ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1684/2017 от 14.02.2017 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Водяницкая А.Х. Дело № 33-1684/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 февраля 2017 года г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи: Мироновой Н.В.,

судей: Ионовой А.Н., Климовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Бабиной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Кстово в лице администрации города Кстово к Муниципальному образованию Кстовский муниципальный район в лице администрации Кстовского муниципального района о возврате денежных средств

по апелляционной жалобе Администрации Кстовского муниципального района

на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 11 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Ионовой А.Н., объяснения Д.А.Г. -представителя администрации г.Кстово, П.Н.А. – представителя администрации Кстовского муниципального района, судебная коллегия

установила:

Муниципальное образование город Кстово в лице администрации города Кстово обратилось в суд с иском к Муниципальному образованию Кстовский муниципальный район в лице администрации Кстовского муниципального района, просило обязать ответчика возвратить взысканные по приказу Департамента финансов от 16 июня 2015 года № 9 денежные средства в размере <данные изъяты>.

В обоснование иска указано, что Решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 23 декабря 2014 года № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в редакции решений Земского собрания Кстовского муниципального района от 29.12.2014 № 791, от 05.02.2015 № 796, от 24.03.2015 № 805, от 21.04.2015 № 819, от 26.05.2015 № 831 установлены безвозмездные поступления в виде субсидий бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в размере <данные изъяты> (п.2.1.2 приложения 3). В приложении № 4 к решению Земского собрания Кстовского района от 23.12.2014 № 777 в редакции перечисленных изменений содержит следующее распределение субсидий из бюджета городского поселения город Кстово в бюджет муниципального района: <данные изъяты> - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; <данные изъяты> - формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений; <данные изъяты> - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Итого: <данные изъяты> - общий объем субсидий из бюджета городского поселения.

Решение о бюджете городского поселения город Кстово на 2015 год не устанавливает субсидирование муниципального района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Департаментом финансов администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области издан приказ № 9 от 16.06.2015 «О взыскании межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет Кстовского муниципального района», согласно которому из бюджета городского поселения город Кстово приказано взыскать межбюджетную субсидию на решение вопросов местного значения межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в сумме <данные изъяты> за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет городского поселения города Кстово.

Денежные средства подлежат зачислению в бюджет Кстовского муниципального района.

Однако порядок предоставления субсидии, из бюджета поселения в бюджет района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера предполагает соблюдение ряда условий, установленных пунктом 1 статьи 142.3 БК РФ.

Для перечисления межбюджетной субсидии на решение вопросов межмуниципального характера необходимо наличие трех условий в совокупности:

- представительный орган муниципального района должен состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава;

- вопросы местного значения межмуниципального характера должны быть определены Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

- устав муниципального района должен установить случаи, при которых поселение (городское и (или) сельское) перечисляет в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение определенных ФЗ вопросов межмуниципального характера.

Приказ принят в отсутствие данной совокупности.

Определением суда от 11 августа 2016 года произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района на надлежащего Муниципальное образование Кстовский муниципальный район Нижегородской области в лице администрации Кстовского муниципального района.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 11 августа 2016 года с учетом устраненной описки определением суда от 28 декабря 2016 года, постановлено:

«Обязать Муниципальное образование Кстовский муниципальный район Нижегородской области в лице администрации Кстовского муниципального района возвратить в бюджет городского поселения город Кстово межбюджетную субсидию на решение вопросов межмуниципального характера в сумме <данные изъяты>».

Не согласившись с указанным решением, Администрация Кстовского муниципального района подала апелляционную жалобу с просьбой отменить его, как незаконное, необъективное, вынесенное с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, противоречащее материалам дела; суд не дал оценки тому обстоятельству, что дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, так как согласно ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другим, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, иные дела могут быть отнесены к подведомственности арбитражных судов федеральным законом; в соответствии со ст.27 и 28 АПК РФ, учитывая субъектный состав спора, дело должно рассматриваться по нормам АПК РФ.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Установлено, и не оспаривается сторонами, что решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 23.12.2014 № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в редакции решений Земского собрания Кстовского муниципального района от 29.12.2014 № 791, от 05.02.2015 № 796, от 24.03.2015 № 805, от 21.04.2015 № 819, от 26.05.2015 № 831 установлены безвозмездные поступления в виде субсидий бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в размере <данные изъяты> (п.2.1.2 приложения 3).

В приложении к решению Земского собрания Кстовского района от 23.12.2014 № 777 в редакции перечисленных изменений содержит следующее распределение субсидий из бюджета городского поселения город Кстово в бюджет муниципального района: <данные изъяты> - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; <данные изъяты> - формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений; <данные изъяты> - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Итого: <данные изъяты> - общий объем субсидий из бюджета городского поселения.

Департаментом финансов администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области издан приказ № 9 от 16.06.2015 «О взыскании межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет Кстовского муниципального района», согласно которому из бюджета городского поселения город Кстово приказано взыскать межбюджетную субсидию на решение вопросов местного значения межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в сумме <данные изъяты> за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет городского поселения города Кстово.

Денежные средства подлежат зачислению в бюджет Кстовского муниципального района.

Решением Нижегородского областного суда от 17 декабря 2015 года удовлетворено административное исковое заявление администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области о признании недействующим решения Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23.12.2014 № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год».

Признаны не действующими с 01 января 2015 года:

пункт 2.1.2 приложения 3 к решению Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в части включения в План доходов бюджета Кстовского муниципального района 2015 года по группе доходов бюджета «Безвозмездные поступления», по подгруппе доходов бюджета «Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», по статье доходов бюджета «Субсидии бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера», по коду бюджетной классификации «2 02 02087 05 0000 151» субсидий из бюджета муниципального образования город Кстово в общем объеме <данные изъяты>;

приложение 4 к решению Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в части включения в Распределение субсидий из бюджетов поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в 2015 году субсидий из бюджета муниципального образования город Кстово:

- на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района - в размере <данные изъяты>,

- на формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений - в размере <данные изъяты>,

- на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организацию предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организацию отдыха детей в каникулярное время - в размере <данные изъяты>,

а всего - в общем объеме <данные изъяты>.

Решение Нижегородского областного суда от 17 декабря 2015 года по делу № За-387/2015 вступило в законную силу 27 апреля 2016 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению и нобходимо обязать Муниципальное образование Кстовский муниципальный район Нижегородской области в лице администрации Кстовского муниципального района возвратить в бюджет городского поселения город Кстово межбюджетную субсидию на решение вопросов межмуниципального характера в сумме <данные изъяты>.

Довод жалобы о том, что дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности отклоняется в силу следующего.

В силу ст. 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту. Следовательно, муниципальные образования вправе обращаться в суд за защитой своих прав, возникающих из любых, в том числе из налоговых и бюджетных, отношений.

При решении вопроса о подведомственности таких дел необходимо исходить из того, что судам общей юрисдикции подведомственны дела о защите прав, свобод и законных интересов, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 22 ГПК РФ).

Статья 27 АПК РФ, регулирующая подведомственность дел арбитражным судам, в п. 2 содержит положение о том, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, дела с участием муниципальных образований, в том числе и возникающие из налоговых и бюджетных отношений, подведомственны арбитражным судам лишь в том случае, если федеральным законом они прямо отнесены к их ведению.

Поскольку в настоящее время отсутствуют федеральные законы, относящие к компетенции арбитражных судов указанные дела, и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации прямо не относит их к ведению арбитражных судов, то дела по спорам, возникающим из налоговых и бюджетных отношений, между муниципальными образованиями подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Спорные правоотношения находятся в сфере распределения бюджетных средств, вытекают из бюджетного законодательства и не носят предпринимательский и иной экономический характер. Отношения между сторонами спора не носят предпринимательский характер.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылку на неустановленные по делу обстоятельства, которые могли повлиять на принятое судом решение, а так же правовых оснований для отмены решения суда; по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ доказательств, оснований для которой, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи