Судья Пятова Д.В. Дело № 33-16948/2017
А-143г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Ю.М.
судей Харитонова А.С., Потехиной О.Б.
при секретаре Сакович Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Березовского района Красноярского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки
по апелляционной жалобе представителя администрации Березовского района Красноярского края ФИО1
на решение Березовского районного суда г.Красноярска от 26 сентября 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Березовского района Красноярского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Березовского района Красноярского края в трехмесячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале №<адрес> на площади 100 кв.м.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Березовского района Красноярского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. Требования мотивированы тем, что Министерством на основании рейдового задания № от <дата> был проведен осмотр территории Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края по фактам, изложенным в обращении ГО на предмет наличия несанкционированной свалки на территории данного сельсовета. В ходе осмотра установлено наличие захламления земельного участка, расположенного на территории Вознесенского сельсовета Березовского района, не стоящего на кадастровом учете, расположенном в кадастровом квартале №<адрес> на площади 100 кв.м. Высота навалов составляет около 30 - 40 см. Свалка различного состава твердых коммунальных отходов и строительного материала. Отходы расположены на почве, территория не огорожена. Поскольку несанкционированная свалка отходов расположена на земельном участке, собственность на который не разграничена, обязанность по ликвидации свалки возлагается на соответствующее муниципальное образование района, а именно на администрацию Березовского района Красноярского края. Истец просил возложить обязанность на администрацию Березовского района Красноярского края в трех месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на указанном выше земельном участке.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Березовского района Красноярского края ФИО1 просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что администрация Березовского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по делу. К вопросам местного значения муниципального района относиться лишь участие в организации деятельности по сбору, транспортированию на межселенной территории, участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района. Тогда как к полномочиям субъекта РФ относится решение вопросов организации указанной деятельности, которая осуществляется за счет средств бюджета РФ. Обязанность по осуществлению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в данном случае лежит на министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края. В настоящее время не утвержден порядок взаимодействия между органом власти субъекта и органами местного самоуправления по обращению с твердыми бытовыми отходами, законодательство в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами не содержит прямой обязанности муниципального образования ликвидировать несанкционированные свалки. Согласно Федерального закона № 89-ФЗ деятельность по обращению с твердыми бытовыми отходами должна осуществляется в рамках региональной программы и в соответствии с территориальной схемой обращения с твёрдыми бытовыми отходами, которые до настоящего времени не утверждены, региональный оператор не определен.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав пояснения представителя администрации Березовского района Красноярского края-ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края-Авсиевич Л.С., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения принятого судом решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, на основании обращения гражданина ФИО2, поступившего из администрации Губернатора Красноярского края (вх.<дата>№) Главным специалистом - государственным инспектором отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края РТ<дата> был проведен рейдовый осмотр земельного участка, расположенного на территории Вознесенского сельсовета Березовского района, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
Согласно акту №, на земельном участке не стоящим на кадастровом учете, расположенном на территории Вознесенского сельсовета Березовского района в кадастровом квартале №<адрес>, обнаружено захламление в виде свалки различного состава твердых коммунальных отходов и строительного материала (пластик, полиэтилен, битое стекло, шифер, старая мебель, ветошь), площадь захламления составляет 100 кв.м., отходы расположены на почве, территория не огорожена.
Из письма администрации Березовского района Красноярского края начальнику отдела государственной экологической экспертизы и регулирования деятельности в области обращения с отходами от <дата> так же следует, что захламление земельного участка обнаружено на территории Вознесенского сельсовета Березовского района, не стоящего на кадастровом учете, расположенном в кадастровом квартале №<адрес>
Согласно представленного в материалы дела схематического чертежа, составленного инженером администрации Березовского района Красноярского края, свалка, расположенная в квартале №, имеет следующие точки географических координат: <данные изъяты>
Администрацией Березовского района Красноярского края наличие захламления земельного участка в пределах кадастрового квартала № не оспаривалось. Доказательств тому, что на момент рассмотрения спора несанкционированная свалка отходов на указанном земельном участке была ликвидирована, ответчиком не представлено.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельный участок, на котором располагается свалка отходов, не поставлен на кадастровый учет, никому ни для каких целей не предоставлялся, не является объектом вещных либо обязательственных прав граждан, либо юридических лиц, а также публично-правовых образований (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), следовательно, данный земельный участок является неразграниченной государственной собственностью.
Удовлетворяя требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края суд первой инстанции, установив наличие несанкционированная свалки отходов на неразграниченной территории Вознесенского сельсовета Березовского района и отсутствие собственника указанных отходов, а так же то, что наличие свалки на указанной территории создает опасность санитарно-эпидемиологическому благополучию населения проживающего на территории муниципального образования и других лиц, пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации района имеется обязанность по организации уборки вышеуказанной территории с учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность по осуществлению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в данном случае лежит на министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, а к вопросам местного значения муниципального района относиться лишь участие в организации деятельности по сбору, транспортированию на межселенной территории, участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании правовых норм.
Согласно п. 7.2 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым в том числе относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Из анализа положений данного Федерального закона N 89-ФЗ следует, что ликвидация несанкционированных свалок не входит в понятие деятельности по обращению с отходами и не может быть отнесена к вопросам сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 3 ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Статья 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный муниципальному образованию в рамках земельного законодательства, а так же законодательства в сфере обращения с отходами, не может быть сведен к формальному участию районной администрации в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления муниципального района, а именно на администрацию Березовского района Красноярского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно положениям Федерального закона № 89-ФЗ деятельность по обращению с твердыми бытовыми отходами должна осуществляется в рамках региональной программы и территориальной схемой обращения с твёрдыми бытовыми отходами, которые до настоящего времени не утверждены, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению его правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных обстоятельств дела и доказательств, исследованных судом, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда. Доказательств, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Существенных нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Березовского районного суда г.Красноярска от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Березовского района Красноярского края-ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: