комиссии Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области и, с учетом уточнения исковых требований, просила взыскать заработную плату за период с 10 января 2017 года по 31 января 2017 года с денежной компенсацией за задержку выплаты в размере 80 031 руб. 50 коп.; дополнительную компенсацию за преждевременное прекращение полномочий в размере среднего заработка за три месяца с учетом процентов в размере 315 124 руб. 02 коп.; средний заработок в течение пяти месяцев с момента увольнения в размере 516 579 руб. 12 коп.; выходное пособие с денежной компенсацией за задержку выплаты в размере 100 039 руб. 37 коп.; расходы на оплату услуг представителя в размере 150 000 рублей.

Требования мотивировала тем, что 8 октября 2014 года вступила в должность заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области на основании решения Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области от 16 сентября 2014 года, распоряжения председателя Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области от 6 октября 2014 года.

Согласно решению Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области от 30 сентября 2014 года она осуществляла работу на постоянной основе.

Решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 9 января 2017 года Совет депутатов сельского поселения Отрадненское ликвидирован, создана ликвидационная комиссия.

30 декабря 2016 года распоряжением Главы сельского поселения Отрадненское её полномочия как заместителя председателя Совета депутатов сельcкого поселения Отрадненское Красногорского района Московской области прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным п.1 ч.16 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.9 ч.17 ст.28 Устава сельского поселения Отрадненское полномочия депутата Совета депутатов сельского поселения Отрадненское прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочий Совета депутатов сельского поселения Отрадненское. Таким образом, досрочное прекращение её полномочий связано с ликвидацией работодателя.

С распоряжением об увольнении 9 января 2017 года она ознакомлена только 31 января 2017 года, в этот же день ей выдана трудовая книжка.

Решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 29 апреля 2015 года утверждена новая редакция Положения «О гарантиях осуществления полномочий депутатами совета депутатов и выборным должностным лицом местного самоуправления сельcкого поселения Отрадненское Красногорского района Московской области», пунктом 4.3 которого установлено, что депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, при прекращении осуществления полномочий в связи с ликвидацией органа местного самоуправления выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок в течение пяти месяцев со дня увольнения.

Выходное пособие при увольнении не выплачено, средний заработок в течение пяти месяцев с момента увольнения не сохранен.

Ответчик иск не признал.

Решением Красногорского городского суда от 4 мая 2017 года иск удовлетворен частично. В резолютивной части решения, оглашенной 4 мая 2017 года, суд взыскал в пользу истца с Совету депутатов (орфография сохранена) сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области (Ликвидационной комиссии) заработную плату за задержку в выдаче трудовой книжки за период с 10 января 2017 года по 31 января 2017 года в размере 76 530 руб. 24 коп., проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 3 501 руб. 26 коп. В остальной части иска отказано (т.1, л.д.191).

В мотивированном решении указано о взыскании заработной платы с Совета сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области (Ликвидационной комиссии) (т.1, л.д.195).

Дополнительным решением от 14 июня 2017 года в пользу истца с Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области (Ликвидационной комиссии) взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.

С решением суда не согласился истец. В апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Учитывая наличие технической описки в решении, судебная коллегия протокольным определением от 6 декабря 2017 года сняла дело с апелляционного рассмотрения и направила в суд первой инстанции для исправления описки (т.2, л.д.30).

Определением Красногорского городского суда от 5 февраля 2018 года исправлена описка в решении. По мнению суда первой инстанции, в пользу истца следует взыскать заработную плату с Совету сельского поселения (орфография сохранена) Отрадненское Красногорского района Московской области (Ликвидационной комиссии) (т.2, л.д.35).

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.

Истцом заявлены требования к Ликвидационной комиссии Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области. Судом рассмотрен иск к несуществующему органу - Совету сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области (Ликвидационной комиссии).

Из приложения №3 к решению Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 9 января 2017 года усматривается, что после ликвидации Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области имущество, принадлежащее органу местного самоуправления, передается в казну городского округа Красногорск Московской области.

По правилам ч.3 ст.40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.

Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (подп.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ).

В соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Судебная коллегия пришла к выводу о наличии безусловного основания к отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм процессуального закона и вынесению по делу нового решения.

При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия привлекла к участию в деле в качестве соответчика Администрацию городского округа Красногорск Московской области.

В заседании судебной коллегии представители истца поддержали заявленные требования.

Представитель Ликвидационной комиссии Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области иск не признал.

Представитель Администрации городского округа Красногорск Московской области в суд не явился.

Как установлено судебной коллегией и подтверждается материалами дела, ФИО1 была избрана депутатом сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области.

Решением Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области от 16 сентября 2014 года ФИО1 избрана заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области.

Решением Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области от 30 сентября 2014 года определено, что ФИО1 будет осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

8 октября 2014 года ФИО1 вступила в должность заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области.

Положением «О гарантиях осуществления полномочий депутатами Совета депутатов и выборным должностным лицом местного самоуправления сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области» определено, что депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе и Главе сельского поселения Отрадненское гарантируются оплата труда в соответствии с положением «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Отрадненское» (подп.«а» п.4.1 Положения).

В процессе исполнения должностных полномочий ФИО1 6 октября 2015 года присвоен классный чин – действительный муниципальный советник Московской области 3 класса, 6 октября 2016 года присвоен классный чин – действительный муниципальный советник Московской области 2 класса.

Законом Московской области от 28 декабря 2016 года № 186/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального район» объединены территории городского поселения Красногорск, городского поселения Нахабино, сельского поселения Ильинское, сельского поселения Отрадненское без изменения границ территории Красногорского муниципального района.

В результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

Решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 9 января 2017 года Совет депутатов сельского поселения Отрадненское ликвидирован, создана ликвидационная комиссия.

В соответствии с п.17 ст.28 Устава сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области полномочия депутата Совета сельского поселения Отрадненское прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочий Совета депутатов сельского поселения Отрадненское, а также в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Полномочия заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского района Московской области ФИО1 прекращены досрочно с 9 января 2017 года распоряжением Главы сельского поселения Отрадненское от 30 декабря 2016 года.

С указанным распоряжением истец ознакомлена 31 января 2017 года.

Разрешая спор, судебная коллегия исходит из следующего.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч.1 ст.15 Трудового кодекса РФ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).

В силу ч.2 и 3 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (абзац 19 ч.1 с.2 Федерального закона №131-ФЗ).

Согласно ч.17 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Пунктом 9 ч.10 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ определено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

По смыслу приведенных положений закона, депутат представительного органа муниципального образования обладает особым статусом, поскольку выполняет определенные публичные муниципальные функции.

В случае избрания гражданина депутатом представительного органа муниципального образования трудовые отношения не возникают. В данном случае депутат исполняет свои обязанности в интересах населения муниципального образования. Депутат, выполняя публичные государственно-властные или муниципальные функции, осуществляет соответствующие полномочия постоянно (непрерывно).

Отношения, возникающие в связи с исполнением депутатом своих полномочий, не носят характер трудовых в том смысле, в каком трудовые отношения понимаются в Трудовом кодексе РФ. Например, депутату не может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Это фактически означало бы, что депутат произвольно прерывает исполнение публичных полномочий.

Вместе с тем, действие отдельных институтов трудового права, может быть применено к депутатам представительного органа муниципального образования с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такая правовая позиция была высказана Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при разрешении вопроса о возможности предоставления в качестве дополнительной гарантии оплачиваемых дней отпуска при вступлении в брак, в случае рождения ребенка, смерти близких родственников.

Учитывая, что в связи с осуществлением полномочий на постоянной основе ФИО1 получала денежное содержание, которое по своей правовой природе тождественно заработной плате работника; её полномочия были прекращены досрочно по независящим от нее обстоятельствам в связи с ликвидацией органа местного самоуправления; в течение двухнедельного срока с момента вручения трудовой книжки истец встала на учет в центре занятости как лицо, ищущее работу; не трудоустроена до настоящего времени, судебная коллегия полагает возможным применение к сложившимся правоотношениям по аналогии положений Трудового кодекса РФ.

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса (ч.4 ст.84.1 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В силу ст.234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки.

В соответствии с ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1).

Согласно ч.1 ст.178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Трудовая книжка с записью о прекращении полномочий 9 января 2017 года была выдана истцу 31 января 2017 года. Соответственно, в пользу истца подлежит взысканию денежное содержание (заработная плата) за период с 10 января 2017 года по 31 января 2017 года в размере 76 530 руб. 24 коп. и денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 1 февраля 2017 года по 9 июля 2018 года в размере 22 564 руб. 94 коп., исходя из следующего расчета:

с 1 февраля 2017 года по 26 марта 2017 года (53 дн.) в сумме 2 704 руб. 07 коп. (76530.24 руб. х 10% х 1/150x53 дн.)

с 27 марта 2017 года по 1 мая 2017 года (36 дн.) в сумме 1 790 руб. 81 коп. (76530.24 руб. х 9.75% х 1/150 х 36 дн.)

с 2 мая 2017 года по 18 июня 2017 года (48 дн.) в сумме 2 265 руб. 30 коп. (76530.24 руб. х 9.25% х 1/150 х 48 дн.)

с 19 июня 2017 года по 17 сентября 2017 года (91 дн.) в сумме 4 178 руб. 55 коп. (76530.24 руб. х 9% х 1/150x91 дн.)

с 18 сентября 2017 года по 29 октября 2017 года (42 дн.) в сумме 1 821 руб. 42 коп. (76530.24 руб. х 8.5% х 1/150x42 дн.)

с 30 октября 2017 года по 17 декабря 2017 года (49 дн.) в сумме 2 062 руб. 49 коп. (76530.24 руб. х 8.25% х 1/150x49 дн.)

с 18 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года (56 дн.) в сумме 2 214 руб. 27 коп. (76530.24 руб. х 7.75% х 1/150 х 56 дн.)

с 12 февраля 2018 года по 25 марта 2018 года (42 дн.) в сумме 1 607 руб. 14 коп. (76530.24 руб. х 7.5% х 1/150x42 дн.)

с 26 марта 2018 года по 9 июля 2018 года (106 дн.) в сумме 3 920 руб. 90 коп. (76530.24 руб. х 7.25% х 1/150 х 106 дн.).

В пользу истца надлежит взыскать выходное пособие в размере 87 716 руб. 52 коп. и денежную компенсацию за задержку выплаты выходного пособия за период с 1 марта 2017 года по 9 июля 2018 года в размере 24 225 руб. 84 коп., исходя из следующего расчета:

с 1 марта 2017 года по 26 марта 2017 года (25 дн.) в сумме 1 461 руб. 94 коп. (87716.52 руб. х 10% х 1/150 х 25 дн.)

с 27 марта 2017 года по 1 мая 2017 года (36 дн.) в сумме 2 052 руб. 57 коп. (87716.52 руб. х 9.75% х 1/150 х 36 дн.)

с 2 мая 2017 года по 18 июня 2017 года (48 дн.) в сумме 2 596 руб. 41 коп. (87716.52 руб. х 9.25% х 1/150 х 48 дн.)

с 19 июня 2017 года по 17 сентября 2017 года (91 дн.) в сумме 4 789 руб. 32 коп. (87716.52 руб. х 9% х 1/150x91 дн.)

с 18 сентября 2017 года по 29 октября 2017 года (42 дн.) в сумме 2 087 руб. 65 коп. (87716.52 руб. х 8.5% х 1/150x42 дн.)

с 30 октября 2017 года по 17 декабря 2017 года (49 дн.) в сумме 2 363 руб. 96 коп. (87716.52 руб. х 8.25% х 1/150x49 дн.)

с 18 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года (56 дн.) в сумме 2 537 руб. 93 коп. (87716.52 руб. х 7.75% х 1/150 х 56 дн.)

с 12 февраля 2018 года по 25 марта 2018 года (42 дн.) в сумме 1 842 руб. 05 коп. (87716.52 руб. х 7.5% х 1/150x42 дн.)

с 26 марта 2018 года по 9 июля 2018 года (106 дн.) в сумме 4 494 руб. 01 коп. (87716.52 руб. х 7.25% х 1/150 х 106 дн.).

В пользу истца судебная коллегия взыскивает средний заработок за период трудоустройства в размере 107 209 руб. 08 коп. и денежную компенсацию за задержку его выплаты за период с 1 апреля 2017 года по 9 июля 2018 года в размере 27 474 руб. 11 коп., исходя из следующего расчета:

с 1 апреля 2017 года по 1 мая 2017 года (31 дн.) в сумме 2 160 руб. 26 коп. (107209.08 руб. х 9.75% х 1/150x31 дн.)

с 2 мая 2017 года по 18 июня 2017 года (48 дн.) в сумме 3 173 руб. 39 коп. (107209.08 руб. х 9.25% х 1/150x48 дн.)

с 19 июня 2017 года по 17 сентября 2017 года (91 дн.) в сумме 5 853 руб. 62 коп. (107209.08 руб. х 9% х 1/150x91 дн.)

с 18 сентября 2017 года по 29 октября 2017 года (42 дн.) в сумме 2 551 руб. 58 коп. (107209.08 руб. х 8.5% х 1/150x42 дн.)

с 30 октября 2017 года по 17 декабря 2017 года (49 дн.) в сумме 2 889 руб. 28 коп. (107209.08 руб. х 8.25% х 1/150x49 дн.)

с 18 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года (56 дн.) в сумме 3 101 руб. 92 коп. (107209.08 руб. х 7.75% х 1/150 х 56 дн.)

с 12 февраля 2018 года по 25 марта 2018 года (42 дн.) в сумме 2 251 руб. 39 коп. (107209.08 руб. х 7.5% х 1/150x42 дн.)

с 26 марта 2018 года по 9 июля 2018 года (106 дн.) в сумме 5 492 руб. 68 коп. (107209.08 руб. х 7.25% х 1/150 х 106 дн.).

Поскольку после ликвидации Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области имущество, принадлежащее органу местного самоуправления, передается в казну городского округа Красногорск Московской области, взыскание следует произвести с Администрации городского округа Красногорск Московской области.

Требования истца в части взыскания дополнительной компенсации за преждевременное прекращение полномочий в размере среднего заработка, сохранении среднего заработка в течение пяти месяцев с момента увольнения подлежат отклонению по следующим основаниям.

Решением Совета депутатов сельского поселения Отрадненское от 29 апреля 2015 года утверждена новая редакция Положения «О гарантиях осуществления полномочий депутатами Совета депутатов и выборным должностным лицом местного самоуправления сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области», где в п.4.3 установлено, что депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе и Главе сельского поселения Отрадненское при прекращении осуществления полномочий в связи с ликвидацией органа местного самоуправления выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок в течение пяти месяцев со дня увольнения.

Согласно ч.1 и 4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 5.1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата органа местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.

Таким образом, федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческими полномочиями по установлению гарантий осуществления полномочий депутата, одновременно определил объемы и границы их реализации, указав в абзаце 1 ч.5.1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, что такие гарантии определяются не произвольно, а в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

ФИО1 в момент прекращения полномочий депутата, не достигла пенсионного возраста, находилась в трудоспособном состоянии, соответственно не имеет права на получение указанных выплат.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителя, которые взыскиваются в соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ в разумных пределах как другие, признанные судом необходимыми расходы.

Конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод.

В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, ГПК РФ предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если сторона докажет, что несение указанных расходов в действительности имело место.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 ч.3 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч.1 ст.100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

В обоснование судебных расходов истец представила договор от 5 февраля 2017 года с гражданином ФИО2 (т.1 л.д.130) об оказании юридических услуг и расписку от 5 февраля 2017 года на сумму 150 000 рублей (т.1 л.д.132).

С учетом категории дела, объема проделанной представителем работы, частичного удовлетворения требований истца, судебная коллегия полагает разумным установить расходы на оплату услуг представителя в 25 000 рублей.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от 4 мая 2017 года и дополнительное решение от 14 июня 2017 года отменить.

Взыскать с Администрации городского округа Красногорск Московской области в пользу ФИО1 заработную плату за период с 10 января 2017 года по 31 января 2017 года в размере 76 530 руб. 24 коп., денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 1 февраля 2017 года по 9 июля 2018 года в размере 22 564 руб. 94 коп.; выходное пособие в размере 87 716 руб. 52 коп., денежную компенсацию за задержку выплаты выходного пособия за период с 1 марта 2017 года по 9 июля 2018 года в размере 24 225 руб. 84 коп.; средний заработок за период трудоустройства в размере 107 209 руб. 08 коп., денежную компенсацию за задержку его выплаты за период с 1 апреля 2017 года по 9 июля 2018 года в размере 27 474 руб. 11 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Ликвидационной комиссии Совета депутатов сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области о взыскании дополнительной компенсации за преждевременное прекращение полномочий в размере среднего заработка за три месяца с учетом процентов в размере 315 124 руб. 02 коп., среднего заработка в течение пяти месяцев с момента увольнения в размере 516 579 руб. 12 коп. отказать.

Председательствующий

Судьи