ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1687/19 от 07.05.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-1687/2019

судья Помулева Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Карабельского А.А.,

судей краевого суда Жилинского А.Г. и Подшиваловой Н.С.,

при секретаре Засухиной Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 07 мая 2019 года гражданское дело по иску Филиновой Л. В. в своих интересах, в интересах несовершеннолетней Филиновой М. А., к администрации муниципального района «<адрес>» <адрес>, Министерству труда и социальной защиты <адрес>, Министерству финансов <адрес> об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на получение единовременной материальной помощи, обязании включить в список пострадавших и выплатить единовременную материальную помощь,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>Межонова Д.В.

на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 29 ноября 2018 года, которым постановлено:

требования, заявленные Филиновой Л. В. в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Филиновой М. А., удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Филиновой Л. В., несовершеннолетней Филиновой М. А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, для получения единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>. Признать за Филиновой Л. В., несовершеннолетней Филиновой М. А. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей каждому за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> включить Филинову Л. В., несовершеннолетнюю Филинову М. А. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории <адрес>.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес> выплатить Филиновой Л. В., несовершеннолетней Филиновой М. А. единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей каждому за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>.

Заслушав доклад судьи краевого суда Карабельского А.А., судебная коллегия

установила:

Филинова Л.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Филиновой М.А., обратилась в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на то, что они с дочерью фактически проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, попавшего в зону подтопленияв результате произошедшего в июле 2018 года наводнения, однако, в выплате единовременной материальной помощиим было отказано, в связи с отсутствуем постоянной регистрации по месту жительства.

На основании изложенного, истец просила суд: установить факт их постоянного проживания в жилом помещении по вышеуказанному адресу; признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей каждому; обязать администрацию муниципального района «<адрес>», ГУ МЧС России по <адрес>, УМВД России по <адрес> включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи;обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес> выплатить им единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей каждому за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес> (л.д.3-4).

Определением суда от <Дата> ГУ МЧС России по <адрес>, УМВД России по <адрес> исключены из числа ответчиков, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц (л.д.44-46).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.53-59).

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>Межонов Д.В. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. Считает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством ответчик не обладает полномочиями по выплате единовременной и финансовой помощи за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>. В соответствии с п.10 постановления <адрес> от 09 июля 2018 года № 45 на Министерство возложена обязанность только по организации работы по осуществлению единовременной выплаты.

Считает, что один лишь факт проживания истцов на территории, вошедшей в границы чрезвычайной ситуации, не является основанием для признания их пострадавшими в результате ЧС.Кроме того, выплата финансовой помощи возможно только при поступлении денежных средств из резервного фонда <адрес> (л.д.78-79).

В судебное заседание стороны по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федераций в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликцидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Подпункты «г, д» пункта 2 Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением <адрес> от <Дата> на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации с <Дата>.

Судом установлено, что истцы проживают без регистрации в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждено справкой из администрации СП «Олинское» (л.д.8), показаниями свидетелей Троегубова А.Н. и Шипилиной В.С. (л.д.48-50). Согласно представленным в материалы дела справкам Филинова Л.В. работает в МБОУ СОШ <адрес>, ее дочь Филинова М.А. с июня 2016 года по настоящее время посещает МБДОУ детский сад <адрес> (л.д.11, 16).

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, согласно постановлению и.о. руководителя администрации МР «<адрес>» от <Дата>, попало в зону подтопления в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории <адрес> (л.д.39-41),однако в выплате единовременной материальной помощи истцам было отказано в связи с отсутствием регистрации по указанному адресу (л.д.7).

Истец Филинова Л.В. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, однако по данному адресу не проживает с <Дата> согласно справке от <Дата> администрации СП «Зюльзинское» (л.д.17).

Разрешая заявленные требования истцов и удовлетворяя их, суд первой инстанции, анализируя приведенные доказательства, пришел к выводу о подтверждении факта постоянного проживания истцов в жилом доме, попавшем в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, имевшей место в июле 2018 года, а также наличия у истцов права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей в пользу каждой.

Поскольку в апелляционной жалобе приводятся доводы о незаконности решения суда в части возложения на Министерство выплатить истцам единовременную помощь, а в остальной части решение суда не обжалуется, то в той части, в которой оно не обжалуется, решение не является предметом проверки судом апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).

Постановлением <адрес> от 09 апреля 2014 года № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>.

В п. 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение <адрес>. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.

Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов <адрес> документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).

Министерство финансов <адрес> осуществляет подготовку проекта распоряжения <адрес> в установленном порядке (п. 6 Порядка).

В соответствии с распоряжением <адрес> Министерство финансов <адрес> доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).

Постановлением <адрес> от 09 июля 2018 № 45 «О введении на территории <адрес> режима чрезвычайной ситуации» Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> и Министерству финансов <адрес> поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам (п. 10)

Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением <адрес> определены Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> и Министерство финансов <адрес>. Отсюда следует, что обязанность по выплате истцу единовременной материальной помощи возложена судом на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> обоснованно.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить абзац 5 резолютивной части решения в силу следующего.

В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (абз. 1). В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 -207 ГПК РФ).

На основании подпунктов «г, д» пункта 2 вышеприведенных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, выплата истцам единовременной материальной помощи будет возможно только после выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий <адрес>.

В целях исключения возникновения затруднений при исполнении решения, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части возложения на министерство труда и социальной защиты населения <адрес> и министерство финансов <адрес> обязанности выплатить единовременную материальную помощь в сумме 10000 рублей в пользу каждого истца, в абзаце пятом резолютивной части решения вместо слов «за счет средств» указать «при поступлении средств».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нерчинского районного суда Забайкальского края 29 ноября 2018 года изменить.

Изложить абзац 5 резолютивной части решения в следующей редакции:

обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес> выплатить Филиновой Л. В., несовершеннолетней Филиновой М. А. единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей каждому при поступлении средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Карабельский

Судьи А.Г. Жилинский

Н.С. Подшивалова