Судья Аксенова Е.Г. Дело № 33-16740/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мариуца О.Г.,
судей Мизюлина Е.В., Панцевич И.А.,
при секретаре Мадьярове Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 21 февраля 2017 года по делу
по иску Калашниковой Н. В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения о прекращении статуса многодетной семьи, обязании поставить на учет многодетную семью,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителя 3-го лица,
УСТАНОВИЛА:
Первоначально Калашникова Н.В. обратилась в суд с иском Люберецкому управлению социальной защиты населения, просила признать незаконным решение Люберецкого управления социальной защиты населения от 21.11.2016 года о прекращении статуса многодетной семьи, обязать ответчика поставить на учёт семью истицы как многодетную.
Требования мотивированы тем, что истица является матерью троих несовершеннолетних детей: Калашниковой М.К., <данные изъяты> года рождения, Калашникова Д.К., <данные изъяты> года рождения, Калашниковой К.К., <данные изъяты> года рождения. Ей было выдано удостоверение многодетной семьи 19.08.2016 года. Решением Люберецкого управления социальной защиты населения от 21.11.2016 года статус многодетных в отношении её семьи прекращен на основании того, что супруг истицы не зарегистрирован в Московской области. Однако, он проживает вместе с семьей истицы в г.Люберцы Московской области. Считает данное решение незаконным.
Калашникова Н.В. и её представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал представленные суду письменные возражения.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 21 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства социальной защиты населения Московской области от 21.11.2016 года №18-46.1-04/3072 о прекращении статуса многодетной семьи Калашниковой Н.В. На Министерство социальной защиты населения Московской области возложена обязанность поставить семью Калашниковой Н.В. в составе: Калашниковой Н.В., Калашникова К.А., Калашниковой М.К., <данные изъяты> года рождения, Калашниковой К.К., <данные изъяты> года рождения, Калашникова Д.К., <данные изъяты> года рождения на учет, как многодетную.
Министерство социального развития Московской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просило решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Отменяя решение суда, судебная коллегия приходит к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
В данном случае иск предъявлен к юридическому лицу.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.08.2015 N 642/29, Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п.4).
Люберецкое управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, следовательно, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде.
Как следует из материалов дела, судом не производилась замена ненадлежащего ответчика на надлежащего, суд первой инстанции указал в качестве ответчика несуществующее в настоящее время юридическое лицо – Министерство социальной защиты населения Московской области.
В связи с чем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда, предъявленное к Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, поскольку указанное территориальное структурное подразделение не может выступать в суде как ответчик, не являясь юридическим лицом. Представитель указанного территориального структурного подразделения, участвовавший в рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции, имел право в порядке передоверия представлять интересы юридического лица - Министерства социального развития Московской области, что подтверждается представленными в материалы дела доверенностями.
Кроме того, после перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в суде апелляционной инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечен муж истицы Калашников К.А.
Принимая по делу новое решение, судебная коллегия исходила из следующего.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Материалами дела установлено, что Калашникова Н.В. является матерью троих несовершеннолетних детей: Калашниковой М.К., <данные изъяты> года рождения, Калашникова Д.К., <данные изъяты> года рождения, Калашниковой К.К., <данные изъяты> года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении (л.д. 11-13).
Истица Калашникова Н.В. состоит в браке с Калашниковым К.А., что следует из свидетельства о заключении брака от <данные изъяты> года (л.д. 8).
В решении Люберецкого управления социальной защиты населения от 21.11.2016 года, указано, что статус многодетной семьи и выдача соответствующего удостоверения произведены неправомерно, в связи с чем удостоверение многодетной семьи признано недействительным и подлежит изъятию, поскольку из представленных заявителем документов следует, что супруг истицы зарегистрирован в другом регионе, а именно по адресу: <данные изъяты> (л.д. 14-15).
Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 года N 178/7 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Удостоверение согласно Порядку выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Пунктом 3 установлено, что для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в Подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: копию паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника); копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3 x 4 см.
На основании п. 7 удостоверение не выдается в случае: отсутствия у семьи статуса многодетной; представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка.
В соответствии с выпиской из домовой книги истица и трое её несовершеннолетних детей зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>.
Факт проживания истицы и ее детей по указанному адресу подтверждается также справкой АО «Люберецкая Управляющая компания» от 08.08.2016 года (л.д. 215), выпиской из домовой книги от 08.08.2016 года (л.д. 216-217).
Супруг истицы – Калашников К.А., зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, что следует из копии паспорта (л.д. 218).
Вместе с тем, в материалах дела имеется акт от 05.12.2016 года, согласно которому комиссия в составе техника-смотрителя АО «Люберецкая Управляющая Компания» <данные изъяты> паспортистки АО «Люберецкая Управляющая Компания» <данные изъяты>., участкового 2 ОП МУ МВД России «Люберецкое» <данные изъяты>, а также в присутствии свидетелей (соседи) <данные изъяты> при проверке паспортного режима в жилом доме <данные изъяты> установила, что истица ведет совместное хозяйство со своим супругом Калашниковым К.А. (л.д. 29).
В силу ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании апелляционной инстанции муж истцы, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, пояснил, что он проживает с супругой и тремя детьми в г. Люберцы Московской области с 2008 года. Двое старших детей ходят в ближайший детский сад <данные изъяты> Квартира является муниципальной, предоставлена по договору социального найма. В <данные изъяты> он не проживает, меры социальной поддержки по месту регистрации ему не предоставлялись, с заявлением о выдачи удостоверения многодетной семьи он по месту регистрации не обращался.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что в силу ст.ст. 55, 56 ГПК РФ со стороны истицы представлены доказательства, подтверждающие, что её семья фактически проживает в Московской области. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истица имеет право на получение мер социальной поддержки и получение удостоверения многодетной семьи в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" на период проживания в Московской области, то есть, имеет право получить удостоверение многодетной семьи.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что имеются основания для признания семьи истицы многодетной, то подлежат удовлетворению её требования о признании незаконным решения от 21.11.2016 года о прекращении статуса многодетной семьи, обязании ответчика поставить на учёт семью истицы как многодетную.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 21 февраля 2017 года отменить.
Исковые требования Калашниковой Н. В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения о прекращении статуса многодетной семьи, обязании поставить на учет многодетную семью удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области от 21.11.2016 года №18-46.1-04/3072 о прекращении статуса многодетной семьи Калашниковой Н. В..
Обязать Министерство социального развития Московской области поставить семью Калашниковой Н. В. в составе: Калашниковой Н. В., Калашникова К. А., Калашниковой М. К., <данные изъяты> года рождения, Калашниковой К. К., <данные изъяты> года рождения, Калашникова Д. К., <данные изъяты> года рождения на учет в качестве многодетной и предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан.
Председательствующий
Судьи