Дело № 33-1694/2014 Докладчик Огудина Л.В.
Судья Прокофьева Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
и судей Огудиной Л.В., Емельяновой О.И.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО6 на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 13 февраля 2014 года, которым постановлено:
Заявление ФИО6 об отмене постановления администрации города Владимира от **** **** «О реализации решения заседания Жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты» в части признания ФИО6 составом семьи **** человека утратившей право быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; признании исключения семьи ФИО6 составом семьи **** человека из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» незаконным; обязании администрации города Владимира восстановить семью ФИО6 составом семьи **** человека в числе нуждающихся в улучшении жилищных условий и в числе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по первоначальной дате постановки ****; обязании администрации города Владимира при формировании списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в **** году, включить семью ФИО6 в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в **** году; обязании Комитета по молодежной политике администрации Владимирской области при формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в **** году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», включить семью ФИО6 в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в **** году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения заявителя ФИО6 и её представителя ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя администрации г.Владимира ФИО8, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО6 обратилась в суд с исковым заявлением с указанными выше требованиями, уточнив их в порядке ст.39 ГПК РФ.
Учитывая характер правоотношений, заявление надлежит рассматривать в порядке главы 25 ГПК РФ.
Определениями суда в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО9, Комитет по молодежной политике администрации Владимирской области, администрация Владимирской области.
В обоснование требований ФИО6 указала, что составом семьи **** человека: она, муж ФИО1., сын ФИО2. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий постановлением главы г.Владимира от **** ****, в соответствии со ст.51 ЖК РФ, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», о чем им направлено Уведомление от ****. Уведомлением от **** ей сообщено о признании её семьи участниками указанной подпрограммы. Также постановлением главы г.Владимира от **** **** её семья была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», а затем включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в **** году по состоянию на ****.
Однако постановлением администрации г.Владимира от **** **** она снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и признана утратившей право быть участницей подпрограммы в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, и послуживших основанием признания нуждающимися в жилых помещениях, а также неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего признание граждан нуждающимися, при решении данного вопроса. Вследствие этого её семья не была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в **** году и не получила данную выплату. Считала данное решение незаконным, так как её семья в составе **** человек никогда совместно с родителями не проживала, совместного хозяйства не вела, регистрация её и супруга в квартире своих родителей имела место в связи с отсутствием собственного жилья, за исключением принадлежащей ей **** доли площадью **** кв.м. Указала, что наличие регистрации по месту жительства не относится к числу юридических фактов, устанавливающих право пользования жилым помещением в качестве члена семьи собственника, и не может служить основанием ограничения жилищных прав и свобод гражданина. Полагала, что при расчете обеспеченности жильем членов её семьи подлежала учету только принадлежащая ей **** доля в праве собственности на квартиру, соответствующая **** кв.м, а площадь жилого помещения, где зарегистрирован её супруг и ребенок, не должна была учитываться, так как они не являются членами семьи собственника жилого помещения. Её семья отвечает предъявляемым подпрограммой требованиям, не отказывалась от участия в новой подпрограмме.
Учитывая характер публичных правоотношений, из которых вытекают требования заявителя, настоящее дело независимо от избранной формы обращения ФИО6 в суд (исковое заявление), надлежит рассматривать по правилам главы 25 ГПК РФ.
В судебном заседании заявитель ФИО6 и её представитель по доверенности ФИО7 поддержали доводы заявления.
Заинтересованное лицо ФИО9 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - администрации г.Владимира - по доверенности ФИО8 просил в удовлетворении заявления отказать. Пояснил, что в **** году семья Б-вых ошибочно была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. К такому выводу комиссия пришла с учетом площади, принадлежащей на праве собственности ФИО6, и площади жилого дома, где зарегистрирован её супруг с ребенком, исходя из количества всех зарегистрированных лиц. Полагал принятое решение законным.
Представитель заинтересованного лица - администрации Владимирской области - ФИО10 просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку Комитет по молодежной политике администрации области не принимает решения о включении молодых семей в список нуждающихся в социальной выплате, так как данный список формируется из представленных администрацией г.Владимира сведений.
Судом принято указанное выше решение.
Заявителем ФИО6 подана апелляционная жалоба об отмене решения суда как незаконного в связи с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением и истолкованием норм материального права.
Апелляционное рассмотрение проведено без участия заинтересованного лица ФИО9 и представителя администрации Владимирской области, Комитета по молодежной политике, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что в силу ст.ст.327, 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с учетом следующего.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы», в которую входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Целью подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными принципами реализации подпрограммы являются, в том числе, признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
В соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к указанной подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей") /далее - Правила/ участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая определенным условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
На основании п.7 названных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются, в том числе, молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 18 данных Правил предусмотрено, что основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил.
На основании ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005 № 164 «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственников в качестве членов его семьи.
На основании ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся предусмотрены ст.56 ЖК РФ, согласно п.6 ч.1 которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, **** ФИО6, **** года рождения, обратилась в администрацию г.Владимира с заявлением о принятии её составом семьи **** человека (она, супруг ФИО1 **** года рождения, брак с которым заключен в **** году, и сын ФИО2 **** года рождения) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как молодую семью, приложив к нему необходимые документы.
На момент подачи заявления ФИО6 с **** была зарегистрирована в квартире **** общей площадью **** кв.м, расположенной в доме ****. Также в указанной квартире зарегистрированы её мать ФИО3 и отец ФИО4 Данная квартира принадлежала на праве общей долевой собственности (по **** доли) ФИО6, ФИО3., ФИО4
ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы в доме **** общей площадью **** кв.м, принадлежащим на праве собственности отцу ФИО1 - ФИО5 Всего по указанному адресу было зарегистрировано **** человек.
Постановлением главы города Владимира от **** **** ФИО6 составом семьи **** человека (она, супруг ФИО1, сын ФИО2) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Постановлением главы города Владимира от **** **** ФИО11 с указанным составом семьи признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Также по состоянию на **** семья ФИО6 включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в **** году.
Постановлением администрации г.Владимира от **** **** по результатам рассмотрения протокола заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира от **** **** постановлено: считать ФИО6 составом семьи **** человека утратившей право быть участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», так как не соответствуют условиям, предусмотренным п.п. «б» п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», в связи с выявлением в представленных гражданами документах сведений, не соответствующих действительности, и послуживших основанием признания нуждающимися в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего признание граждан нуждающимися, при решении вопроса о признании нуждающимися.
Отказывая ФИО6 в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное решение органа местного самоуправления соответствует требованиям законодательства и оснований для его отмены не имеется, поскольку на момент признания нуждающимися в жилых помещениях семья ФИО6, как субъект права, полностью не соответствовала критериям для признания их таковыми, так как площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи составляла более учетной нормы - **** кв.м (****).
Рассчитывая уровень обеспеченности заявителя и членов её семьи жилыми помещениями, суд принял во внимание общую площадь двух жилых помещений, в которых были зарегистрированы супруги и ребенок, а также общее количество зарегистрированных в них лиц, учитывая каждого из супругов в молодой семье в качестве членов семьи их родителей - собственников жилых помещений.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами и полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
При этом судебная коллегия учитывает, что по состоянию на дату принятия заявителя на учет в качестве нуждающихся в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» молодая семья Б-вых (ФИО6, ФИО5, ФИО2), как субъект права, соответствовала требованиям п.6 названных выше Правил, поскольку ФИО6 являлась собственником **** доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: ****, что соответствовало площади **** кв.м. На основании ч.2 ст.51 ЖК РФ эта площадь, а не вся общая площадь квартиры, подлежала учету при расчете обеспеченности жильем молодой семьи, поскольку квартира находилась в общей долевой собственности и ФИО6 принадлежала лишь доля в праве, а не все жилое помещение.
При этом, даже с учетом количества зарегистрированных в данной квартире лиц, исходя из общей площади помещения, уровень жилищной обеспеченности ФИО6 составлял **** кв.м, иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма она не имела и в настоящее время не имеет.
Также в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ ФИО1 и ФИО2 в квартиру по указанному выше адресу не вселялись и членами семьи собственников ФИО4, ФИО3. не являются. Заявитель ФИО6, будучи зарегистрированной по данному адресу, не являлась членом семьи собственников ФИО3 в связи с созданием семьи, не вела со своими родителями общего хозяйства, проживая со своей семьей по другому адресу, и в данном случае являлась лишь собственником доли в указанном жилом помещении.
Кроме того, ФИО1. также не являлся членом семьи собственника (отца ФИО5.) жилого помещения, расположенного по адресу: ****, поскольку создал свою семью. При этом, по смыслу ч.1 ст.31 ЖК РФ малолетний ФИО2 и ФИО6 не являются членами семьи собственника ФИО5, решение о признании внука и снохи членами семьи собственника отсутствует и, доказательства их вселения в жилое помещение в качестве членов семьи собственника ФИО5 суду не представлены.
При этом доводы ФИО6 о том, что она со своей семьей (супругом и ребенком) проживают отдельно от семей родителей по адресу: ****, не ведут с родителями общего хозяйства, представителями заинтересованных лиц в силу ст.249 ГПК РФ не опровергнуты.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что право гражданина на свободу передвижения и выбор места проживания, не обязательно совпадающего с местом регистрации, может быть установлено судом на основе различных юридических фактов. Регистрация по месту жительства является административным актом и не влечет возникновения или прекращения жилищных прав.
Таким образом, на дату принятия на учет ФИО1 и ФИО2 не являлись собственниками жилых помещений и членами семьи собственника жилого помещения, не владели жилым помещением по договору социального найма. ФИО6 также не являлась членом семьи собственников жилого помещения, имела на праве собственности в нем **** доли в праве. В связи с чем жилищной комиссией администрации г.Владимира произведен неправильный расчет определения нуждаемости молодой семьи.
На основании изложенного, молодая семья ФИО6, как субъект права, была обеспечена жилым помещением площадью **** кв.м, представила все необходимые и соответствующие действительности документы, в связи с чем была правомерно принята на учет в качестве нуждающейся в целях реализации указанной выше подпрограммы.
Жилищные условия семьи Б-вых после принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме не улучшились ко времени принятия оспариваемого постановления.
При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования не предусматривают оснований для признания молодой семьи утратившими право быть участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Доказательств неправомерных действий должностных лиц при принятии заявителя на данный учет, а также выявления в представленных заявителем документах сведений, не соответствующих действительности, суду не представлено.
Также по делу установлено, что социальная выплата лицам, состоящим в списке молодых семей на получение данной выплаты в **** году, произведена. Исключение семьи из состава участников подпрограммы нарушило права молодой семьи Б-вых на получение социальной выплаты в **** году.
Учитывая изложенное, постановление администрации г.Владимира от **** **** в части признания семьи ФИО6 утратившими право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и снятию с учета в качестве нуждающихся подлежит признанию незаконным.
Разрешая требования ФИО6 о восстановлении нарушенных прав путем обязания администрации г.Владимира восстановить её на учете в качестве нуждающейся с ****, обязания администрации г.Владимира и администрации области в лице комитета по молодежной политике включить её семью в списки участников подпрограммы, желающих получить выплату в **** году, так как выплата за **** год произведена, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу действующих Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования списки молодых семей - участников названной выше подпрограммы составляются органом местного самоуправления - в настоящем случае - администрацией г.Владимира, а сводный список молодых семей на основании списков, поступивших от органов местного самоуправления, формируется субъектом Российской Федерации, а именно, формирование сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представление его на утверждение Губернатору области постановлением Губернатора Владимирской области от 19.04.2011 № 330 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» возложено на Комитет по молодежной политике, являющийся структурным подразделением администрации Владимирской области.
С учетом изложенного, признания незаконным решения администрации г.Владимира в части исключения заявителя с семьей из состава участников подпрограммы и снятия с учета нуждающихся, принимая во внимание, что на момент принятия судебного решения по данному делу супруги Б-вы не достигли возраста **** лет и их семья отвечает требованиям п.6 Правил, то в соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ в целях восстановления нарушенных прав заявителя судебная коллегия считает необходимым: возложить на администрацию г.Владимира обязанность восстановить ФИО6 составом семьи **** человека (она, супруг ФИО1 и сын ФИО2) на учете в качестве нуждающейся в целях реализации указанной выше подпрограммы и включить в список участников данной подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в **** году, а также обязать администрацию Владимирской области, Комитет по молодежной политике включить семью Б-вых в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в **** году, что будет соответствовать полному восстановлению прав заявителя.
В связи с этим, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с администрации г.Владимира и
администрации Владимирской области, являющихся юридическими лицами, подлежат взысканию судебные расходы в пользу ФИО6 **** руб. в равных долях.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 13 февраля 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Заявление ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление администрации г.Владимира от **** **** «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты» в части признания ФИО6 составом семьи **** человека утратившей право быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (п.10.2).
Обязать администрацию г.Владимира восстановить ФИО6 составом семьи **** человека (ФИО6, ФИО1., ФИО2) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» с даты первоначальной постановки на учет.
Обязать администрацию г.Владимира, администрацию Владимирской области, Комитет по молодежной политике администрации Владимирской области включить семью ФИО6 в списки молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в **** году.
Взыскать с администрации г.Владимира, администрации Владимирской области в пользу ФИО6 в возврат государственной пошлины **** руб. в равных долях, то есть по **** руб. с каждого.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
О.И. Емельянова