ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1684/2013 от 11.03.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Мельникова Е.М.

Судья-докладчик Усова Н.М. По делу №33-1684/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   11 марта 2013 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего: Зубковой Е.Ю.,

судей: Усовой Н.М., Ивановой О.Н.,

при секретаре: Березовской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску о признании неправомерным отказа в поступлении на государственную службу, понуждении к заключению служебного контракта, назначению на должность,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Братского городского суда Иркутской области от 04 декабря 2012 года по данному гражданскому делу,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований с учетом уточнений истец указала, что управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску "дата изъята" был объявлен конкурс на включение в кадровый резерв управления по г. Братску на замещение должности начальника отдела кадрово-правовой работы.

Указала, что "дата изъята" она обратилась в управление по г.Братску с заявлением о назначении ее на вакантную должность <данные изъяты> по основаниям, предусмотренным п.п. «б» п. 11 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Иркутской области, утвержденного Указом губернатора Иркутской области от 30.04.2010 №91-УГ, поскольку с "дата изъята" она состоит в кадровом резерве на замещение данной должности. Однако ответчик отказал ей в назначении на должность <данные изъяты>, указав, что включение в кадровый резерв управления по Братскому району не является основанием для назначения ее на должность государственной гражданской службы управление по г. Братску и решение о назначении на должность <данные изъяты> будет принято соответствующим решением представителя нанимателя, учитывая всех кандидатов, включенных в кадровый резерв управления по г. Братску, по результатам оценки их профессионального уровня и соответствия требованиям к этой должности.

Считает, что ответчик отказал ей в назначении на государственную гражданскую службу Иркутской области на должность <данные изъяты> неправомерно; мотивировка отказа не связанна с ее профессиональным уровнем, квалификационным требованиям к вакантной должности и деловыми качествами. Считает, что ее кандидатура соответствует квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей в должности <данные изъяты>. Также считает необоснованным отказ в заключении с ней трудового договора, не связанный с деловыми качествами работника, в связи с чем, ответчиком нарушено законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации, трудовое законодательство и ее права, гарантированные ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Просила суд с учетом уточнений признать отказ "номер изъят" от "дата изъята" Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Братску в поступлении ФИО1 на государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> неправомерным; обязать ответчика заключить с ФИО1 служебный контракт на неопределенный срок на замещение должности <данные изъяты> с "дата изъята", назначить ее на должность <данные изъяты> с "дата изъята".

Решением Братского городского суда Иркутской области от 04 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец ФИО1 не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала, что решение суда незаконно, необоснованно и подлежит отмене, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что суд не учел специфику государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации. Также суд ошибочно пришел к выводу, что ее кандидатура включена в кадровый резерв управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, поскольку она состоит в кадровом резерве министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на замещение должности <данные изъяты>.

Также указала, что согласно п. 11 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Иркутской области, утвержденного Указом губернатора Иркутской области №91-уг от 30.04.2010, областной гражданский служащий (гражданин), состоящий в кадровом резерве на государственной гражданской службе Иркутской области, в случае его соответствия квалификационным требованиям к вакантной должности областной гражданской службы назначается соответствующим представителем нанимателя на вакантную должность областной гражданской службы:

а) в государственном органе Иркутской области в кадровом резерве на государственной гражданской службе Иркутской области которого он состоит;

б) в ином государственном органе Иркутской области.

Указала, что с "дата изъята" она состоит в кадровом резерве министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на замещение должности <данные изъяты> по итогам конкурса и на основании решения конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Иркутской области. Однако, не смотря на то, что ее кандидатура соответствует всем требованиям закона на замещение вакантной должности, ответчик ее кандидатуру не рассматривал.

Считает, что вывод суда об отсутствии оснований для отмены отказа "номер изъят" от "дата изъята" управления по г.Братску не основан на законе, так как ответчик отказал ей в поступлении на государственную службу по мотивам, не связанным с ее деловыми качествами и без соблюдения норм законодательства, регулирующего правовые основы государственной гражданской службы. Также считает ошибочным вывод суда, что ставка <данные изъяты> на момент ее обращения не являлась вакантной, поскольку согласно распоряжению управления по г.Братску от 29.02.2012 №18-ру Г. назначена на должность временно, до подбора кандидатуры. Кроме того, в отказе от "дата изъята" "номер изъят" в назначении ФИО1 на должность <данные изъяты> ответчик не указал, что ставка начальника отдела кадрово-правовой работы не является вакантной.

Просит решение Братского городского суда Иркутской области от 04 декабря 2012 по данному гражданскому делу отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, просит решение Братского городского суда Иркутской области по данному гражданскому делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Усовой Н.М., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Федерального закона (ч. 4).

В силу ч. 7 ст. 64 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Разрешая данный спор, суд установил, что "дата изъята" Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области был объявлен конкурс на включение в кадровый резерв на должность <данные изъяты>. "дата изъята" ФИО1 подала документы для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв на должность начальника отдела кадрово-правовой работы управления по г.Братску.

Также суд установил, что "дата изъята" - до завершения конкурса на включение в кадровый резерв на должность <данные изъяты> ФИО1 на имя заместителя начальника управления по г.Братску подала заявление с просьбой назначить ее на вакантную должность <данные изъяты>.

Согласно ответу заместителя начальника управления по г.Братску "номер изъят" от "дата изъята" включение ФИО1 в кадровый резерв управления по Братскому району не является основанием для назначения на должность государственной гражданской службы в управлении по г.Братску. Конкурс на включение в кадровый резерв на должность <данные изъяты> объявлен "дата изъята" (газета «Областная» № 31 (906)). В течение 21 дня принимались документы граждан и гражданских служащих для участия в конкурсе. Конкурс на включение в кадровый резерв на должности гражданской службы проводится в целях обеспечения прав граждан РФ на равный доступ к гражданской службе и замещения должностей гражданской службы гражданами, отвечающим установленным требованиям. Учитывая изложенное назначение на должность <данные изъяты> будет принято соответствующим решением представителя нанимателя, учитывая всех кандидатов, включенных в кадровый резерв управления по г.Братску, по результатам оценки их профессионального уровня и соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

Разрешая данный спор, суд произвел системный анализ нормативных актов, на которых основано решение, применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам и пришел к правильному выводу, что оснований для признания отказа "номер изъят" от "дата изъята" Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Братску в поступлении ФИО1 на государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> неправомерным, нет.

При этом суд правильно исходил из того, что согласно п.4 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Иркутской области, утв. Указом Губернатора Иркутской области №91-уг от 30.04.2010, включение государственного гражданского служащего Иркутской области, гражданина Российской Федерации в кадровый резерв на государственной гражданской службе Иркутской области для замещения должности государственной гражданской службы Иркутской области осуществляется:

а) по результатам конкурса на включение в кадровый резерв на государственной гражданской службе Иркутской области для замещения должности областной гражданской службы, а также на замещение вакантной должности областной гражданской службы в государственном органе Иркутской области в порядке, предусмотренном ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

б) без проведения конкурса в случаях, установленных п. 1 ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Пунктом 5 предусмотрено, что для проведения конкурса правовым актом соответствующего государственного органа Иркутской области образуется конкурсная комиссия.

Согласно п.8 по результатам конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) о включении областного гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв на государственной гражданской службе Иркутской области;

б) об отказе областному гражданскому служащему (гражданину) во включении в кадровый резерв на государственной гражданской службе Иркутской области.

Суд установил, что распоряжением управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску от "дата изъята" в целях проведения конкурса на включение в кадровый резерв на замещение должности <данные изъяты> утвержден состав конкурсной комиссии.

Также суд установил, что для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв на должность <данные изъяты> подали документы 3 кандидата - ФИО1, Ж., Г.

"дата изъята" состоялся первый этап конкурса, по результатам которого все кандидаты признаны соответствующими квалификационным требованиям, предъявляемым к должности <данные изъяты>, и были допущены к участию во втором этапе конкурса на включение в кадровый резерв.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку конкурс на включение в кадровый резерв на должность <данные изъяты> был объявлен, заявку на участие в данном конкурсе, кроме истца подали еще 2 претендента, то по результатам конкурса должно было быть принято одно из вышеуказанных решений, что и было разъяснено истцу в обжалуемом ею ответе управления по г.Братску.

Также суд установил, что согласно решению конкурсной комиссии от "дата изъята" ФИО2, Ж., ФИО1 включены в кадровый резерв на замещение должности <данные изъяты>. Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Братску от "дата изъята" на должность <данные изъяты> с "дата изъята" назначена Ж.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что включение в кадровый резерв на замещение должности не является безусловным основанием для назначения ФИО1 на должность <данные изъяты>, поскольку согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» право принять решение о замещении вакантной должности в государственном органе путем проведения конкурса на замещение вакантной должности либо путем замещения вакантной должности гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, представлено представителю нанимателя, а не лицу, претендующему на замещение какой-либо должности государственной гражданской службы.

Также правильным является вывод суда, что на момент подачи ФИО1 заявления о назначении ее на вакантную должность <данные изъяты>, должность <данные изъяты> не была вакантна, поскольку по срочному служебному контракту была замещена другим лицом.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что исковые требования ФИО1 о признании неправомерным отказа "номер изъят" от "дата изъята" Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Братску в поступлении на государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты>, не подлежат удовлетворению.

Поскольку не подлежат удовлетворению исковые требования о признании неправомерным отказа Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Братску "номер изъят" от "дата изъята", суд пришел к обоснованному выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований об обязании Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Братску заключить с ФИО1 служебный контракт на неопределенный срок на замещение должности <данные изъяты> с "дата изъята", назначить ФИО1 на должность <данные изъяты> с "дата изъята".

Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца, что вывод суда об отсутствии оснований для отмены отказа "номер изъят" от "дата изъята" Управления по г.Братску не основан на законе, так как ответчик отказал ей в поступлении на государственную службу по мотивам, не связанным с ее деловыми качествами и без соблюдения норм законодательства, регулирующего правовые основы государственной гражданской службы; что вывод суда, что ставка <данные изъяты> на момент ее обращения не являлась вакантной, является ошибочным, не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку, а также основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.

Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны доводам искового заявления, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, с которой судебная коллегия согласиться не может. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского городского суда Иркутской области от 04 декабря 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Ю. Зубкова

Судьи

Н.М. Усова

О.Н. Иванова