ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1675/16 от 14.07.2016 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Председательствующий

в первой инстанции Лемешко А.С.

Докладчик в апелляционной инстанции Лядова Т.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Севастополь

14 июля 2016 года Дело №33-1675/16

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Колбиной Т.П.

судей Лядовой Т.Р.,

ФИО1

при секретаре судебного заседания Кравченко Д.А.

при участии:

от Правительства Севастополя: К.А.Л.,

А.С.С.,

от А.С.С.: С.Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу А.С.С. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 29 марта 2016 года по делу №33-1675/16 (№2-29/2016)

по исковому заявлению Правительства Севастополя к А.С.С. об освобождении самовольно занятого земельного участка путем сноса самовольных построек,

по встречному исковому заявлению А.С.С. к Правительству Севастополя о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛА:

В августе 2015 года Правительство Севастополя обратилось в Нахимовский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к А.С.С., в котором с учетом заявления, поданного в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просило признать самовольными постройками объекты капитального строительства - жилой дом литер А, состоящий из пяти квартир, котельная литер В, беседка литер Б, расположенные на земельном участке, общей площадью 368 кв.м., по адресу: <адрес>, восстановить нарушенное право истца путем принуждения ответчика за счет собственных средств освободить самовольно занятый земельный участок площадью 368 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, путем сноса самовольных построек, расположенных на указанном участке, установить ответчику точный предельный срок завершения освобождения самовольно занятого земельного участка, предоставить Правительству Севастополя право осуществления действий по освобождению самовольно занятого земельного участка, в случае если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок.

В декабре 2015 года А.С.С. подано встречное исковое заявление к Правительству Севастополя, в котором А.С.С. просит признать за ней право собственности на домовладение по адресу: <адрес>, состоящее из жилого лома литер А, беседки литер Б, котельной литер В, ограждений .

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 29 марта 2016 года исковые требования Правительства Севастополя удовлетворены: обязано А.С.С. освободить самовольно занятый земельный участок площадью 368 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем сноса за счет собственных средств самовольных построек - объектов капитального строительства жилого дома литер А, состоящего из пяти квартир, котельной литер В, беседки литер Б, расположенных на указанном земельном участке, установлен предельный срок для завершения сноса самовольных построек по адресу: <адрес> - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленные сроки предоставлено Правительству Севастополя право осуществления действий по сносу самовольных построек - объектов капитального строительства жилого дома литер А, состоящего из пяти квартир, котельной литер В, беседки литер Б, расположенных по адресу: <адрес>, с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов, судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов, в удовлетворении требований встречного искового заявления А.С.С. отказано.

Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, А.С.С. подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований, удовлетворении требований встречного искового заявления в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Ответчик и представитель ответчика настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить. по доводам, изложенным в ней, принять по делу новое решение об удовлетворении требований встречного искового заявления, отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований в полном объеме.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, усматривает основания для отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.

Удовлетворяя исковые требования Правительства Севастополя и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о предоставлении в аренду либо в собственность А.С.С. земельного участка для размещения указанных объектов отсутствуют, правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешительная документация на строительство не представлены, что свидетельствует об использовании А.С.С. земельного участка площадью 368 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, без оформленных надлежащим образом документов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, спорные объекты капитального строительства имеют признаки самовольной постройки, соответствуют понятию самовольной постройки, закрепленному в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения исковых требований.

Однако с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не в полной мере соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии со статьями 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Согласно части 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Частями 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Федеральным Конституционным Законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О правительстве Севастополя» к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.

Как усматривается из материалов дела, согласно акту обследования земельного участка №05-0103/08-15 от 30 июля 2015 года, в котором нашли свое отражение результаты проверки, проведенной Управлением земельного контроля города Севастополя, земельный участок общей площадью 368 кв.м., расположенный согласно плану-схеме земельного участка по адресу: <адрес>, огражден по периметру частично некапитальным металлически забором, частично капитальным забором.

Указанный земельный участок частично расположен в границах ОК «ЖСТИЗ «Ритм-3» (договор аренды от 05 декабря 2007 года ), кадастровый , а также в границах земельных участков по улице <адрес> и (частная собственность , суммарной площадью 55 кв.м. согласно плану-схеме), остальная часть земельного участка равная 315 кв.м. свободна от прав третьих лиц, в установленном законом порядке не отведена, право собственности (пользования) не зарегистрировано, в соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года №3-ЗС относится к землям государственной собственности.

Также установлено, что решением Севастопольского городского Совета от 30 октября 2010 года гр.А.С.С. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.

Решения о передаче указанного земельного участка в собственность (аренду, пользование) гр.А.С.С. Севастопольским городским Советом, Правительством Севастополя не принимались.

На момент обследования на земельном участке расположены двухэтажный капитальный жилой дом литер А, котельная литер В, беседка литер Б.

Из представленных технического паспорта на жилой дом индивидуального жилого фонда, расположенного по адресу: <адрес>, инвентарный , составленному КП «БТИ и ГРОНИ» СГС, материалов технической инвентаризации усматривается принадлежность вышеуказанных построек А.С.С., объекты капитального строительства возведены самовольно, без получения на это необходимых разрешений, документы, подтверждающие отвод земельного участка, на котором расположены строения, в архив КП «БТИ и ГРОНИ» СГС не предоставлялись.

Вышеизложенные факты, по мнению специалистов Управления земельного контроля города Севастополя, свидетельствуют о наличии в действиях гр.А.С.С. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «самовольное занятие земельного участка», выраженных в ограничении доступа к земельному участку площадью 368 кв.м., из которых 315 кв.м. относятся к землям собственности города Севастополя, путем его ограждения, создании на данном земельном участке объектов капитального строительства и их последующей эксплуатации, а также о том, что созданные А.С.С. объекты капитального строительства в отсутствие разрешительных документов на строительство и оформленных прав на земельный участок, являются согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольными постройками (л.д.16-19).

Вместе с тем, судом первой инстанции оставлены без внимания следующие обстоятельства.

Материалами дела подтверждается, что 30 октября 2012 года Севастопольским городским Советом IX сессии VI созыва принято решение о даче согласия А.С.С. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,04 га, расположенного по адресу: <адрес>, для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (л.д.100), во исполнение которого ответчиком по договору с Севастопольским предприятием геодезии, землеустройства и проектирования разработан проект землеустройства (л.д.101-129).

В соответствии со статьей 12 Закона города Севастополя от 46-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляются на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года.

Постановлением Правительства Севастополя от 01 февраля 2016 года №25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, которым регламентирована процедура завершения оформления прав на земельные участки, путем передачи данных участков в собственность безвозмездно, на основании договора купли-продажи, во владение и пользование на основании договора аренды.

Как следует из материалов дела ответчиком в порядке, предусмотренном приведенными выше нормативными актами, начата процедура завершения оформления права собственности на спорный земельный участок. А.С.С. подано заявление в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении спорного земельного участка в собственность (л.д.196).

В силу пункта 4 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 01 февраля 2016 года №25-ПП, А.С.С. обеспечена разработка схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представлена на утверждение в уполномоченный орган, который не был образован до 21 марта 2014 года.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №593-РДЗ от 03 марта 2016 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (территории), расположенного: <адрес>А, площадью 400 кв.м., кадастровый квартал 91:04:003004, предписано отнести образуемый земельный участок к категории земель: «земли населенных пунктов», определить вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1.) (л.д.193).

Кроме того, как следует из объяснений представителя Правительства Севастополя, представленных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, истцом не оспаривается факт возможности завершения ответчиком процедуры оформления права собственности на спорный земельный участок в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Также представителем указано, что после предоставления А.С.С. правоустанавливающих документов на земельный участок Правительством Севастополя будут приняты меры по урегулированию вопроса касательно возведенных ответчиком объектов капитального строительства мирным путем.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан преждевременный вывод о самовольном занятии А.С.С. спорного земельного участка и возложении на истца обязанности освободить самовольно занятый земельный участок путем сноса расположенных на нем объектов капитального строительства.

Касательно требований встречного искового заявления А.С.С. о признании права собственности на домовладение по адресу: <адрес>, состоящее из жилого дома (литер А), беседки (литер Б), котельной (литер В), ограждения , судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на следующее.

Так в обоснование заявленных требований А.С.С. указывает, что ею 06 января 2011 года получен сертификат, регистрационный номер <***>, выданный Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе на основании справки Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 14 декабря 2010 года №1337 о согласовании принятия объекта строительства в эксплуатацию (л.д.61), которым удостоверено соответствие оконченного строительством жилого дома литер А, двухэтажного, общей площадью 145,2 кв.м., с хозяйственными сооружениями литер Б, В, по адресу: <адрес>, государственным стандартам, нормам и правилам, застройщик объекта А.С.С. (л.д.28).

В силу пункта 7 Временного порядка принятия в эксплуатацию оконченных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными постройками и сооружениями, возведенными без разрешения на выполнение строительных работ, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 09 сентября 2009 года №1035, датой принятии частного строения в эксплуатацию считается дата выдачи сертификата.

Данный сертификат, согласно положениям действующего на момент его выдачи законодательства, а именно статьи 30-1 Закона Украины «О планировании и застройки территории», являлся основанием для оформления права собственности на законченный строительством объект, однако как следует из объяснений заявителя апелляционной жалобы, право собственности на жилой дом оформлено не было.

В настоящее время в соответствии с положениями части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дано понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно: юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Положениями приведенного выше Закона определен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Так статьей 16 указанного выше Закона предусмотрено, что заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены заявителем лично через многофункциональный центр.

Судебная коллегия отмечает, что в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, А.С.С. не представлены относимые и допустимые доказательства того, что она в соблюдение требований указанных нормативно-правовых актов обращалась в уполномоченный орган, а также предоставила пакет документов, необходимый для осуществления государственной регистрации права собственности, и в предоставлении указанной услуги А.С.С. было отказано.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что А.С.С. не принято ненадлежащих мер к легализации объекта капитального строительства, не соблюден административный порядок оформления права собственности, в силу чего обращение истца в суд с требованиями о признании права собственности на домовладение по адресу: <адрес>, состоящее из жилого дома (литер А), беседки (литер Б), котельной (литер В), ограждения , является преждевременным.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении как требований первоначального, так и требований встречного искового заявления.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 29 марта 2016 года по делу №33-1675/16 (№2-29/2016) отменить, принять новое решение:

«В удовлетворении искового заявления Правительства Севастополя и встречного искового заявления А.С.С. отказать».

Определение вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий Т.П. Колбина

Судьи Т.Р. Лядова

ФИО1