ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1681 от 08.10.2014 Костромского областного суда (Костромская область)

     судья Варсанофьева С.Г.                                                                                      дело № 33-1681

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 «08» октября 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

 председательствующего Зиновьевой О.Н.,

 судей Лукоянова А.Н. и Ивановой О.А.,

 при секретаре Шанцевой О.Д.

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ОАО «Костромское авиапредприятие» Богаченко М.С., действующей на основании доверенности, на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 июля 2014 года по гражданскому делу по иску Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Костромское авиапредприятие» о принятии мер по обеспечению охраны границ территории (периметра) аэропорта путем заключения договора, которым исковые требования удовлетворены, ОАО «Костромское авиапредприятие» обязано в срок до 10 октября 2014 г. принять меры по обеспечению охраны границ (периметра) аэропорта «Сокеркино» силами федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» путем заключения договора.

 Заслушав доклад судьи Лукоянова А.Н., выслушав объяснения представителя ОАО «Костромское авиапредприятие» Бакулина Д.С. и старшего помощника Костромского транспортного прокурора Иванова А.Н., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной в январе 2014 года проверки соблюдения требований законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры выявлены нарушения требований законодательства, регламентирующих обеспечение авиационной безопасности, в части передачи на основании возмездного договора под охрану границ территории (периметра) аэропорта «Сокеркино» подразделению ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.03.2011 г. № 83 аэропорт «Сокеркино» включен в перечень объектов, охраняемых подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». 29 июля 2011 г. между ОАО «Костромское авиапредприятие» и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» заключено соглашение о расторжении договора на оказание охранных услуг с 01 октября 2011 г. В нарушение положений ст. 83, п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, п. 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 г. N 142, ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.п. 3, 4 Правил охраны аэропортов и объектов инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 г. N 42, п. 53 раздела 5 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 18.04.2008 г. N 62, с момента расторжения договора до настоящего времени охрана границ территории (периметра) аэропорта «Сокеркино» силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не организована, охрана осуществляется силами авиационной безопасности. Указанные нарушения создают условия, угрожающие жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае совершения любого акта незаконного вмешательства, вероятность которого при отсутствии надлежащей охраны многократно возрастает.

 Прокурор просил обязать ОАО «Костромское авиапредприятие» в срок до 01.10.2014 г. принять меры по обеспечению охраны границ территории (периметра) аэропорта «Сокеркино» силами федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» путем заключения договора.

 Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

 Свердловским районным судом г. Костромы постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе представитель ОАО «Костромское авиапредприятие» Богаченко М.С. просила решение суда отменить, указывая в обоснование, что причинами расторжения договора, заключенного между ОАО «Костромское авиапредприятие» и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», послужило некачественное оказание охранных услуг, а именно: неоднократное появление стрелков охраны в состоянии алкогольного опьянения и нахождение на посту охраны без установленной форменной одежды, невыполнение обхода периметра ограждения охраняемой территории каждый час. Считает, что принятие мер по обеспечению охраны границ (периметра) аэропорта «Сокеркино» силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» путем заключения договора, учитывая вышеуказанные обстоятельства, не может способствовать соблюдению законодательства в сфере авиационной безопасности. В структуре предприятия имеется сертифицированная служба авиационной безопасности, что судом не учтено.

 В возражениях на апелляционную жалобу Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры и представитель ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «Костромское авиапредприятие» Бакулин Д.С. дал пояснения, аналогичные доводам апелляционной жалобы.

 Старший помощник Костромского транспортного прокурора Иванов А.Н. возражал против удовлетворения жалобы.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в соответствии с требованиями законодательства, на положения которого сослался истец, охрана границ территории (периметра) аэропорта «Сокеркино» должна обеспечиваться силами федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». Однако с 01 октября 2011 года границы территории (периметра) аэропорта «Сокеркино» охраняются службой авиационной безопасности самого предприятия.

 Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01 октября 2011 года расторгнут договор на оказание охранных услуг № 111 от 22 июня 2010 г., заключенный между ОАО «Костромское авиапредприятие» и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», на основании которого осуществлялась охрана границ территории (периметра) аэропорта «Сокеркино». С момента расторжения договора охрана объектов указанного аэропорта осуществляется работниками службы авиационной безопасности предприятия /л.д. 8, 9, 7, 15-16, 111-112/.

 Статья 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) определяет, что авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

 Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

 В силу положений пункта 6 статьи 84 ВК РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Такой порядок регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года N 42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры.

 Согласно пунктам 3 и 4 данных Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

 Охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны полиции; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

 Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

 Аналогичные положения закреплены в разделе V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации (пункт 53), утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N 62.

 Аэропорт ОАО «Костромское авиапредприятие» включен в Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (под номером 678), утвержденный Приказом Минтранса России от 15.03.2011 г. N 83.

 Таким образом, действующим законодательством установлено, что охрана границ территории (периметра) аэропорта ОАО «Костромское авиапредприятие» должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Следовательно, ответчик обязан организовать охрану периметра аэропорта путём заключения соответствующего договора.

 Установив отсутствие такого договора, суд правильно удовлетворил исковые требования.

 Сделанный судом вывод не опровергается доводом жалобы о том, что ранее услуги по охране оказывались работниками ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» ненадлежащим образом, а также ссылкой на наличие в структуре предприятия сертифицированной службы авиационной безопасности, в сферу деятельности которой входит организация и обеспечение авиационной безопасности.

 Указанные обстоятельства не являются основаниями для отказа ответчика от заключения соответствующего договора на оказание охранных услуг.

 Положение об охране границ территории аэропорта подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации имеет обязательный характер, его применение, как следует из вышеприведённых нормативных положений, не зависит от наличия или отсутствия в структуре предприятия службы авиационной безопасности.

 Ненадлежащее исполнение работниками охраны возложенных на них обязанностей является основанием для применения к ним мер дисциплинарного воздействия со стороны работодателя, основанием для предъявления к контрагенту соответствующих гражданско-правовых требований, но не обстоятельством, позволяющим ответчику отказаться от заключения соответствующего договора.

 Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «Костромское авиапредприятие» - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: