7
судья ФИО1 дело № 33 - 1686/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 05 июня 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Сорокиной О. А., Радкевича А. Л.
при секретаре Курбановой М. Р.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » на решение Советского районного суда г. Астрахани от 05 апреля 2013 года по делу по иску прокурора Советского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Астрахани « Средняя общеобразовательная школа № 74 », Министерству образования и науки Астраханской области, Министерству финансов Астраханской области, Управлению по образованию и науке Администрации г. Астрахани об обязании совершить определенные действия,
установила:
прокурор Советского района г. Астрахани обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программе, в ходе которой установлено, что МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » необходимое количество учебников и учебных пособий составляет <данные изъяты> однако, в наличии имеется всего лишь <данные изъяты>, что составляет <данные изъяты> всего библиотечного фонда. В соответствии с Уставом МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » обеспечивает получение обучающимися общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. К компетенции образовательного учреждения относится: материально – техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса; оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающего основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта. Несмотря на установленную законодательством Российской Федерации обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем предметам основной образовательной программы, МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » имеет укомплектованность лишь <данные изъяты> от всего библиотечного фонда. С учетом уточненных требований прокурор Советского района г. Астрахани просит суд обязать МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Астрахани – Корженевская И. С. поддержала заявленные требования. Представители МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » - ФИО1, ФИО2 просили в заявленных требованиях отказать.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 05 апреля 2013 года на МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » возложена обязанность до 01 сентября 2013 года обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, с МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » в бюджет муниципального образования « Город Астрахань » взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, в обоснование жалобы указано, что судом не учтено то обстоятельство, что учреждение является бюджетным и финансовые средства выделяются исключительно по целевому назначению, судом не принято во внимание, что в соответствии с законодательством финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации, полагают, что решение суда в части указания срока комплектования вынесено необоснованно со ссылкой на обстоятельства, не имеющим отношения к комплектованию библиотечного фонда на период проверки, судом не исследовался вопрос о наличии у учреждения дополнительных финансовых средств, поскольку выделяемых бюджетных средств не хватает для минимального оснащения образовательного процесса, считают, что суд необоснованно взыскал государственную пошлину.
Заслушав представителя МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » - ФИО1, поддержавшую жалобу, помощника прокурора Советского района г. Астрахани – Веселову Е. С., возражавшую относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда ввиду его законности и обоснованности.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Советского района г. Астрахани проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программе, в ходе которой установлено, что МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » необходимое количество учебников и учебных пособий составляет <данные изъяты> однако, в наличии имеется всего лишь <данные изъяты>, что составляет <данные изъяты> всего библиотечного фонда.
Сторонами не оспаривалось, что на день вынесения решения судом первой инстанции учебники в требуемом объеме в образовательные учреждения не поступили.
Обращаясь с иском в суд, прокурор ссылался на системное толкование положений статей 5, 32, 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании », Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений », Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования », согласно которым государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования; образовательные учреждения самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования; в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам: обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек. В то время как учащиеся МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » обеспечены учебниками и учебными пособиями в неполном объеме, что нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что, несмотря на установленную действующим законодательством обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » не обеспечило оснащение образовательного процесса, не имеет обеспеченность бесплатными учебниками на 100% учащихся по всем обязательным предметам, неисполнение ответчиком своих обязанностей по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся, согласился с доводами прокурора, на основании чего посчитал иск подлежащим удовлетворению.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании » государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании » образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 утверждены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Согласно пункту 1 названных Требований Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений представляют собой описание необходимых условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ.
Согласно пункту 4 Федеральных требований требования к учебно - методическому обеспечению учебного процесса включают, в том числе, наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания; укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Согласно пункту 1 указанного Стандарта федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать согласно пункту 24 Стандарта возможность обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Согласно пункту 26 вышеназванного Стандарта учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
В силу вышеприведенных правовых норм, с учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиками, в обязанности которых входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, нарушаются требования действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы, поскольку учащиеся этой школы обеспечены бесплатными учебниками не на 100%.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил юридически значимые обстоятельства и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права; решение является законным и обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права; выводы суда, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела.
Ссылки в апелляционной жалобе на финансирование общеобразовательных учреждений г. Астрахани из областного бюджета, на то, что администрация школ самостоятельно принимает решение о расходовании учебных средств, что в решении не указан источник финансирования по существу сводятся к обоснованию довода заявителя о том, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
По мнению судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда такие ссылки не могут повлечь отмену или изменение судебного постановления в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 72).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании » к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (статья 31).
Аналогичные положения приведены в пункте 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ».
В силу статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании » образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения; к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 26. 3Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации » к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Решение в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято судом по заявленным требованиям, источник финансирования образовательного процесса названной в иске школе не являлся предметом судебного разбирательства. Названным Федеральным законом разделены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Так, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложено финансовое обеспечение образовательного процесса, на органы местного самоуправления - только финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. За счет средств субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующих государственный стандарт начального, основного, среднего (полного) общего образования (общеобразовательные школы, школы-интернаты, в том числе для детей с недостатками развития, вечерние (сменные) школы и др.).
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию истцов, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда мотивированы надлежащим образом и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 05 апреля 2013 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу МБОУ г. Астрахани « Средняя образовательная школа № 74 » – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: