РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сайбель В.В. Дело № 33-1694/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2013 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Поникаровской Н.В., Струковой А.А.
с участием прокурора Чернышовой К.И.
при секретаре Волчковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе избирательной комиссии Калининградской области на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 5 апреля 2013 года, которым в удовлетворении заявления избирательной комиссии Калининградской области об оспаривании в части решения Зеленоградской ТИК от 18 марта 2013 года № 72/353-3 «О формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков, участков референдума №№ 146-170, образованных на территории муниципального образования «Зеленоградский район» сроком на пять лет для проведения всех выборов, референдумов Калининградской области и местных референдумов» - отказано.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя избирательной комиссии Калининградской области – ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей Зеленоградской ТИК – ФИО2 и ФИО3, полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Указанным решением Зеленоградской ТИК от 18 марта 2013 года № 72/353-3 сформированы участковые избирательные комиссии избирательных участков, участков референдума №№ 146-170 сроком на пять лет с назначением членов УИК с правом решающего голоса согласно приложениям 2-6.
Избирательная комиссия Калининградской области обратилась в суд 1 апреля 2013 года с заявлением об оспаривании этого решения Зеленоградской ТИК в части формирования состава участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 146, 147, 149 и 150, ссылаясь на то, что персональный состав участковых избирательных комиссий должен быть сформирован территориальной избирательной комиссией в срок до 30 апреля 2013 года с учетом положений ст.ст. 22, 27, 28, 29 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав…» и Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утв. постановлением ЦИК РФ от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5 с последующими изменениями и дополнениями. В силу п. 1.1.5 Методических рекомендаций обязательными критериями для назначения членами участковых комиссий с правом решающего голоса являются наличие высшего или среднего профессионального образования, опыта организации и проведения выборов, референдумов, а также молодой возраст кандидата. В нарушение приведенных положений Методических рекомендаций Зеленоградской ТИК в состав УИК № 146 включен ФИО4, который имеет высшее образование, но не имеет опыта работы в избирательных комиссиях, а также 3 члена комиссии (ФИО5, ФИО6, ФИО7), которые имеют опыт работы в избирательных комиссиях, но только среднее специальное образование, в то время как кандидат ФИО8 не был включен в состав комиссии, но полностью соответствует требованиям п. 1.1.5 Методических рекомендаций. В состав УИК № 147 включены 3 кандидата, которые имеют только среднее профессиональное образование (ФИО9, ФИО10, ФИО11), но обладают опытом работы в избирательных комиссиях, и 1 кандидат (ФИО12), которая имеет высшее образование, но не имеет опыта работы в избирательных комиссиях, в то время как неправомерно отклонена кандидатура ФИО13, имеющего и высшее образование, и опыт работы в избирательных комиссиях. В состав УИК № 149 включены ФИО14 и ФИО15, которые имеют соответственно высшее и среднее специальное образование, но не имеют опыта работы в избирательных комиссиях, при этом неправомерно отклонена кандидатура ФИО16, имеющей высшее образование и опыт работы в избирательных комиссиях. В состав УИК № 150 включены, в частности, ФИО17 и ФИО18, которые имеют высшее образование, но не имеют опыта работы в избирательных комиссиях, и без достаточных к тому оснований отклонена кандидатура ФИО19, имеющего среднее специальное образование, но обладающего опытом работы в избирательных комиссиях. Приведенные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о формировании участковых избирательных комиссий с нарушениями п. 1.1.5 Методических рекомендаций.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе избирательная комиссия Калининградской области просил решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, настаивая на нарушении Зеленоградской ТИК требований п. 1.1.5 Методических рекомендаций.
Проверив законность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании п. 8 ст. 4 Федерального закона № 157-ФЗ от 2 октября 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковые избирательные комиссии формируются сроком на пять лет в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 30 апреля 2013 года.
Общие условия и порядок формирования участковых избирательных комиссий закреплены в ст.ст. 22, 27 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года.
Так, пунктами 1 и 2 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что на избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями; срок полномочий сформированной участковой комиссии составляет пять лет.
Из содержания п.п. 1, 2, 4 ст. 22 и п.п. 4, 5 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений, в частности, политических партий, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации (не более одного члена комиссии с правом решающего голоса по предложению каждой политической партии). Остальные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избираются на основе предложений представительного органа муниципального образования, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, при этом количество вносимых предложений не ограничивается.
Перечень ограничений, вследствие которых определенные категории лиц не могут быть членами комиссии с правом решающего голоса, определен в ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что приведенные нормы закона были соблюдены Зеленоградской ТИК при формировании участковых избирательных комиссий.
Кроме того, согласно п. 1.1.5 названных Методических рекомендаций при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдума, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.
Подобные указания в федеральном и региональном законах о выборах отсутствуют, они носят рекомендательный характер, вследствие чего безусловный приоритет лиц, которые имеют высшее или среднее профессиональное образование и опыт работы в избирательных комиссиях, по отношению к гражданам, которые не имеют какого-либо из этих условий, законом не установлен.
Кроме того, как видно из имеющихся в деле документов, в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 146 (администрация МО «Зеленоградское городское поселение») включено 12 членов комиссии из предложенных 18 кандидатур, при этом ФИО5, ФИО6, ФИО7 имеют оба вышеуказанных условия (среднее профессиональное образование и опыт работы в избирательных комиссиях), а ФИО4, выдвинутый региональным отделением в Калининградской области политической партии «Гражданская Платформа», имеет высшее образование, но не имеет опыта работы в избирательных комиссиях, что само по себе не препятствует включению его в состав участковой комиссии с правом решающего голоса и не свидетельствует о нарушении принципа преемственности в работе комиссии при том, что большинство иных членов комиссии имеют работы в ней и возможность передавать этот опыт новым членам комиссии.
Ссылки на то, что ФИО8, сотрудник администрации МО «Зеленоградское городское поселение», необоснованно не включен в состав комиссии, не могут быть признаны достаточным основанием к отмене решения, поскольку выбор кандидатур в состав участковых избирательных комиссий осуществлен в установленном порядке на заседании территориальной избирательной комиссии коллегиально, проголосовавшей единогласно против включения ФИО8 в состав УИК № 146 с зачислением его в резерв составов участковых комиссий.
Более того, эти доводы свидетельствуют о достаточно противоречивом видении избирательной комиссией Калининградской области состава данной участковой комиссии при том, что кандидат ФИО20, как и ФИО8, имеет высшее образование и опыт работы в избирательных комиссиях, но в заявлении облизбиркома не упоминается в отличие от кандидата ФИО8
В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 147 («Вектор») включено 10 членов комиссии из предложенных 17 кандидатур, при этом ФИО9, ФИО10 и ФИО11 имеют среднее профессиональное образование и опыт работы в избирательных комиссиях, а ФИО12 имеет высшее образование, но не обладает опытом работы в избирательных комиссиях, что само по себе не препятствует включению ее в состав участковой комиссии с правом решающего голоса и также не свидетельствует о нарушении принципа преемственности в работе комиссии, большинство членов которой имеют опыт работы в УИК.
Ссылки на то, что без законных к тому оснований отклонена кандидатура ФИО13, генерального директора ЗАО «Балтийские Авуары», не влекут отмену решения с учетом единогласного принятия в установленном порядке соответствующего решения членами территориальной комиссии с зачислением ФИО13 в резерв составов комиссии.
Кроме того, эти доводы также, по мнению коллегии, свидетельствуют о неоднозначном подходе избирательной комиссии Калининградской области к формированию состава данной участковой комиссии при том, что кандидат ФИО21, выдвинутый региональным отделением в Калининградской области политической партии «Гражданская Платформа», как и ФИО13, имеет высшее образование и опыт работы в избирательных комиссиях, но в заявлении облизбиркома не упоминается.
В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 149 (ЗГЦКиИ) включено10 членов комиссии из 15 предложенных кандидатур, в том числе, ФИО22, имеющая высшее образование и не имеющая опыта работы в избирательных комиссиях, и ФИО15, имеющая среднее специальное образование и опыт работы в избирательных комиссиях, что не противоречит закону, а ссылки избирательной комиссии Калининградской области на то, что без законных к тому оснований в состав комиссии не включена ФИО16, директор МАУК «Зеленоградский городской центр культуры и искусства», также не влекут отмену решения, тем более, что и иные кандидаты при аналогичных условиях не включены в состав комиссии, в частности, ФИО23, выдвинутый региональным отделением в Калининградской области политической партии «Гражданская Платформа», имеющий высшее образование и опыт работы в избирательных комиссиях.
В состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 150 (ДЮСШ) назначено 12 членов комиссии из 19 предложенных кандидатур, в том числе, ФИО17 и ФИО18, имеющие высшее образование и не имеющие опыта работы в избирательных комиссиях, что также не противоречит закону при том, что остальные члены комиссии в подавляющем большинстве имеют аналогичное образование и опыт работы в избирательных комиссиях, чем обеспечен принцип преемственности в работе комиссии.
То обстоятельство, что в состав комиссии не включен ФИО19, главный механик ЗАО «Балтийские Авуары», имеющий среднее профессиональное образование и опыт работы в избирательных комиссиях, не может быть признано доказательством незаконности оспариваемого решения и (или) его необъективности, поскольку при аналогичных условиях в состав комиссии не включены и иные лица, в частности, ФИО24 и ФИО25, имеющие высшее образование и опыт работы в избирательных комиссиях, а также ФИО26, имеющая среднее профессиональное образование и опыт работы в избирательных комиссиях, как и ФИО19
Таким образом, оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии принято в пределах ее компетенции и в соответствии с установленным порядком, не противоречит нормам закона о порядке формирования участковых избирательных комиссий.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 5 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: