Судья Екимов С.Г.
№ 33-1689/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда
19 апреля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Коховой О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 на решение Череповецкого городского суда <адрес> от <ДАТА>, которым исковые требования ФИО1, ФИО2 к Негосударственному образовательному учреждению «Современная гуманитарная академия» о защите прав потребителей оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения ФИО2, представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика Негосударственного образовательного учреждения «Современная гуманитарная академия» по доверенности ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд иском к Негосударственному образовательному учреждению «Современная гуманитарная академия» (далее - НОУ «Современная гуманитарная академии», ВУЗ) о защите прав потребителя.
В обоснование требований указали, что <ДАТА> между истцами и ответчиком был заключен договор №... об оказании платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, согласно которому ВУЗ, выступая в роли исполнителя услуг, обязался предоставить ФИО2, услуги по послевузовскому профессиональному образованию (аспирантура) по очной форме обучения. Заказчик услуг по договору ФИО1 брала на себя обязательство своевременно оплачивать услуги ответчика.
<ДАТА> ФИО2 была выдана копия выписки из приказа №... от <ДАТА> «О зачислении в аспирантуру». В <ДАТА> года ФИО2 сообщили, что кандидатские экзамены по истории и философии науки, а также по английскому языку сданы успешно, однако перевод текста по английскому языку не зачтен и его необходимо переделать. В это же время он по согласованию с научным руководителем изменил тему диссертационного исследования, сдал уже новый перевод текста.
<ДАТА> года ФИО2 сообщили, что выполненный им перевод текста утерян, он повторно изготовил данный перевод, вновь его сдал. В <ДАТА> года менеджер по учебному процессу Е.И.А. сообщила, что перевод не принят к зачету. Вскоре после этого истец получил письменное сообщение, из содержания которого следовало, что для перевода на второй год обучения до <ДАТА> ему необходимо было представить согласованные с научным руководителем индивидуальный план аспиранта, отчет о проделанной работе за первый год и материалы по диссертационному исследованию; аналогичные документы ему необходимо было представить до <ДАТА> для перевода на третий год обучения, указано, что в случае непредставления указанных материалов в месячный срок, он будет отчислен. После этого ФИО2 получил письмо о необходимости явки в филиал ВУЗа для уточнения порядка ликвидации долгов по обучению в аспирантуре и подготовке к сдаче кандидатского экзамена по специальности. На следующий день он явился в Череповецкий филиал НОУ «Современная гуманитарная академия» однако никаких конкретных разъяснений о причинах возникновения долгов, порядке и способах их устранения ему получить не удалось. Своим заявлением К-ны уведомили ответчика об отказе принять предоставленные им образовательные услуги, как оказанные некачественно и ненадлежащим образом с нарушениями условий заключенного договора, требований законодательства об образовании.
Истцы полагают, что ответчиком нарушены их права, так как в нарушение пункта 2 статьи 16 Закона «Об образовании» и статьи 9 и 10 Закона «О защите прав потребителей», при заключении договора и приеме ФИО2 в образовательное учреждение ответчик не ознакомил истцов с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, не довел до истцов в полном объеме информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора;
ответчик имитировал образовательный процесс, фактически его не осуществляя, не выполняя необходимых и минимальных требований для его организации, реального обучения ответчиком истца фактически не осуществлялось, необходимых условий для освоения ФИО2 выбранной им образовательной программы ответчиком создано не было;
учебные планы, годовые календарные учебные графики и расписания занятий, а также другие локальные нормативные акты, разрабатываемые ответчиком, исполнителем образовательных услуг по договору, до истцов не доводились;
информации об оригинальных методиках и информационно-коммуникационных технологиях обучения, системе оценок, формах, порядке, периодичности, местах промежуточных аттестаций и итоговой аттестации, которые в соответствии с п.2.1 договора ответчик вправе применять и выбирать при осуществлении образовательного процесса, до истцов также не доводилось;
ФИО2 на протяжении длительного времени не смог получить от ВУЗа конкретной информации об оценках его знаний, умений и навыков, а также критериях этих оценок;
прием кандидатских экзаменов ответчиком осуществлялся в нарушение главы (раздела) VI Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 года № 814.
Помимо этого НОУ «Современная гуманитарная академия» были предъявлены ФИО1 к оплате квитанции за период обучения, которого фактически не было (осень 2007 года, в то время как договор на оказание образовательных услуг был заключен <ДАТА>, а обучение ФИО2 фактически началось в марте 2008 года). Кроме того, вопреки условиям заключенного договора, ответчик без дополнительного согласования с заказчиком услуг по договору ФИО1, в 2009 году начал предъявлять ей к оплате квитанции за обучение ФИО2 на сумму, отличную от суммы установленной договором на две с половиной тысячи рублей в сторону увеличения.
Истец ФИО1 просила взыскать с ответчика в ее пользу уплаченную сумму по договору в размере ... рублей, неустойку в размере
... рублей, а также ФИО1 и ФИО2 просили взыскать с НОУ «Современная гуманитарная академия» в их пользу компенсацию морального вреда в размере - по ... рублей в пользу каждого и штраф в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от <ДАТА> №... «О защите прав потребителей».
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Доверила представление своих интересов ФИО2, который исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика по доверенностям ФИО3 и ФИО4 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что при поступлении в ВУЗ ФИО2 был ознакомлен с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами. Также указанные выше документы были размещены на информационных стендах в головном ВУЗе и всех его отдельно расположенных структурных подразделениях, включая Череповецкий филиал НОУ «Современная гуманитарная академия», в папке приемной комиссии, а также на сайте ВУЗа для доведения данной информации до граждан. Реквизиты лицензии и свидетельства о государственной аккредитации указаны в преамбуле, заключенного истцами договора, и размещены так же на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации. В соответствии с отзывом о работе с научным руководителем К.А.М. работа по написанию диссертации проводилась, и претензий к ней со стороны аспиранта не было. Все учебно-методические материалы, учебные планы, при использовании дистанционных образовательных технологий размещены в электронном виде в Информационной системе обеспечения технологий, которая доступна обучающемуся с момента заключения договора об обучении. ФИО2 это было известно, так как именно по данной технологии он обучался ранее у ответчика. В связи с истечением срока действия договора ФИО2 приказом ректора от <ДАТА> №... был отчислен. Просили применить к требованиям истцов срок исковой давности.
Дополнительно представитель ответчика ФИО4 пояснил, что первоначально полученные денежные средства в сумме ... рублей были направлены на организацию вступительных экзаменов, на согласование работы с научным руководителем.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2, не приводя новых доводов, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, ставят вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований. Дополнительно указывают на нарушение норм процессуального права, а именно на факт нахождения суда в совещательной комнате непродолжительное время и на отсутствие в протоколах время окончания судебного заседания.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика по доверенности ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, считает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исходя из положений статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В статье 25 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», указано, что послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.
В силу части 4 статьи 50 указанного закона обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 06 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» целью использования дистанционных образовательных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе через сеть своих обособленных подразделений (филиалы) (п.5,6 Приказа).
В соответствии с пунктом 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998 года № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (далее – Положение) аспирант за время обучения в аспирантуре обязан полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.
Согласно пункту 48 Положения, индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями и организациями. Выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель.
В силу пункта 50 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, аспирант ежегодно аттестуется кафедрой (отделом, сектором, лабораторией). Аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуальный план, отчисляется из аспирантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.
Материалами дела установлено, что в соответствии с лицензией №... от <ДАТА> НОУ «Современная гуманитарная академия» имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении, в том числе и по образовательной программе обучения истца ФИО2 по специальности 12.00.02 конституционное право; муниципальное право.
Приказом ректора от <ДАТА> №... ФИО2 зачислен в аспирантуру на очную форму обучения.
<ДАТА> между НОУ «Современная гуманитарная академия» (Исполнитель) и ФИО1 и ФИО2 (Заказчик) был заключен договор №... на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.
Согласно разделу 1 указанного договора ответчик обязался предоставить, а заказчик оплатить обучение потребителя по послевузовскому профессиональному образованию (аспирантура) по очной форме обучения. Нормативный срок обучения составляет три года. Срок действия договора определен сторонами до <ДАТА>.
В соответствии с пунктами 3.1-3.3 договора образовательное учреждение обязано зачислить потребителя, выполнившего установленные условия приема; организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных в разделе 1, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и другими локальными нормативными актами, разрабатываемыми исполнителем; создать потребителю необходимые условия для освоения выбранной образовательной программы.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 указанного договора исполнитель вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс, используя оригинальные методики и информационно-коммуникационные технологии обучения, выбирать системы оценок, формы, порядок, периодичность и место промежуточной аттестации потребителя. Исполнитель реализует учебный процесс на основании дистанционных образовательных технологий. Заказчик вправе требовать от исполнителя предоставления информации по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, получать информацию об успеваемости, поведении, отношении Потребителя к учебе в целом и по отдельным предметам учебного плана. Потребитель вправе обращаться к работникам исполнителя по вопросам, касающимся процесса обучения в образовательном учреждении, получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний умений и навыков, а также критериях этой оценки.
В соответствии с пунктом 6.1 договора стороны определили, что заказчик по платежным периодам, равным 6 месяцам обучения, оплачивает услуги, указанные в разделе 1 договора. Стоимость первого платежного периода составляет ... рублей. Стоимость последующих платежных периодов изменяется с учетом инфляции.
Разрешая спор и руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Материалами дела установлено, что ФИО2 в нарушении требований пунктов 44,48,50 Положения индивидуальный план не изготовлен, с научным руководителем не согласован, на кафедру не представлен, не сдан кандидатский экзамен по иностранному языку, не выполнена работа над диссертацией. Невыполнение указанных требований является основанием для отчисления аспиранта. Однако это является правом, а не обязанностью учебного заведения, так как действие договора от <ДАТА> вплоть до отказа истцов от получения образовательных услуг не прекращался.
Пунктом 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Принимая во внимание, что договор от <ДАТА> был прекращен в связи с отчислением ФИО2 из образовательного учреждения по окончании срока его действия, вины ответчика в прекращении договора не имеется.
Устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации, образовательные программы доведены до сведения обучающихся путем размещения на информационных стендах в Череповецком филиале НОУ «Современная гуманитарная академия», а также размещены в электронном виде в сети Интернет.
Факт нахождения судьи в совещательной комнате непродолжительное время не может являться основанием к отмене решения. Нормами действующего гражданского процессуального законодательства не регламентировано время нахождения суда в совещательной комнате для составления резолютивной части решения.
Отсутствие в протоколах судебных заседаний суда первой инстанции от <ДАТА> года и от <ДАТА> указания на время окончания судебного заседания в нарушение подпункта 2 части 2 статьи 229 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привело к принятию неправильного решения.
Выводы суда первой инстанции надлежащим образом мотивированы в решении, не противоречат материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к их переоценке без достаточных к тому оснований, не могут служить основанием к отмене или изменению решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями материального и процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы в целом были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, данные доводы не могут служить основанием к отмене решения суда, так как направлены на иную оценку представленных доказательств и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Вместе с тем у судебной коллегии не имеется оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: