Судья Бардина Е.Е. Дело №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2022 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Корневой М.А.,
судей Сандуляк С.В., Второвой Н.Н.,
при секретаре Псареве И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес>, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБОУ «СОШ №», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>», МБДОУ «Детский сад №<адрес>», администрации <адрес> о возложении обязанности по выделению денежных средств для обеспечения охраны зданий (территорий), направлению денежных средств в образовательные учреждения и обязании заключить муниципальные контракты на обеспечение охраны зданий (территорий)
по апелляционной жалобе прокурора <адрес> на решение Советского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:
«исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес>, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБОУ «СОШ №», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>», МБДОУ «Детский сад №<адрес>», Управлению общего образования администрации <адрес>, Администрации <адрес> о возложении обязанности по выделению денежных средств для обеспечения охраны зданий (территорий), направлению денежных средств в образовательные учреждения и обязании заключить муниципальные контракты на обеспечение охраны зданий (территорий) – удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> профинансировать мероприятия антитеррористической направленности по обеспечению охраны объектов (территории) МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес>, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБОУ «СОШ №», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>», МБДОУ «Детский сад №<адрес>» сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с пунктами 24 и 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес>, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Цетр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБОУ «СОШ №», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>», МБДОУ «Детский сад №<адрес>», обязанность принять меры по обеспечению охраны объекта (территории) указанных муниципальных бюджетных учреждений сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с пунктами 24 и 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств, выделенных администрацией <адрес> на указанные цели.»
Заслушав доклад судьи Второвой Н.Н., выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес>, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Цетр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБОУ «СОШ №», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>», МБДОУ «Детский сад №<адрес>», Управлению общего образования администрации <адрес>, Администрации <адрес> о возложении обязанности по выделению денежных средств для обеспечения охраны зданий (территорий), направлению денежных средств в образовательные учреждения и обязании заключить муниципальные контракты на обеспечение охраны зданий (территорий).
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в рамках проведенной прокуратурой проверки вышеуказанных образовательных учреждений на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении объекта образования было установлено, что данные учреждения не охраняются сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, при этом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес>, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Цетр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБОУ «СОШ №», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>» относятся к 3 категории опасности объекта, а МБДОУ «Детский сад №<адрес>» ко 2 категории опасности объекта.
Выявленные нарушения в области соблюдения законодательства о безопасности несовершеннолетних в образовательных учреждениях негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность этих объектов, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность жизни и здоровья.
Кроме того, указанные объекты посещает неопределенный круг лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой их прав.
Ссылаясь на то, что наличие нарушений требований законодательства о противодействии терроризму не способствует антитеррористической защищенности детей, их родителей, работников и других лиц при нахождении в здании и на территории образовательных организаций, круг которых не определен, указанные обстоятельства непосредственно ведут к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в указанных учреждениях, а также способствуют несанкционированному доступу в образовательные учреждения посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, прокурор просил суд с учетом уточнения обязать администрацию <адрес> в течение шести месяцев профинансировать мероприятия антитеррористической направленности по обеспечению охраны объектов (территории) МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес>, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБОУ «СОШ №», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>», МБДОУ «Детский сад №<адрес>»; обязать указанные образовательные учреждения в течение одного месяца со дня поступления денежных средств устранить нарушения антитеррористического законодательства заключив муниципальные контракты на обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Разрешив спор, суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился прокурор <адрес>, принеся на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об изменении решения в части установления сроков его исполнения.
Приводит доводы о том, что установленный судом срок для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности с учетом имеющейся социальной опасности по несанкционированному вторжению в здания и сооружения дошкольных сооружений, влекущей угрозу жизни и здоровью людей, является завышенным.
Ссылается на то, что в соответствии с подп. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) должны быть профинансированы в течение 2 финансовых лет, следующих за финансовым годом проведения категорирования объектов. Поскольку категорирование территорий муниципальных учреждений, указанных в решении суда, было проведено в 2019 г., финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности должно быть завершено в 2021 г.
Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГПК РФ), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется. По делу установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории <адрес>, включая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес>, МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБОУ «СОШ №», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>», МБДОУ «Детский сад №<адрес>».
По ее результатам установлены нарушения требований Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ (далее по тексту – Требования) в деятельности указанных дошкольных образовательных учреждений, поскольку в указанных выше образовательных учреждениях охрана объекта не осуществляется сотрудниками, указанными в пункте 25 Требований. Пропускной режим контролируется работниками школы в течение рабочего времени путем визуального и внешнего осмотра посетителей. Заключен договор охранной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации).
В ночное время МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №<адрес>», МБУ ДО «Центр детского творчества №<адрес>», МБДОУ «Детский сад №<адрес>» охраняются также силами частных охранных организаций посредством тревожной сигнализации с выводом сигналов тревоги на пункты централизованной охраны.
Охрана иных образовательных организаций в ночное время организована штатными сторожами.
Как следует из паспортов безопасности указанных дошкольных образовательных учреждений, данные объекты относятся к объектам (территориям) третьей категории опасности.
Таким образом, в нарушение п. 25 Требований упомянутые дошкольные учреждения не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Суд также установил, что упомянутые образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, учредителем которых является муниципальное образование «<адрес>».
Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация <адрес> в лице Управления образования администрации <адрес>.
Собственником имущества учреждений является муниципальное образование «<адрес>», а полномочия собственника в отношении закрепленного за учреждениями муниципального имущества осуществляет администрация <адрес> в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации <адрес>.
Образовательные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств, за счет которых могут реализовываться профилактические мероприятия по антитеррористической защищенности, в то время как распорядителем средств выступает администрация <адрес>, в обязанность которой, как субъекта противодействия терроризму, входит обеспечение финансирования таких мероприятий (пункт 32 Требований).
Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <дата>№-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 и 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 указанного Закона образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата>№-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Пунктом 7 ч. 1 ст. 2 указанного Закона определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований, осуществляются, в том числе, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подп. «б»).
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от <дата> предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.
В п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Принимая во внимание, что здания детских образовательных учреждений находятся в фактическом владении и пользовании образовательных учреждений, на которые возложена обязанность использовать их в соответствии с действующим законодательством, обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию <адрес>, осуществляющую полномочия собственника - муниципального образования «<адрес>», а обязанность по проведению работ на соответствующее образовательное учреждение, у которого здание находится на праве оперативного управления, установив факт нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности вышеназванных учреждений, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предъявляя рассматриваемые требования, прокурор просил обязать администрацию <адрес> выделить образовательным учреждениям денежные средства для обеспечения охраны зданий (территорий) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а образовательные учреждения в течение 1 месяца после получения денежных средств устранить нарушения антитеррористического законодательства, заключив муниципальные контракты по охране зданий (территорий).
Суд, определяя срок, в течение которого ответчики обязаны будут выполнить возложенные на них обязанности, исходил из того, что они не являются субъектами предпринимательской деятельности, учитывая требования статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие, в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджет, а также с учетом того, что для исполнения решения суда, необходимо заключение контракта, который возможно заключить только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от <дата> №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что объективно требует значительного времени, пришел к выводу, что решение суда должно быть исполнено администрацией <адрес> в течение девяти месяцев, со дня вступления его в законную силу, а образовательными учреждениями в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств, выделенных администрацией <адрес> на указанные цели.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку предоставленные судом сроки как администрации <адрес> для выделения денежных средств, так и образовательным учреждениям для проведения необходимых работ и заключения муниципальных контрактов, по мнению судебной коллегии, являются разумными, в полной мере отвечают трудоемкости указанных мероприятий, связанных с принятием организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а потому оснований для их сокращения не имеется.
В этой связи довод апелляционной жалобы прокурора в части несогласия со сроком, установленным для выделения денежных средств администрацией <адрес> и для проведения необходимых работ и заключения муниципальных контрактов образовательными учреждениями, является необоснованным и не принимается судебной коллегией во внимание.
Ссылка прокурора на положения подп. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, на законность постановленного решения не влияет.
Как следует из содержания приведенного нормативно-правового акта, в п. 11 закреплены полномочия комиссии, созданной для категорирования объектов. Положений гражданского процессуального законодательства в нем не содержится.
С учетом изложенного, вышеприведенный срок для исполнения решения судебная коллегия считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Бардина Е.Е. Дело №
№