ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-168/2016 от 27.01.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сватикова Л.Т. дело № 33-168/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Кызыл 27 января 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Салчак А.А.

судей Железнякова С.А., Канзая А.А.

при секретаре ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. частное представление помощника прокурора Республики Тыва на определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 октября 2015 года об отсрочке исполнения решения суда,

УСТАНОВИЛА:

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2013 года удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Республики Тыва к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации, Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва, Государственному автономному учреждению Республики Тыва «Тувинская база авиационной охраны лесов от пожаров» об обязании обеспечения финансирования работ по лесоустройству, обязании обеспечения финансированием авиамониторинг в лесном фонде республики, обязании проведения лесоустройства, обязании выполнения авиамониторинга. Суд обязал Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Республики Тыва, где сроки таксации составляют более десяти лет и где лесоустройство не проведено в соответствии с представляемыми Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва расчетными потребностями. Обязал Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование авиамониторинга в лесном фонде Республики Тыва в объеме, достаточном для осуществления Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва, Государственным автономным учреждением Республики Тыва «Тувинская база авиационной охраны лесов от пожара» авиапатрулирования в соответствии с требованием федерального законодательства, с кратностью патрулирования 1,34. Обязал Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва в течение пяти лет, начиная с 01 января 2014 года, произвести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите лесов по лесничествам, расположенным на территории Республики Тыва, где сроки проведенной таксации превысили десять лет на момент проведения лесоустроительных работ. Обязал Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва, Государственное автономное учреждения Республики Тыва «Тувинская база авиационной охраны лесов от пожаров» обеспечить в пожароопасный период на постоянной основе выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований законодательства и кратностью патрулирования 1,34.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 09 июля 2014 года вышеуказанное судебное решение изменено, исковые требования заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворены частично. Суд обязал Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва в течение пяти лет, начиная с 01 января 2014 года, произвести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите лесов по лесничествам, расположенным на территории Республики Тыва, где сроки проведенной таксации превысили десять лет на момент проведения лесоустроительных работ в пределах объемов финансирования. Также обязал Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва, Государственное автономное учреждение Республики Тыва «Тувинская база авиационной охраны лесов от пожаров» обеспечить в пожароопасный период на постоянной основе выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований законодательства и кратностью патрулирования 1,34 в пределах объемов финансирования. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

05 августа 2015 года представитель ГАУ РТ «Авиалесохрана» обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, указав, что в настоящее время исполнение решения суда в порядке и сроки, установленные ФЗ «Об исполнительном производстве», является затруднительным в связи с недостаточностью финансирования ГАУ РТ «Авиалесоохрана» со стороны Рослесхоза, Министерства финансов РФ и учредителя в лице Государственного комитета по лесному Республики Тыва, просила отсрочить исполнение решения суда до выделения достаточного финансирования, предусмотренного на следующий финансовый год.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 октября 2015 года заявление представителя ГАУ РТ «Авиалесохрана» о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения удовлетворено. Суд отсрочил исполнение решения суда на срок до 15 апреля 2016 года.

Не согласившись с определением суда, помощник прокурора Республики Тыва внесла частное представление, где просит определение отменить, ссылаясь на то, что отсутствие финансирования не является достаточным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, пожароопасный период в Республике еще не закрыт.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта, суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления

Удовлетворяя заявление об отсрочке исполнения судебного решения, суд первой инстанции руководствовался статьей 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.

Гражданский процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Поэтому суд самостоятельно устанавливает необходимость предоставления отсрочки в зависимости от конкретных обстоятельств по делу.

Обращаясь в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, лицо должно представить доказательства, обосновывающие наличие таких обстоятельств.

В подтверждение отсутствия у ГАУ РТ «Авиалесохрана» возможности исполнить судебное решение, представлены: соглашение № 7 от 19.01.2015 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Государственному автономному учреждению Республики Тыва «Тувинская база авиационной охраны лесов от пожаров» на 2015 и плановый 2016- 2017 годы; дополнительное соглашение № 2 от 30.07.2015 г. к соглашению №7; обращение Главы **ФИО2 к заместителю Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителю Федерального Агентства лесного хозяйства ФИО3 с обоснованием необходимости финансирования на авиамониторинг пожарной опасности с кратностью 1,34 - 129,7 млн. руб.; обращение **ФИО4 к заместителю **ФИО5; обоснование на информацию прокурора Республики Тыва ФИО6 от 27.02.2015.

Суд первой инстанций пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления ответчика об отсрочке исполнения решения суда, в связи с тем, что объем финансирования на текущий год исчерпан, что препятствует исполнению решения суда.

Доводы частного представления о несогласии с решением, о том, что пожароопасный сезон еще не закрыт, судебная коллегия находит несостоятельными и не являющимися основанием для отмены решения суда, поскольку на ГАУ РТ «Авиалесохрана» возложена обязанность по авиапатрулированию с соблюдением требований законодательства и кратностью патрулирования 1,34 в пределах объемов финансирования.

Ссылка в частном представлении на то, что отсутствие финансирования не является достаточным основанием для предоставления ответчику отсрочки исполнения решения суда, не может быть принята во внимание, поскольку суд полно и всесторонне исследовал представленные доказательства и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства по делу, интересы не только должника, но и неопределенного круга лиц, принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда, судебная коллегия признает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Оснований для отмены определения суда по доводам частного представления не имеется.

Руководствуясь статьей 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 октября 2015 года оставить без изменения, а частное представление – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи