ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1671/2016 от 03.08.2016 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Ветрова С.В. Дело № 33-1671/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«03» августа 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Андреева С.В. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Колесниковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Костромского района Костромской области Карамышева С.Н. и апелляционной жалобе представителя УМВД России по городу Костроме Ащеуловой Л.Л. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 14 апреля 2016 года, которым исковые требования прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - удовлетворены частично; УМВД России по городу Костроме обязано в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования федерального законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста, обеспечить санитарную норму площади в помещениях камер Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по городу Костроме в размере не менее четырех квадратных метров на одного человека, обеспечить каждое лицо, отбывающее наказание в виде административного ареста в Специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по городу Костроме персональным спальным местом.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения помощника прокурора Костромской области Рыловой Т.В., представителя УМВД России по городу Костроме Ащеуловой Л.Л., представителя МВД России и УМВД России по Костромской области Бебякова П.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Костромского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к УМВД России по Костромской области и УМВД России по городу Костроме, в котором просил обязать ответчиков в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять организационно-хозяйственные меры, направленные на исполнение требований федерального законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста, по обеспечению санитарной нормы площади в помещениях камер Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по городу Костроме в размере не менее четырех квадратных метров на одного человека, а также обеспечению каждого лица, отбывающего наказание в виде административного ареста в названном специальном приемнике персональным спальным местом. В обоснование требований указал, что по обращениям лиц, подвергавшихся административному аресту, проведена проверка деятельности Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по городу Костроме в части исполнения законодательства о порядке отбывания административного ареста. В ходе проверки установлено, что Специальный приемник, расположенный по адресу: <адрес>, является единственным на территории города Костромы и Костромского района учреждением, обеспечивающим исполнение судебных постановлений об административном аресте; здание спецприемника находится на балансе УМВД России по Костромской области, построено в 1987 году, в 1995 году перепрофилировано для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, с лимитом мест от 50 до 100 человек. Проверкой также установлено, что в нарушение требований статей 2, 3, 7, 13, 16 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» камеры спецприемника не соответствуют санитарной норме по площади, полагающейся на одного человека, так, в мае 2015 года площадь, приходящаяся на одного человека, в камерах спецприемника составляла от 0,67 кв.м до 1,58 кв.м при норме 4 кв.м; в камерах лица размещены только с соблюдением принципа раздельного содержания мужчин и женщин; только в трех камерах (№№1, 6 и 8) имеются индивидуальные кровати, в остальных пяти камерах - общие нары; в каждой камере имеются санитарные узлы (умывальник, место для отправления естественных нужд), однако закрытость указанных мест не может быть признана обеспечивающей приватность (кирпичная боковая стенка высотой 1 м и тканевое полотно, которое закрепляется за умывальник спереди); принудительная вентиляция в камерах не справляется с поставкой чистого воздуха. Таким образом, в результате переполненности камер лица, отбывающие административное наказание, лишены права на полноценное материально-бытовое обеспечение, индивидуальное спальное место и восьмичасовой сон в ночное время. По результатам проверки 28 мая 2015 года и 08 июля 2015 года начальникам УМВД России по городу Костроме и УМВД России по Костромской области соответственно были вынесены представления, однако до настоящего времени проблема с переполненностью камер не разрешена и не утратила своей актуальности.

В ходе рассмотрения дела прокурор, уточнив заявленные требования, просил обязать УМВД России по Костромской области и УМВД России по городу Костроме в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования федерального законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста, и обеспечить санитарную норму площади в помещениях камер Специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по городу Костроме в размере не менее 4 кв.м на одного человека, обеспечить каждое лицо, отбывающее наказание в виде административного ареста в специальном приемнике, персональным спальным местом (л.д.155-158).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов РФ в лице УФК по Костромской области, МВД России, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Костромской области».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Костромского района Костромской области Карамышев С.Н. выражает свое несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Костромской области, просит судебное постановление в данной части отменить, удовлетворить заявленные им требования в полном объеме. В представлении указывает, что, принимая решение по делу, суд не учел, что финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета; получателем и распорядителем этих средств является УМВД России по Костромской области, которое впоследствии перечисляет полученные средства в виде ассигнований подчиненным органам для обеспечения их деятельности. В этой связи полагает, что обязанность по устранению нарушений требований законодательства, регламентирующего порядок содержания лиц, отбывающих наказание в виде административного ареста, должна быть возложена как на УМВД России по городу Костроме, так и на УМВД России по Костромской области.

В апелляционной жалобе представитель УМВД России по городу Костроме Ащеулова Л.Л. также выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает, что, принимая решение по делу, суд не дал должной правовой оценки доводам УМВД России по городу Костроме о том, что для обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту, индивидуальными спальными местами и нормой санитарной площади в размере не менее 4 кв.м на одного человека, необходимо строительство нового здания спецприемника либо полная реконструкция имеющегося, однако полномочиями по строительству или реконструкции существующего объекта в целях приведения его в состояние, соответствующее установленным требованиям, УМВД России по городу Костроме не обладает, иные помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в распоряжении Управления отсутствуют. Отмечает, что в силу действующих ведомственных нормативных актов обеспечение и организация содержания лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, входит в компетенцию МВД России и УМВД России по Костромской области; до 05 февраля 2016 года здание спецприемника находилось в оперативном управлении названного Управления, в этой связи полагает, что исключение УМВД России по Костромской области из числа ответчиков является необоснованным. Кроме того, указывает, что наполняемость спецприемника не зависит от УМВД России по городу Костроме, поскольку в силу положений КоАП РФ и Федерального закона «О порядке отбывания административного ареста» администрация места отбывания административного ареста не вправе отказывать в принятии лиц, подвергнутых административному аресту и доставленных в место отбывания наказания. Также ссылается на недостаточность предоставленного для исполнения судебного решения срока и полагает, что судом вынесено заведомо неисполнимое решение, которое УМВД России по г.Костроме исполнить без участия МВД России и УМВД России по Костромской области не сможет.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Костромской области Рылова Т.В. доводы апелляционного представления поддержала.

Представитель УМВД России по городу Костроме Ащеулова Л.Л. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель МВД России и УМВД России по Костромской области Бебяков П.С. полагал доводы апелляционных жалобы и представления о том, что надлежащим ответчиком по делу кроме УМВД России по городу Костроме являются УМВД России по Костромской области и МВД России, необоснованными.

Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

Согласно статье 13 названного Федерального закона лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности (часть 1); норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека (часть 2); лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, а также по их просьбе индивидуальные средства гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин) (часть 3).

Разрешая возникший спор, суд установил, что в Специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по городу Костроме не соблюдаются требования законодательства, регламентирующего порядок содержания лиц, отбывающих наказание в виде административного ареста, а именно - лица, подвергнутые административному аресту, не обеспечиваются индивидуальном спальным местом и нормой санитарной площади в размере не менее 4 кв.м на одного человека, и пришел к выводу о том, что обязанность по устранению данных нарушений лежит на УМВД России по городу Костроме.

При этом суд посчитал, что УМВД России по Костромской области является ненадлежащим ответчиком по делу и отказал в удовлетворении предъявленных к нему требований.

С выводом суда о том, что УМВД России по городу Костроме должно нести обязанность по обеспечению лиц, содержащихся в указанном спецприемнике, отдельным спальном местом и нормой санитарной площади, судебная коллегия соглашается.

Делая такой вывод, суд исходил из того, УМВД России по городу Костроме выполняет функции администрации места отбывания административного ареста, владеет зданием спецприемника на праве оперативного управления, и осуществляет его эксплуатацию.

Этот вывод судом мотивирован и соответствует правовым нормам, которые приведены в решении.

Вместе с тем судебная коллегия находит, что освобождение УМВД России по Костромской области от исполнения указанной выше обязанности необоснованно и противоречит закону.

В силу части 5 статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно Типовому положению о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 249, территориальный орган обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование (подпункт 20 пункта 13); осуществляет материально-техническое обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении территориального органа (подпункт 38 пункта 13); является получателем и распорядителем средств федерального бюджета, а также исполняет полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями (подпункт 39 пункта 13).

Перечисленные полномочия за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области закреплены Положением об Управлении, утвержденным приказом МВД России от 27 апреля 2011 года № 303 (подпункты 20, 38, 38 пункта 12).

Подпунктом 30 пункта 17 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области также предусмотрено, что начальник УМВД России по Костромской области утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями Управления, подчиненными органами и организациями.

Из приведенных правовых норм следует, что УМВД России по Костромской области является получателем и распорядителем средств федерального бюджета, в том числе и на финансирование мест отбывания административного ареста, а также распределителем этих средств между подчиненными органами для обеспечения их деятельности.

Как усматривается из материалов дела и никем из участвующих в деле лиц не оспаривается, здание специального приемника, находящееся в оперативном управлении УМВД России по городу Костроме, 1980 года постройки, по распоряжению УМВД России по Костромской области обслуживает территорию нескольких муниципальных образований (г.Кострома, г.Нерехта, г.Волгореченск, п.Судиславль, п.Красное-на-Волге, Костромской район), с учетом средней суточной наполняемости имеет недостаточную для размещения лиц, подвергнутых административному аресту, площадь и его приведение в соответствие с требованиями закона в части соблюдения санитарной нормы площади на одного человека возможно в результате его реконструкции или организации строительства нового здания.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Костроме, утвержденным приказом УМВД России по Костромской области № 540 от 20 июля 2011 года, УМВД России по городу Костроме является получателем и распорядителем лишь бюджетных ассигнований, полномочиями по реконструкции находящихся в его оперативном управлении объектов или строительству новых объектов не обладает, собственных денежных средств на материально-техническое обеспечение и приобретение имущества не имеет, исполнение требований законодательства, регламентирующего порядок содержания лиц, отбывающих наказание в виде административного ареста, в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по городу Костроме невозможно без участия УМВД России по Костромской области.

В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что УМВД России по Костромской области является ненадлежащим ответчиком по делу, нельзя признать правомерным, а решение суда в части отказа в иске к УМВД России по Костромской области - законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения об удовлетворении требований.

Кроме того, судебная коллегия находит, что установленный судом первой инстанции срок для устранения нарушений требований федерального законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста, - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - явно недостаточен для выполнения ответчиками действий по устранению нарушений, и считает необходимым изменить решение суда в данной части.

С учетом особенностей финансового и материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел и исходя из необходимости реального исполнения судебного постановления, а также обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, судебная коллегия полагает возможным установить срок для исполнения ответчиками возложенной на них обязанности продолжительностью 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда города Костромы от 14 апреля 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Костромского района к УМВД России по Костромской области отменить, вынести по делу в этой части новое решение, которым на УМВД России по Костромской области возложить обязанность по исполнению требований федерального законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста, об обеспечении санитарной нормы площади не менее четырех квадратных метров на 1 человека и об обеспечении каждого лица, отбывающего наказание в виде административного ареста, индивидуальным спальным местом.

Это же решение в части установления срока исполнения решения суда изменить, установив срок продолжительностью шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В этой связи абзацы первый, второй и третий резолютивной части решения заменить абзацами следующего содержания:

«Исковые требования прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать УМВД России по городу Костроме и УМВД России по Костромской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования федерального законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста, по обеспечению каждого лица, отбывающего наказание в виде административного ареста в Специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, УМВД России по городу Костроме, санитарной нормой площади в размере не менее четырех квадратных метров на одного человека и индивидуальным спальным местом.».

Председательствующий:

Судьи: