ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16734/2013 от 08.08.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Ланг З.А. Дело № 33 – 16734/2013АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«08» августа 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего Поповой Е.И.

судей Шелудько В.В., Леганова А.В.

по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.

при секретаре Лукки А.А.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Супруна В.С. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 17 июня 2013 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Беспоясная Т.А. обратилась в суд в интересах своей несовершеннолетней дочери Шембелиди А.А. с заявлением о признании недействительным решения Управления по жилищным вопросам г. Краснодара об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, обязании включить Шембелиди А.А. в список членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года и обязании предоставить учетные данные в Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края и компенсации морального вреда.

Свои требования мотивировала тем, что её муж - Шембелиди Анастас Алексеевич, " дата обезличена " года рождения, являлся отцом Шембелиди Александры Анастасовны, 2001 года рождения. При этом, проходя военную службу по призыву рядовым во ВВ МВД РФ (в/ч 3642), будучи командиром отделения ИСР, " дата обезличена " года погиб при выполнении СБЗ в н.п. Цо-Ведено, р. Чечня, в связи с чем, посмертно награжден Орденом Мужества. Она и ее несовершеннолетняя дочь являются семьей погибшего ветерана боевых действий. Федеральным законодательством для них предусмотрены меры социальной поддержки, определяемые ст. 21 ФЗ № 5 от 12 января 1995 года «О ветеранах», о чем свидетельствует удостоверение о праве на льготы, выданное на её имя 04 октября 2002 года Военным комиссариатом Прикубанского округа г. Краснодара. 12 февраля 2013 года она обратилась в «соцзащиту» Прикубанского округа г. Краснодара с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, однако, заявление оформлено было только от её имени, данные её дочери, как члена семьи имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём совместно с ней у нее отказались принимать на том основании, что её нет в списках претендентов на данную выплату. В связи с чем, она обратилась в Управление по жилищным вопросам, в Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, в приемную Президента РФ в Краснодарском крае и в Прокуратуру Краснодарского края, однако, все полученные ею ответы, сводятся к тому, что её дочь Шембелиди А.А. пользуется льготами по ст. 21 ФЗ № 5ФЗ «О ветеранах» с момента выдачи ей удостоверения с 08 октября 2012 года, то есть после января 2005 года, что является основанием для отказа в предоставлении Шембелиди А.А. социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, рассчитанной для членов семей погибших ветеранов боевых действий. Данный отказ, считала незаконным, поскольку выданное её дочери удостоверение в 2012 году является лишь подтверждением её права на льготы, так как оформили таковое по тем же документам, на основании, которых оформлялось в 2002 году и её удостоверение.

Заявитель Беспоясная Т.А., действующая в интересах несовершеннолетней Щембелиди А.А., в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд об их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица - Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Склярова Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что заявитель и её дочь пользуются льготами, установленными ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, зарегистрированы и проживают в одной комнате площадью 20,16 кв.м. трехкомнатной коммунальной квартиры " адрес обезличен ", собственником таковой является Шембелиди А.А. На учете нуждающихся в жилом помещении указанным составом семьи они состоят с 26 января 2004 года, при этом, удостоверение Шембелииди А.А. о праве на льготы было выдано 08 октября 2012 года, то есть до 01 января 2005 года, что является основанием для отказа в предоставлении Шембелиди А.А. социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, рассчитанной для членов семей погибших ветеранов боевых действий.

Представители заинтересованных лиц Министерства социального развития и семейной политике по Краснодарскому краю, Уполномоченного по правам ребенка по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом, что подтверждается расписками о вручении судебных извещений.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 мая 2013 года требования Пантелеева А.М. частично удовлетворены.

Суд признал недействительным решение Управления по жилищным вопросам Администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в не предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Суд обязал Управление по жилищным вопросам Администрации муниципального образования г. Краснодар включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, предоставив, учетные данные названного лица в Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, для дальнейшего оформления заявления от имени ФИО1 о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах».

В удовлетворении заявления ФИО2 о компенсации морального вреда отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности ФИО3 просит решение суда отменить в части удовлетворенных заявленных требований, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО2, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.

Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ № 5-ФЗ от 12 января 1995года «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОв, ветеранов боевых действий, предоставляется нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по потере кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляется, в том числе и такая мера поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОв и участников ВОв, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 федерального закона, в которой говорится, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14,16 и 21 федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года.

В соответствии со ст. 23.2 в пункте 2 названного федерального закона указано, что средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете. При этом, п. 3 указанной статьи предусматривает, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ и членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

По заявлению гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий и ставшего на учет до 01 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которого определяется исходя из общей площади жилья в 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ. Определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанного в вышеназванном федеральном законе гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектом РФ.

Как усматривается из материалов дела, ФИО2 с несовершеннолетней дочерью ФИО1 являются семьей погибшего в Республике Чечня при исполнении служебных обязанностей военнослужащего.

Заявитель и её несовершеннолетняя дочь зарегистрированы и проживают в одной комнате общей площадью 20,16 кв.м., жилой площадью 12,0 кв.м. трехкомнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: " адрес обезличен ". Собственником указанной комнаты на основании договора передачи в собственность от 18 февраля 2010 года является ФИО1, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар состоит заявитель со своей дочерью с 26 января 2004 года по списку граждан категорий муниципальной подведомственности и по списку членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.

Судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО1 не является претендентом на получение социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность, при том, что сама ФИО2 состоит на таком учете. ФИО1 фактически отказано во включении в список на социальную выплату, на том основании, что удостоверение несовершеннолетней установленного образца Серии " номер обезличен " выдано 08 октября 2012 года, тогда как в соответствии с ч. 4 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» отдельные списки по категориям граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, относящихся к отдельным категориям граждан, указанным в п.п. 3 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» (в данном случае членов семей погибших ветеранов боевых действий) формируются в хронологической последовательности с даты возникновения у граждан права относиться к такой категории, которой признается дата выдачи удостоверения установленного образца либо дата, указанная в ином подтверждающем документе, предусмотренном законодательством РФ.

Как видно из материалов дела, удостоверение заявителю ФИО2 о праве на льготы выдано 04 октября 2002 года Военным комиссариатом Прикубанского округа г. Краснодара, на основании которого заявитель и занималась оформлением льгот и выплат, как на свое имя, так и на имя своей дочери, с 2002 года заявитель и ее несовершеннолетняя дочь являются получателями пенсии по потере кормильца на каждого члена семьи, также семья заявителя получают выплаты из федерального бюджета, назначенные для членов семей погибших при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, также с 2002 года заявитель и её дочь состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, оформляя льготы и выплаты, предусмотренные действующим законодательством, занимаясь решением жилищного вопроса с 2002 года, отдельное удостоверение о праве на льготы для дочери не требовалось.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании недействительным решения Управления по жилищным вопросам г. Краснодара об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, обязании включить ФИО1 в список членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года и обязании предоставить учетные данные в Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края.

Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, поскольку из материалов дела видно, что нарушенные права заявителя и её несовершеннолетней дочери, настоящим решением восстановлены, путем обязания соответствующего органа местного самоуправления включить несовершеннолетнюю ФИО1 в список членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года и обязании предоставить учетные данные в Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края. Доказательств того, что указанными действиями органа местного самоуправления включить заявителю причинены физические и нравственные страдания суду не представлено.

Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана соответствующая правовая оценка

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 17 июня 2013 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: