ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1685 от 29.05.2018 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Мартынова Е.А. № 33-1685

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Потеминой Е.В.

судей Терехиной Л.В., Ирышковой Т.В.

при секретаре Потаповой М.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Социального управления г. Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 05 марта 2018 года, которым постановлено:

Иск ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Социального управления г.Пензы в повторной выдаче жилищного сертификата о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы».

Обязать Социальное управление г.Пензы повторно выдать ФИО1 и ФИО2 жилищный сертификат о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» в соответствии с датой подачи ими заявления о включении в список получателей социальных выплат.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия

установила:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском, указав, что 27.02.2017 им выдали жилищный сертификат о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 805-пП, со сроком действия до 27.08.2017. Однако в связи с судебными разбирательствами они не смогли воспользоваться социальной выплатой. 15.12.2017 они обратились в Социальное управление г.Пензы с заявлением о повторной выдаче жилищного сертификата в соответствии с датой подачи заявления о включении в список получателей социальных выплат. Однако 25.12.2017 Социальное управление г.Пензы отказало в выдаче такого сертификата. По их мнению, такой отказ является незаконным, поскольку право на получение социальной выплаты ими не реализовано. Действующее законодательство не содержит положений, позволяющих их исключить из списка получателей социальных выплат.

Просили суд признать незаконным отказ Социального управления г.Пензы в повторной выдаче жилищного сертификата о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» г.Пензы в повторной выдаче жилищного сертификата о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» и обязать ответчика выдать им жилищный сертификат о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» в соответствии с датой подачи ими заявления о включении в список получателей социальных выплат.

Ответчик иск не признал.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Социального управления г. Пензы ФИО3 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, полагая, что судом первой инстанции сделаны выводы, при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Представитель Социального управления г. Пензы ФИО4, представители Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области ФИО5, ФИО6 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, приказом Социального управления г.Пензы от 10.06.2014 № 13жс ФИО1 и ФИО2 были включены в список получателей социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 805-пП с даты подачи заявления - 22.05.2014.

27.02.2017 ФИО7 и ФИО2 был выдан жилищный сертификат о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» со сроком действия до 27.08.2017.

20.03.2017 истцы обратились в Социальное управление г.Пензы с заявлением о перечислении социальной выплаты.

Однако 20.03.2017 Социальное управление г.Пензы отказало в перечислении социальной выплаты, ссылаясь на то, что Порядком предоставления семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 805-пП, не предусмотрено использование социальной выплаты на приобретение жилых помещений по соглашению о внесении паевых взносов по договору на инвестирование жилья.

Решением Ленинского районного суда г.Пензы от 07.06.2017 по иску ФИО1 и ФИО2 данный отказ Социального управления г.Пензы был признан незаконным и на него возложена обязанность перечислить социальную выплату на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» в размере 328 000 рублей в счет погашения части основного долга и процентов по ипотечному кредиту, предоставленному ПАО «Сбербанк России» на основании кредитного договора <***> от 23.06.2014.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 01.08.2017 указанное выше решение Ленинского районного суда г.Пензы от 07.06.2017 отменено и принято новое решение, которым иск ФИО1 и ФИО2 об оспаривании отказа Социального управления г.Пензы в перечислении социальной выплаты оставлен без удовлетворения.

15.12.2017 ФИО1 и ФИО2 обратились в Социальное управление г.Пензы с заявлением о повторной выдаче жилищного сертификата на получение социальной выплаты в соответствии с датой подачи заявления о включении в список получателей социальных выплат.

25.12.2017 Социальное управление г.Пензы заявление истцов оставило без удовлетворения, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 33 Порядка предоставления семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 805-пП, семьям реализовавшим свое право на получение мер государственной поддержки при улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Пензенской области, повторное предоставление государственной поддержки при улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Пензенской области не допускается, за исключением государственной поддержки при улучшении жилищных условий, осуществляемой в порядке софинансирования из федерального бюджета. Указало, что предоставление семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках Подпрограммы является государственной услугой, осуществляемой на основании Административного регламента, утвержденного приказом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 25.11.2015 № 474-ОС, согласно п. 2.3. которого результатом предоставления государственной услуги в рамках Подпрограммы является: перечисление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья или отказ в предоставлении государственной услуги. Результатом оказания семье Е-вых государственной услуги является отказ в предоставлении государственной услуги, что подтверждается апелляционным определением Пензенского областного суда от 01.08.2017.

Понуждая ответчика выдать истцам повторно жилищный сертификат в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы», суд первой инстанции исходил из того, что семья Е-вых до настоящего времени не исключена из списка получателей социальной выплаты, выданный ранее жилищный сертификат истцы не смогли реализовать по уважительной причине, а поскольку прямого запрета на повторную выдачу сертификата после истечения срока действия ранее выданного сертификата не установлено, то требования Е-вых являются обоснованными.

Судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с указанными выводами.

Постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 805-пП была утверждена подпрограмма «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы».

Постановлением Правительства Пензенской области от 27.02.2014 № 126-пП также был утвержден Порядок предоставления семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы» (далее - Порядок).

Предоставление семьям социальных выплат в соответствии с положениями настоящего порядка осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (с последующими изменениями) и Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (далее - Уполномоченный орган) (пункт 1 Порядка).

Правом на получение социальной выплаты обладает семья, члены которой являются гражданами Российской Федерации, проживают на территории Пензенской области и состоят в зарегистрированном браке, при условии, что в семье в течение 12 месяцев после заключения брака рожден первый ребенок, и что семья является нуждающейся в жилом помещении (пункт 2 Порядка).

Право семьи на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - жилищным сертификатом, который не является ценной бумагой (пункт 3 Порядка).

В силу пункта 6 Порядка срок действия жилищного сертификата составляет 6 месяцев с даты выдачи, указанной в жилищном сертификате.

Уполномоченный орган перечисляет в бюджеты муниципальных районов и городских округов Пензенской области субвенции, предусмотренные в бюджете Пензенской области на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области полномочий по предоставлению семьям социальных выплат в рамках настоящего Порядка (пункт 19 Порядка).

Жилищный сертификат считается реализованным с момента перечисления средств социальной выплаты в соответствии с пунктом 28 настоящего Порядка (пункт 31 Порядка).

Семьям, реализовавшим свое право на получение мер государственной поддержки при улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Пензенской области в соответствии с условиями настоящего Порядка, повторное предоставление государственной поддержки при улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Пензенской области не допускается, за исключением государственной поддержки при улучшении жилищных условий, осуществляемой в порядке софинансирования из федерального бюджета (пункт 33 Порядка).

Как указывалось ранее, семья Е-вых была включена в список получателей социальных выплат, получила жилищный сертификат, обеспеченный средствами бюджета Пензенской области, и имела 6 месяцев на направление этих средств на цели, предусмотренные условиями подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы».

Однако в установленный программой срок истцы социальной выплатой не воспользовались. Денежные средства, обеспечивавшие указанный сертификат, направлены в счет совершения социальной выплаты участнику подпрограммы последующей очереди.

Поскольку подпрограмма, участниками которой стали истцы, предусматривает однократное получение ими жилищного сертификата, ограниченного срока действия, в условиях четко определенных объемов финансирования и временного характера действия подпрограммы обратное приводило бы к созданию неравных условий для ее участников, включенных в список получателей государственной поддержки в различное время, то требование Е-вых о повторной выдаче жилищного сертификата обоснованным не является.

При этом причины, по которым та или иная семья не подтвердила возможность направления средств жилищного сертификата на цели улучшения своих жилищных условий в рамках подпрограммы в установленный шестимесячный срок, не имеют правого значения, поскольку условиями Порядка реализации мероприятий подпрограммы не предусмотрен механизм восстановления пропущенного срока действия жилищного сертификата.

Вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска, основанный на том убеждении, что семья Е-вых имеет право на повторное предоставление мер государственной поддержки в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы», поскольку она не реализовала свое право на получение социальной выплаты, основан на неправильном толковании условий Подпрограммы и Порядка ее реализации, так как став участником подпрограммы и получив жилищный сертификат, гарантированный бюджетными средствами, истцы тем самым приобрели реальную возможность улучшить свои жилищные условия за счет средств социальной выплаты. Повторное предоставление мер государственной поддержки за счет бюджета Пензенской области не ставится в зависимость от того, воспользовалась ли семья-участник средствами сертификата или нет.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Социального управления г. Пензы признаются судебной коллегией заслуживающими внимания, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 05 марта 2018 года отменить, постановить новое решение, которым иск ФИО1, ФИО2 к Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным отказа в повторной выдаче жилищного сертификата о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» и понуждении к выдаче повторного жилищного сертификата, оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи