ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1673/2013 от 07.10.2013 Костромского областного суда (Костромская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«07» октября 2013г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Веремьевой И.Ю.,

судей Болонкиной И.В., Зиновьевой О.Н.,

при секретаре Качаловой Л.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Ильина С.В. на решение Макарьевского районного суда от 12 августа 2013 г., которым на администрацию городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области возложена обязанность обратиться в территориальный отдел Управления федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Костромской области и заявлением о принятии на учет бесхозяйной автомобильной дороги Макарьев-Комсомолка, в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения главы городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Ильина С.В., представителя администрации Макарьевского муниципального района Смирновой С.В., представителя Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Гаврилова М.А., представителя ОГКУ «Костромаавтодор» Игнатовской Г.В., прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда

у с т а н о в и л а:

Прокурор Макарьевского района, действуя в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной автомобильной дороги Макарьев-Комсомолка, в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя тем, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено, что автомобильная дорога между г.Макарьевым и п.Комсомолка протяженностью 5 км имеет гравийное покрытие, на 1, 2, 3 км имеются выбоины, превышающие предельно допустимые значения. Данная автомобильная дорога в муниципальной собственности, в реестре государственного имущества Костромской области, в реестре федерального имущества не состоит, запись о регистрации прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует. Таким образом, вышеуказанная автомобильная дорога является бесхозяйной. До настоящего времени ответчик с заявлением о принятии на учет автомобильной дороги в качестве бесхозяйной в территориальные органы Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Костромской области не обращался. Непринятие автодороги Макарьев-Комсомолка на учет в территориальном органе Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ведет к нарушению интересов неопределенного круга лиц, так как неудовлетворительное состояние бесхозяйной дороги может повлечь за собой возникновение дорожно-транспортных происшествий, несет угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области надлежащим - администрацией городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Макарьевского муниципального района Костромской области; отдел по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Макарьевского муниципального района Костромской области; департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области; ОГКУ «Костромаавтодор».

По делу постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе глава городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Ильин С.В. просит решение суда отменить, производство по делу в отношении администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области прекратить. Отмечает, что в исковом заявлении прокурор указывает на автомобильную дорогу Макарьев-Комсомолка в качестве бесхозяйной. Однако данная дорога не описывается в координатах, не отражено ее месторасположение, нет ее описания, отсутствует техническая документация, позволяющая понять и определить, о какой дороге идет речь, и существует ли вообще она фактически на местности. Также отмечает, что ни в исковом заявлении, ни в ходе рассмотрения дела, прокуратурой не было указано, каким образом отсутствие действия администрации городского поселения город Макарьев по подаче заявления в территориальный отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Костромской области нарушило право неопределенного круга лиц. Считает несостоятельным утверждение представителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, с которым согласился суд, что дорога Макарьев-Комсомолка не является частью дороги Макарьев-Тимошино. Указывает, что постановлением администрации Костромской области от 04 сентября 2006 г. №71-а «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области» дорога Макарьев-Тимошино-Халабурдиха (участок Макарьев-Тимошино) протяженностью 40 км переименована в дорогу Комсомолка-Тимошино той же протяженностью. Согласно реестру населенных пунктов Костромской области, утвержденному постановлением администрации Костромской области от 24 июня 2008 г. №184-а, расстояние от поселка Комсомолка до города Макарьева составляет 4 км, расстояние от села Тимошино до города Макарьев 39,4 км. Городское поселение город Макарьев не имеет полномочий по обслуживанию и эксплуатации дороги, осуществляющей транспортные связи административного центра района с центром сельского поселения селом Тимошино, находящейся за пределами границ населенных пунктов поселения, равно как и участка данной дороги от Макарьева до Комсомолки, как находящегося вне границ населенных пунктов городского поселения город Макарьев.

В отзыве на апелляционную жалобу глава администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Шаронов П.И., выражая несогласие с решением суда, поддерживает доводы апелляционной жалобы главы городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Ильина С.В.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Макарьевского района Костромской области Кучин А.Г. считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.

Согласно ч.6 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 8 ст.6 вышеуказанного Федерального закона установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).

Как видно из материалов дела и установлено судом, между г.Макарьевым и п.Комсомолка имеется автомобильная дорога протяженностью 4 км. Данная автомобильная дорога в муниципальной собственности, в реестре государственного имущества Костромской области, в реестре федерального имущества не состоит, записи о регистрации прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ГПКО «Костромаоблтехинвентаризация» отсутствуют.

Согласно ч.2 ст.2 Устава муниципального образования городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области №9 от 28 ноября 2005 г., территорию городского поселения город Макарьев Макарьевского района составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов (город Макарьев, поселок Комсомолка, поселок Холодная заводь), прилегающие в к ним земли общего пользования, территория традиционного природопользования населенияпоселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ поселения.

Из Генерального плана городского поселения город Макарьев, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области №42 от 28 декабря 2010 г., следует, что границы п.Комсомолка и п.Холодная Заводь в нем не отражены, описания их границ как самостоятельных нет. Кроме того, в Генеральном плане отображена спорная дорога, которая идет от ул. Затонской г. Макарьева до реки, и от реки (на другом берегу) до ул. Комсомольской пос. Комсомолка.

В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 24 июня 2008 года № 184-а «Об утверждении реестра населенных пунктов Костромской области» в ведение города Макарьева входят населенные пункты г. Макарьев, пос. Комсомолка, пос. Холодная Заводь.

Как пояснила допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста заведующая отделом архитектуры, строительства и инфраструктуры администрации Макарьевского муниципального района Усова Л.А., указанные населенные пункты входят в черту города, являются целостной административной единицей.

С учетом этого суд, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о том, что на территории городского поселения город Макарьев имеется участок бесхозяйной дороги протяженностью 4 км от ул.Затонской г. Макарьев до ул. Комсомольской п.Комсомолка.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. №580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация городского поселения не предпринимала мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет автомобильной дороги, находящейся на ее территории.

В соответствии со ст.255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Установив факт наличия бесхозяйной автомобильной дороги и непринятия мер по ее постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с учетом наличия у администрации городского поселения предусмотренной законом обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения в пределах населенных пунктов поселений, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в исковом заявлении не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования, несостоятельны, поскольку как видно из искового заявления, требования прокурором заявлены в интересах неопределенного круга лиц, указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что дорога не существует, не указано ее месторасположение, отсутствует техническая документация, необоснованны, поскольку опровергаются представленными в суд доказательствами: актом обследования автомобильной дороги, генеральным планом, показаниями многочисленных свидетелей, допрошенных судом. Кроме того, представители сторон в судебных заседаниях по существу не отрицали факт существования спорной автомобильной дороги, как представитель городского поселения город Макарьев, так и представитель администрации Макарьевского муниципального района не отрицали, что имеется автодорога г. Макарьев - пос. Комсомолка, однако считали, что она не является самостоятельной, а является частью автодороги г. Макарьев - Тимошино (в настоящее время переименованной в Комсомолка - Тимошино), которая относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Костромской области.

Указанные доводы, приведенные также в апелляционной жалобе, были предметом проверки суда первой инстанции. Суд, исследовав представленные доказательства, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что автодорога Макарьев - Комсомолка является самостоятельной автодорогой, построенной Понизовским леспромхозом в 80-х годах. Впоследствии была построена автодорога Комсомолка - Тимошино - Халабурдиха, которая по проекту первоначально называлась Макарьев-Тимошино, согласно исследованным в судебных заседаниях рабочим проектам строительства указанной дороги участок Макарьев-Комсомолка никогда не являлся частью автодороги Комсомолка - Тимошино.

Поскольку спорная дорога соединяет г. Макарьев и населенный пункт Комсомолка, которые входят в ведение города Макарьева, целиком проходит по территории в границах городского поселения г. Макарьев, суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорная автомобильная дорога является самостоятельной автомобильной дорогой, не относится к категории общефедеральных, региональных, межмуниципальных дорог либо дорог муниципального района, не имеет собственника, является бесхозяйным имуществом и, исходя из вышеуказанных норм закона, постановил законное и обоснованное решение, которым обязал администрацию городского поселения обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спорных автомобильных дорог.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом не учтены расстояния между населенным пунктом Комсомолка и административным центром Макарьев, между административными центрами Макарьев и Тимошино, установленные реестром населенных пунктов Костромской области, не может повлиять на сделанные судом выводы, поскольку указанные расстояния сами по себе не свидетельствуют о протяженности автомобильных дорог.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Макарьевского районного суда от 12 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Ильина С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:-

Судьи:-