ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1692/18 от 11.09.2018 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2018 г. по делу N 33-1692/2018

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Темираева Э.В.

судей Хадонова С.З., Григорян М.А.

при секретаре Санакоевой Э.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 14 мая 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания» о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в соотношении 1:3 период службы в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта с 12 сентября 1992 года по 01 июля 2004 года, отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Григорян М.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания» о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в соотношении 1:3 период его службы в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта с 12 сентября 1992 года по 01 июля 2004 года.

Свои требования мотивировал тем, что с 12.09.1992 года по 01.07.2004 года находился в зоне вооруженного конфликта на территории Южной Осетии в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта в должности старшего стрелка.

Согласно ответу Военного комиссариата РСО-Алания №СО\897 от 30.10.2015 года Северо-Осетинский батальон комплектовался на добровольной основе по контракту из числа военнообязанных и их служба в составе Миротворческих Сил не была военной службой, в связи с чем, служба в составе Смешанных Сил засчитывается в непрерывный трудовой стаж, но не в выслугу лет. Истец не согласен с позицией ответчика, поскольку Северо-Осетинский батальон создавался в рамках Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, подписанного в том числе, и представителем Министерства обороны РФ. Также считает, что денежное довольствие участникам Северо-Осетинского батальона выплачивалось из средств Министерства обороны РФ, следовательно, они были приравнены к военнослужащим. Просил суд возложить на ответчика обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в соотношении 1:3 период его службы в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта за период с 12 сентября 1992 года по 01 июля 2004 года.

В судебное заседание ФИО1 не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании исковые требования истца поддержала, указав, что ФИО1 проходил службу по контракту, стороной которого выступило военное командование воинского формирования, имевшего непосредственное отношение к Вооруженным Силам Российской Федерации, в связи с чем, истец должен быть отнесен к категории военнослужащих.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат РСО-Алания» ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал, указав, что период службы истца с 12 сентября 1992 года по 01 июля 2004 года в зоне вооруженного конфликта на территории Южной Осетии в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта в должности старшего стрелка не подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку батальон Смешанных Сил был сформирован из числа штатного личного состава Вооруженных Сил МО РФ (военнослужащих), а Северо-Осетинский батальон комплектовался на добровольной основе (по вольному найму) по контракту их числа военнообязанных, прошедших военную службу. ФИО1 не является военнослужащим Вооруженных Сил МО РФ и на него не распространяются специальные гарантии, связанные с пенсионным обеспечением, предусмотренные законом.

По делу постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ФИО1

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, считая его незаконным и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ФИО1

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в льготном исчислении может быть зачтено в выслугу лет для назначения пенсии время прохождения службы в особых условиях лицам, перечисленным в ст. 1 названного закона; при этом порядок исчисления выслуги лет указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Подпунктом б пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности, этих Смешанных Сил, за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 в период с 12.09.1992 года по 01.07.2004 года находился в зоне вооруженного конфликта на территории Южной Осетии в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта в должности старшего стрелка. Данное обстоятельство подтверждается справкой начальника штаба 1 МСБ МС от РСО-Алания №96 от 07.06.2005 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что действующее пенсионное законодательство РФ не содержит норм, предусматривающих при подсчете трудового стажа исчисление периодов работы (службы) в льготном порядке, в том числе периодов службы на территории республики Южная Осетия в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка.

С выводом суда соглашается судебная коллегия в связи со следующим.

Судом установлено, что решением смешанной Контрольной Комиссии от 4 июля 1992 года созданы Смешанные Силы по установлению мира и поддержанию правопорядка. При этом Российский батальон был сформирован из числа штатного личного состава Вооруженных Сил Министерства обороны РФ – военнослужащих. Северо-Осетинский батальон комплектовался на добровольной основе, в состав Вооруженных Сил МО РФ не входил, МО РФ решения о его создании, комплектовании, статусе и правовом положении не принимало.

ФИО1 не призывался в ряды Вооруженных Сил РФ и не был военнослужащим.

При изложенных обстоятельствах, суд обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении требований о возложении на ФКУ «Военный комиссариат РСО-Алания» обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в соотношении 1:3 период службы в составе Смешанных Сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта за период с 12 сентября 1992 года по 01 июля 2004 года.

Доводы ФИО1 в апелляционной жалобе сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска и не могут являться основанием к отмене правильного по существу судебного решения.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Решение суда является законным и обоснованным.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания

определила:

решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Темираев Э.В.

Судьи Хадонов С.З.

Григорян М.А.

Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции Советским районным судом г. Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Тлатова К.А.