ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16964/2016 от 06.10.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Зыбунова Е.В. Дело № 33-16964/2016

Учёт 105г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 октября 2016 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Ахметшиной А.Ш.,

судей Гаянова А.Р., Мирсаяпова А.И.,

при секретаре судебного заседания Заляевой С.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Косова А.С. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 06 июля 2016 года, которым постановлено:

иск удовлетворить;

признать незаконным решение комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Татарстан и подведомственных учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненным ФСИН России и дислоцирующихся в Республике Татарстан, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в УФСИН России по Республике Татарстан, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 16 февраля 2016 года об отказе в постановке Петрова С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты;

Обязать комиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Татарстан и подведомственных учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненным ФСИН России и дислоцирующихся в Республике Татарстан, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в УФСИН России по Республике Татарстан, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения принять Петрова С.А. в составе семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Косова А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя истца Петрова С.А. – Волкова Е.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Петров С.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее – УФСИН России по Республике Татарстан) о признании решения комиссии незаконным.

В обоснование иска указано, что истец с 30 июня 2007 года по 30 апреля 2016 года проходил службу в должности <данные изъяты> УФСИН по РТ.

Приказом .... от 26 апреля 2016 года был уволен по п. «в» ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 17 лет 11 месяцев 08 дней, в льготном исчислении 22 года 08 месяцев 09 дней.

С 11 ноября 2003 года по 13 января 2016 года истец был зарегистрирован в квартире общей площадью .... по договору социального найма по адресу: <адрес> В квартире зарегистрированы так же мать ФИО8 и брат ФИО9 В вышеуказанной квартире истец не проживал, так как с марта 2011 года истец проживает по договору социального найма служебного жилого помещения и занимает койко-место в служебном доме <данные изъяты> по адресу: <адрес> так как в связи с характером трудовых отношений с ответчиком должен проживать по месту работы или вблизи от него.

По адресу: <адрес> истец полностью исполняет обязанности нанимателя, оплачивает коммунальные платежи, следит за надлежащим состоянием жилого помещения.

В связи с тем, что истец проживал по адресу: <адрес> и там же исполнял обязанности нанимателя, соответственно выехал из квартиры по адресу: <адрес>.

Заочным решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 27 ноября 2015 г. по делу № 2-1729/2015 г. по иску ФИО8 истец был признан утратившим право пользования жилым помещениям по адресу: <адрес>. Этим же решением на УФМС России в <данные изъяты> Республики Татарстан была возложена обязанность снять его с регистрационного учета по адресу: <адрес>

15.02.2016 истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы.

Решением комиссии УФСИН России по Республике Татарстан по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16 февраля 2016 года в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было отказано. Основанием для отказа как указывает ответчик явилось то обстоятельство, что не истек срок, связанный с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, а так же отсутствие сведений о жилых помещениях, зарегистрированных на праве собственности за Петровым С.А. согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

С решением комиссии УФСИН России по Республике Татарстан истец не согласен.

Согласно уведомлению от 19 января 2016 года .... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним отсутствует информация о правах истца на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в период с 01 января 2000 года по 14 января 2016 года.

Согласно справке .... от 01 февраля 2008 года РГУП БТИ <данные изъяты> истец по состоянию на 01 января 2000 года в приватизации жилого помещения не участвовал, собственником строения не являлся.

Недвижимым имуществом в виде квартиры общей площадью .... по адресу: <адрес>, и ? доли в праве собственности на жилой дом общей площадью .... кв.м по адресу: <адрес>, истец никогда не владел.

Истец просит признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Республике Татарстан от 16 февраля 2016 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на ответчика обязанность поставить его на указанный учет.

Истец в судебное заседание не явился.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе указано, судом нарушены нормы материального и процессуального права. Истцом умышленно совершены действия, которые привели к ухудшению его жилищных условий, а именно он не исполнял обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес>, и при рассмотрении дела о признании его утратившим право пользования данным жилым помещением в суд не явился, против иска не возражал, мер по обжалованию заочного решения не принял. Труд свободен, ответчик не мог принудительно обязать истца проходить службу в определенной местности и, соответственно, менять место жительства. Перечень случаев намеренного ухудшения жилищных условий не является исчерпывающим, истец не выполнял обязательств по договору социального найма, постоянного места жительства в <адрес> не имеет и не мог выехать на постоянное место жительства в <адрес> из <адрес>.

Истец в суд апелляционной инстанции не явился. Извещение о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее – Правила) указанные Правила устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно пункту 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 Правил).

Согласно пункту 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Из материалов дела следует, что с 30 июня 2007 года по 30 апреля 2016 года проходил службу в должности <данные изъяты> УФСИН России по Республике Татарстан.

Приказом ....-лс от 26 апреля 2016 года был уволен по пункту «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 17 лет 11 месяцев 08 дней.

С 11 ноября 2003 года по 13 января 2016 года истец был зарегистрирован в квартире общей площадью .... по договору социального найма по адресу: <адрес>. В квартире зарегистрированы так же мать истца ФИО8 и брат ФИО9

Истец с февраля 2012 года проживает по договору найма служебного жилого помещения и занимает койко-место в комнате в служебном доме <адрес> по адресу: <адрес>

Решением комиссии УФСИН России по Республике Татарстан по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16 февраля 2016 года истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан об отказе в постановке Петрова С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты является незаконным.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции в связи с умышленными действиями истца, повлекшими создание искусственного ухудшения жилищных условий, не могут повлечь за собой отмену принятого решения в силу следующего.

Основанием для отказа в постановке Петрова С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты явилось то обстоятельство, что не истек пятилетний срок, предусмотренный пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, связанный с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, а так же отсутствие сведений о жилых помещениях, зарегистрированных на праве собственности за Петровым С.А. согласно выписке из ЕГРП, а именно:

квартиры общей площадью .... кв.м по адресу: <адрес>;

? доли в праве собственности на жилой дом общей площадью .... кв.м по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Заочным решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 27 ноября 2015 года по иску ФИО8, приходящейся истцу матерью, истец был признан утратившим право пользования жилым помещениям по адресу: <адрес>. Этим же решением на УФМС России в <адрес> Республики Татарстан была возложена обязанность снять истца с регистрационного учета по указанному адресу.

Из заочного решения суда от 27 ноября 2015 г. следует, что истец на момент рассмотрения дела фактически не проживал в квартире по адресу: <адрес><адрес>, что подтверждалось пояснениями истицы ФИО8 и актом о непроживании.

Истец был признан утратившим право пользования данным жилым помещением на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Данное основание утраты права пользования жилым помещением не указано в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в числе намеренных действий, расцениваемых как повлекшие ухудшение жилищных условий.

В пункте 3 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ указаны случаи выселения с предоставлением или без предоставления другого жилого помещения в связи с неисполнением условий договора социального найма. Данные случаи предусмотрены статьями 90 (не внесение в течение более шести месяцев без уважительных причин платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и 91 (использование жилого помещения не по назначению, систематическое нарушение прав и законных интересов соседей или бесхозяйственное обращение с жилым помещением, допуская его разрушение) Жилищного кодекса Российской Федерации, однако истец не был выселен по этим основаниям.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях истца, связанных с выездом из квартиры по адресу: <адрес><адрес>, не усматривается намеренного ухудшения жилищных условий.

Отсутствие сведений о жилых помещениях, зарегистрированных на праве собственности за Петровым С.А. согласно выписке из ЕГРП, а именно квартиры общей площадью .... кв. м. по адресу: <адрес> ? доли в праве собственности на жилой дом общей площадью .... кв.м по адресу: <адрес>, также не могли быть основаниями для отказа в постановке истца на учет комиссией ответчика, поскольку по делу установлено, что указанные объекты недвижимого имущества принадлежат полному тезке истца - Петрову С.А., .... года рождения, уроженцу <адрес> то есть иному лицу. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями материалов дел правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимого имущества, имеющихся в настоящем гражданском деле.

В силу указанного, а также при наличии у истца по состоянию на 30 апреля 2016 года необходимой общей продолжительность службы в календарном исчислении 17 лет 11 месяцев 08 дней, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.

Довод апелляционной жалобы о невозможности принятия искового заявления к рассмотрению в виду отсутствия оплаты госпошлины является необоснованным, так как 19 мая 2016 года Петровым С.А. произведена оплата госпошлины в размере 300 рублей (л.д. 10).

Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 06 июля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Косова А.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи