Судья Космачева О.В. Дело № 33 – 1687
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2017 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Шнытко С.М., Дмитриевой Г.И.
при секретаре Ершовой А.М.
при участии истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика ГУ МЧС России по Смоленской области ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 20 февраля 2017 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика ГУ МЧС России по Смоленской области ФИО3,
установила:
ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Смоленской области (далее – ГУ МЧС России по Смоленской области) о взыскании невыплаченной премии в связи с празднованием Дня народного единства на основании приказа № 60 от 11.11.2016г. в сумме <данные изъяты> руб., премии из фонда экономии денежных средств за 2016 год по приказу №614 от 14.12.2016г. в сумме <данные изъяты> руб. и по приказу № 624 от 20.12.2016г. в сумме <данные изъяты> руб., компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., указав, что работал в ГУ МЧС России по Смоленской области. Поскольку при увольнении в связи с выходом на пенсию ему не выплачены суммы премий за отработанный им период времени, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в суде заявленные требования поддержали, указав, что в связи с целевым назначением премий она должна быть распределена между всеми работниками пропорционально отработанному времени.
Представитель ГУ МЧС России по Смоленской области ФИО3 иск не признал, указав, что оспариваемые истцом выплаты являются единовременными поощрительными выплатами, которые не входят в состав денежного содержания и не носят обязательный характер.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 20 февраля 2017 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что на основании приказа начальника ГУ МЧС России по Смоленской области № 31-гс от 01.12.2010г. ФИО1 назначен на должность в Главное управление МЧС России по Смоленской области.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Смоленской области №56 от 31.10.2016г. истец уволен с должности <данные изъяты> в связи с достижением предельного возраста с 03.11.2016 г.
Судом установлено, что приказом начальника ГУ МЧС России по Смоленской области № 60-к от 11.11.2016г. по личному составу в связи с празднованием Дня народного единства в 2016 году и на основании указания Центрального регионального центра МЧС России от 08.11.2016г. выплачена премия гражданским служащим Главного управления.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Смоленской области № 614 от 14.12.2016г. по личному составу в связи с празднованием 12.12.2016г. Дня Конституции РФ выплачена премия гражданским служащим Главного управления.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Смоленской области № 624 от 20.12.2016г. по личному составу в связи с празднованием Дня спасателя РФ выплачена премия гражданским служащим Главного управления.
Истцу спорные дополнительные премии не выплачены.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской
службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 N 79-ФЗ), как отражено в его преамбуле, устанавливает правовые, организационные и финансово-
экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право, в частности, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом
В силу ч.1, ч.2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).
В силу ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.4, п.5 Указа Президента РФ от 26.12.2006 года № 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов" (далее - Указ Президента РФ от 26.12.2006 года № 1459) в редакции на момент спорных правоотношений исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и формируемых за счет средств федерального бюджета фондов оплаты труда работников этих органов и Министерства, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований - исходя из численности лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на 2007 год на денежное довольствие и оплату труда, с учетом принятых решений об увеличении этой численности в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа.
При сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 г. в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы.
В силу п.6, п.7 Указа Президента РФ от 26.12.2006 года № 1459 средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа.
Руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" устанавливает размеры месячных окладов и ежемесячного денежного поощрения.
Приказом МЧС России от 26.10.2006 N 616 (ред. от 06.04.2012) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих МЧС России" (вместе с "Порядком выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы", "Порядком выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы", "Положением об оказании материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы") определено, что федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданские служащие), выплачиваются
месячные оклады в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад) в размерах, установленных разделом 5, подразделами 1 и 2 раздела 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих";
месячные оклады в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы (далее - оклад за классный чин) в размерах, установленных приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих";
ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в порядке и размерах, установленных приложением N 1 к настоящему Приказу;
ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в порядке и размерах, установленных до 31 декабря 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2718; 2001, N 15, ст. 1486; N 23, ст. 2371; 2002, N 14, ст. 1309) и с 1 января 2007 г. - Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083);
ежемесячное денежное поощрение в размерах, установленных разделом 5, подразделами 1 и 2 раздела 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих";
премии за выполнение особо важных и сложных заданий в порядке и размерах, установленных приложением N 2 к настоящему Приказу;
единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 окладов месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), состоящего из должностного оклада и оклада за классный чин в соответствии с пунктом 11 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
материальную помощь в соответствии с приложением N 3 к настоящему Приказу;
другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.2).
Согласно п.3 Приказа при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплату должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
окладов за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе, ежемесячной надбавки за особые условия федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размерах, установленных пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
ежемесячного денежного поощрения - в размере, установленном подпунктом "в" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих";
районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из системного анализа данных норм права следует, что выплата дополнительных премий в обязательном порядке не предусмотрена, данные выплаты не являются гарантированными и не входят в систему оплаты труда.
Указанные выплаты прямо не предусмотрены и служебным контрактом истца (п.9), исследованным в суде апелляционной инстанции.
Проанализировав нормы материального права, оценив представленные сторонами доказательства и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаченные гражданским служащим МЧС России премии, приуроченные к празднованию государственных праздников в 2016 году, не носили компенсационный и обязательный характера, не являлись гарантированными, поскольку формируются за счет сокращения численности состава и производится лишь при наличии сэкономленных денежных средств, распределен между работающими лицами.
При этом доводы истца о том, что работникам была выплачена премия на основании приказа от 02.11.2016 года, то есть изданного в период, когда он ещё работал в ГУ МЧС России по Смоленской области, судом обоснованно не приняты во внимание. Суд исходил из пояснений представителя ответчика о том, что в указанную дату был вынесен приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ об установлении предела премий к празднованию Дня народного единства. Как видно из материалов дела, приказ ГУ МЧС России по Смоленской области о выплате премий работникам выносился 11.11.2016 года на основании указания Центрального регионального центра МЧС России от 08.11.2016г. о выделении ГУ МЧС России дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные поощрительные (разовые) премии. Приказом МЧС России премия истцу не определялась.
Доводы истца о том, что при увольнении ему не были выплачены оспариваемые премии при том, что он отработал период времени, несостоятельны, не соответствуют толкованию вышеназванных норм права.
Поскольку дополнительные премии, единовременные поощрительные (разовые) премии государственным гражданским служащим, осуществляемые в соответствии с вышеназванными правовыми актами, не входят в состав денежного содержания, не являются гарантированной государством выплатой, у суда не имелось оснований для их взыскания истцу.
Ссылка истца в жалобе на положения ст.139 ТК РФ несостоятельна, поскольку настоящий спор имеет иной предмет, при этом в данном случае вопрос регулируется соответствующими положениями о государственной гражданской службе.
Ссылка истца в жалобе на положения п.13 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2006 № 616, несостоятельна, поскольку исходя из буквального толкования, п.13 Порядка устанавливает необходимость включения в расчет среднего заработка премии за выполнение особо важных и сложных заданий, что не относится к предмету иска.
Указание в жалобе на неприменение положений ч.2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не влияет на правильность принятого по делу решения, поскольку перечень дополнительных выплат установлен ч.5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ и единовременные поощрительные (разовые) премии, выплачиваемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. №1459, в указанный перечень не входят.
Рассмотренные единовременные поощрительные (разовые) премии, предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами, не являются обязательными, выплачиваются по усмотрению представителя нанимателя, то есть является его правом, а не обязанностью. Указанная правовая позиция высказана и в определениях Верховного Суда РФ (Определение от 1 декабря 2014 года №18-КГ14-157).
Доводы жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: