ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1673 от 08.05.2013 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Поляков Д.В. дело № 33-1673

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Смирновой Т.В.,

судей Шалагиной Л.А., Матушкиной Н.В.,

при секретаре Шибановой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 8 мая 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика начальника ФКУ «<данные изъяты>» ФИО11 М.В. на решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 7 ноября 2012 года, которым:

исковые требования Удмуртского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики и неопределенного круга лиц к ФКУ «<данные изъяты>» о понуждении к приобретению газоанализаторов типа «Инфракар» удовлетворены;

на ФКУ «<данные изъяты>» возложена обязанность приобрести газоанализаторы типа «<данные изъяты>» в количестве 5 штук в срок до 1 апреля 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Матушкиной Н.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Удмуртский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты> о понуждении к приобретению газоанализатора типа «<данные изъяты>», в котором просит обязать ответчика приобрести газоанализаторы типа «<данные изъяты>» в количестве 5 штук в срок до 1 апреля 2013 года.

Исковые требования мотивированы тем, что Удмуртской транспортной прокуратурой при проверке исполнения законодательства об обеспечении безопасности судоходства установлено, что должностными лицами ФКУ «<данные изъяты>» при техническом освидетельствовании моторных маломерных судов, в связи с отсутствием у ФКУ «<данные изъяты>» специальных технических приборов, не проверяется соответствие моторных маломерных судов на предмет технических нормативов выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, что является нарушением требований действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. В результате бездействия должностных лиц ФКУ «<данные изъяты>» не обеспечиваются благоприятные экологические условия для населения, проживающего вблизи акваторий поднадзорных водоемов, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности. Поскольку техническое освидетельствование маломерных судов в Удмуртской Республике проводится в 5 инспекторских участках ФКУ «<данные изъяты>», то оно должно быть оснащено газоанализаторами типа «Инфракар» в количестве 5 штук.

В суде первой инстанции старший помощник Удмуртского транспортного прокурора ФИО12 К.В. заявление поддержала в полном объёме, настаивала на его удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «<данные изъяты>» ФИО13 А.С., действующий на основании доверенности от 11 января 2012 года, с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что необходимости приобретать газоанализаторы нет, поскольку их деятельность в настоящее время приостановлена и техническое освидетельствование они не проводят. Понуждение закупить газоанализаторы является неправомерным.

В судебном заседании представитель третьего лица <данные изъяты> ФИО14 О.М., действующая на основании доверенности от 16 июля 2012 года с заявленными требованиями не согласилась, указав на отсутствие необходимости приобретать ФКУ «<данные изъяты>» газоанализаторы, поскольку их деятельность по проведению технического осмотра и освидетельствования в настоящее время приостановлена.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика начальник ФКУ «<данные изъяты>» ФИО15 М.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и не обоснованным. В жалобе указано, что в настоящее время контрольно-надзорная деятельность <данные изъяты> по техническому освидетельствованию маломерных судов приостановлена до принятия соответствующих нормативно-правовых актов и неизвестно будет ли в будущем на <данные изъяты> возложена данная деятельность, в том числе с применением газоанализаторов. Приобретение газоанализаторов по решению суда, в случае отсутствия функции по техническому освидетельствованию, приведет к неразумному расходованию денежных средств Российской Федерации. Кроме того, понуждение к приобретению газоанализаторов типа «Инфракар» является нарушением положений Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Поскольку цена пяти указанных газоанализаторов превышает сумму в размере 100000 рублей, то необходима процедура проведения торгов, а в соответствии с требованиями названного Закона конкурсная документация не должна содержать указание, кроме всего прочего, на товарные знаки. При таких обстоятельствах, ссылка на товарные знаки влечет за собой признание процедуры проведения государственной закупки недействительной и применения, к лицу, разместившему государственный заказ, мер административного воздействия.

На апелляционную жалобу Удмуртским транспортным прокурором ФИО16 Д.В. представлены письменные возражения, в которых он указывает на свое несогласие с доводами жалобы в силу их несостоятельности, просит решение суда оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель <данные изъяты> ФИО17 А.С., действующий на основании доверенности от 09.01.2013 года, доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что поскольку установленный в решении суда первой инстанции срок приобретения газоанализаторов - 01 апреля 2013 года уже прошел, то если решение суда останется в силе, просил продлить срок приобретения газоанализаторов до 31 декабря 2013 года.

Старший помощник Удмуртского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры ФИО18 К.В., действующая на основании доверенности от 08.05.2013 года, поддержала возражения на апелляционную жалобу. Указала, что поскольку для проведения процедуры, связанной с приобретением газоанализаторов, необходимо время, то не возражает, если срок приобретения газоанализаторов будет продлен до 01 сентября 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Вместе с тем, поскольку установленный в решении суда первой инстанции срок приобретения газоанализаторов - 01 апреля 2013 года уже прошел, а для проведения процедуры, связанной с приобретением газоанализаторов, необходимо время, то следует продлить срок приобретения газоанализаторов, с учетом мнения сторон, до 01 сентября 2013 года.

Как следует из материалов дела, в соответствии с п. п. 1.1, 1.2, 1.3 Устава Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>», утверждённого приказом МЧС России от 18.10.2011 года № 612, ФКУ «<данные изъяты>» создано Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2011 года № 1536-р путем изменения типа государственного учреждения «<данные изъяты>».

Согласно п. 1.9 Устава ФКУ «<данные изъяты>» учреждение является юридическим лицом и вправе от своего имени совершать сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующие целям и видам деятельности Учреждения, заключать договоры, контракты, соглашения, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ФКУ «<данные изъяты>» входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Согласно Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 835 от 23.12.2004 года, основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты); обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Государственная инспекция по маломерным судам проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

Одними из основных видов деятельности ФКУ «<данные изъяты>», согласно п. 2.2 Устава являются функции:    государственная регистрация, учёт, техническое освидетельствование маломерных судов, … выдача удостоверения учета, первичных    и ежегодных технических освидетельствований и осмотров маломерных судов, … проведение в установленном порядке регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

Пунктом 16 Административного регламента МЧС по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утверждённого Приказом МЧС РФ от 19.05.2009 года №305, пункт технического освидетельствования должен иметь оборудование и измерительные приборы (инструменты), необходимые для проведения технического освидетельствования маломерного судна.

Согласно п. п. 21, 22, 24 - 26 Раздела II, п. п. 1 - 3 Раздела III Типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС, утвержденных Приказом МСЧ России РФ от 09.08.2005 года N 618, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России оборудуется кренометрами, дифферентометрами, динамометрами, тахометрами, газоанализаторами.

Статьёй 17 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.02.2002 года № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» предусмотрено проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее именуются - проверки): судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов, начиная с 2004 года.

Согласно п. «в» ч. 2 указанного Постановления функции проверки судов, кроме спортивных судов, с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов), эксплуатируемых во внутренних водах или используемых в целях мореплавания, а также прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, используемых в целях мореплавания, отнесено к компетенции Государственной инспекции по маломерным судам МЧС совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Как следует из материалов дела, за истекший период 2012 года должностными лицами ФКУ «<данные изъяты>» проведено техническое освидетельствование более 3 тысяч моторных маломерных судов, все суда допущены к эксплуатации.

Техническое освидетельствование маломерных судов в Удмуртской Республике проводится в 5 инспекторских участках ФКУ «<данные изъяты>».

В соответствии с приказом МЧС России от 09.08.2005 года №618 «Об утверждении типовых норм обеспечения <данные изъяты> (в редакции приказа МЧС России от 16.12.2009 №714) каждый инспекторский участок технического освидетельствования маломерных судов должен быть оснащен газоанализатором типа «Инфракар».

Из материалов дела, пояснений лиц участвующих в деле установлено, что ФКУ «<данные изъяты> техническими приборами для проведения проверок маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ не оснащено. Доказательств обратного суду представлено не было.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Отсутствие в ФКУ «<данные изъяты>» технических приборов для проверок маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ не позволяет в полной мере реализовывать полномочия по проведению технического надзора за маломерными судами.

Поскольку техническое освидетельствование маломерных судов в Удмуртской Республике проводится в 5 инспекторских участках ФКУ «<данные изъяты>», то ответчик должен быть оснащен газоанализаторами типа «Инфракар» в количестве 5 штук.

Бездействие должностных лиц ФКУ «<данные изъяты>» по исполнению требований законодательства, связанных с оснащением инспекторских участков газоанализаторами типа «Инфракар», влечет за собой не проведение в ходе технического освидетельствования маломерных судов проверок соответствия нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, в результате чего, не обеспечиваются благоприятные экологические условия для населения, проживающего вблизи акваторий поднадзорных водоемов, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что ФКУ «<данные изъяты>» должен быть оснащен газоанализаторами типа «Инфракар» в количестве 5 штук в срок до 01 апреля 2013 года.

Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает верным, так как он основан на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствует обстоятельствам дела, подтвержден исследованными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.

Довод жалобы о том, что в настоящее время контрольно-надзорная деятельность <данные изъяты> по техническому освидетельствованию маломерных судов приостановлена до принятия соответствующих нормативно-правовых актов, не является основанием для отмены решения суда.

В жалобе ответчик ссылается на то, что судом при вынесении решения не было принято во внимание указание Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2012 №43-3342-1 о приостановлении контрольно-надзорной деятельности <данные изъяты> по техническому освидетельствованию маломерных судов до принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Вместе с тем, по состоянию на день принятия решения 08.04.2013 года положения Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановления Правительства РФ от 06.02.2002 №83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам вредных веществ в атмосферный воздух», Правила технического надзора за маломерными судами, утвержденные приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №501, не претерпели никаких изменений в части установленной обязанности ГИМС по регулярной проверке маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

Письмо МЧС РФ от 29.06.2012 №43-3342-1 носит информационно-рекомендательный характер, не может отменить или изменить положения указанных Федерального закона, постановления Правительства РФ и приказа МЧС РФ, в связи с чем, суд первой инстанции, исследовав данный документ, обоснованно не учел его положения при вынесении оспариваемого решения.

Суд, при принятии решения, обязан был руководствоваться нормами действующего законодательства, а не письмом МЧС РФ от 29.06.2012, не являющимся нормативным актом.

Довод жалобы о том, что поскольку цена пяти указанных газоанализаторов превышает сумму в размере 100000 рублей, то необходима процедура проведения торгов, а в соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, поэтому решение суда незаконно, также является не обоснованным.

В силу п. 31 Раздела 111 Типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС РФ от 09.08.2005 №618 (в редакции приказа МЧС РФ от 16.12.2009 №714) каждый инспекторский участок ГИМС должен быть оснащен газоанализатором типа «Инфракар».

Таким образом, указание на конкретный товарный знак как в иске прокурора, так и в решении суда обусловлено лишь требованиями, содержащимися в соответствующем приказе МЧС РФ. Приобретение газоанализаторов другого типа приказ МЧС не допускает.

В силу ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Таким образом, законодательством определены две формы торгов: конкурс и аукцион.

В то же время, на основании п. 3 ст. 34 названного Закона документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки.

Поэтому закупка газоанализаторов типа «Инфракар» может быть произведена ФКУ «<данные изъяты>» с применением такой формы проведения торгов как аукцион.

Кроме того, в решении суда, как и в приказе МЧС РФ от 09.08.2005 №618 определен только тип газоанализатора; следовательно, газоанализаторов указанного типа может быть несколько, в том числе аналоги с иным названием и (или) товарным знаком.

Как указано выше, установленный в решении суда первой инстанции срок приобретения газоанализаторов - 01 апреля 2013 года, уже прошел, а для проведения процедуры, связанной с приобретением газоанализаторов, в том числе проведения торгов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», необходимо время.

Поэтому судебная коллегия, с учетом мнения сторон и положений названного закона, считает возможным продлить срок приобретения газоанализаторов до 01 сентября 2013 года.

Других доводов, способных повлиять на существо принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Решение суда является законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба представителя ответчика начальника ФКУ «<данные изъяты>» ФИО19 М.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 7 ноября 2012 года изменить в части установленного срока приобретения газоанализаторов, заменив срок «до 1 апреля 2013 года» на срок «до 01 сентября 2013 года».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ФКУ «<данные изъяты>» оставить без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Смирнова

Судьи Л.А. Шалагина

Н.В. Матушкина