ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1698/20 от 13.03.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33 – 1698/2020 (2-8920/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего: Сосновского А.В.

судей: Скурихиной Л.В., Кочуковой Г.Н.,

при секретаре: Сидоренко А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 марта 2020 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Грищука Ю.В. к управлению лесами Правительства Хабаровского края, Губернатору Хабаровского края о признании распоряжения незаконным, изменении основания увольнения,

по апелляционной жалобе (и дополнениям к ней) истца Грищука Ю.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения Грищука Ю.В., пояснения представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края – Ислямовой Е.Г., судебная коллегия

установила:

Грищук Ю.В. обратился в суд с иском к управлению лесами Правительства Хабаровского края, Губернатору Хабаровского края о признании распоряжения незаконным, изменении основания увольнения.

В обоснование заявленных требований указал, что 07.02.2011 г. он назначен на должность государственной гражданской службы Хабаровского края заместителем начальника управления лесами Правительства Хабаровского края. Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 28.10.2019 № 322-рк к нему применено взыскание, предусмотренное статьей 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за совершение им коррупционного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Он освобожден от замещаемой должности с 28.10.2019 в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему на основании пункта 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-фЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Служебный контракт расторгнут. Основанием для вынесения Распоряжения послужили: доклад о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, протокол № 3 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Хабаровского края, назначаемых на должность Губернатором Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов от 03.10.2019г. Материалами проверки и соответствующим докладом о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах за 2018 год было установлено, что им в справке о доходах не указан банковский счет, открытый в ПАО «Росбанк», а также поступившая информация о несоблюдении им требований к служебному поведению, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с замещением должности ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра управления лесами Правительства края его сыном - Грищуком В.Ю. Конфликта интересов в связи нахождением его сына - Грищука В.Ю. на должности ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра не имелось. Занимаемая должность не относится к должности государственной гражданской службы, выполнение его должностных обязанностей не может привести к какой-либо материальной выгоде, каких-либо управленческих решений в отношении Грищука В.Ю. им не принималось, ввиду подчинения его непосредственно начальнику своего отдела, также не принимались решения в отношении размера премирования и других поощрений, наказаний, отпусков, направления на повышение квалификации.

Просил признать незаконным распоряжение Губернатора Хабаровского края от 28.10.2019 № 322-рк «О Грищуке Ю.В.», изменить основания увольнения, указанные в Распоряжении № 322-рк от 28.10.2019 и трудовой книжке, на расторжение контракта и увольнение с гражданской службы по инициативе гражданского служащего по ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2014 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Представитель ответчика Правительства Хабаровского края просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований Грищуку Ю.В. отказано.

В апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе Грищук Ю.В. просит отменить решение суда, как незаконное и принять новое решение, которым признать распоряжение незаконным, изменить формулировку основания увольнения, ссылаясь на отсутствие конфликта интересов, доказательств, подтверждающих наличие конфликта интересов. Указывает, что стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих факты привилегированного отношения к Грищуку В.Ю. Конфликта интересов в связи с нахождением его сына – Грищука В.Ю. на должности ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра, не имелось. Согласно справке о наличии (отсутствии) фактов «Привилегированности» Грищука В.Ю., в сравнении с остальными сотрудниками управления лесами, представленной в ходе проведения проверки, он (истец) 4 раза подписывал приказы о выплате премии служащим управления, среди которых премировался Грищук В.Ю. Однако, согласно информации, изложенной в справке о наличии «Привилегированного» отношения, Грищук В.Ю. получал премию наравне со всеми иными сотрудниками отдела.

Кроме того, каких-либо управленческих решений в отношении Грищука В.Ю. им не принимались ввиду подчинения его непосредственному начальнику своего отдела.

Иных письменных доказательств, подтверждающих факты «Привилегированного» отношения к Грищуку В.Ю., в судебное заседание со стороны ответчика не представлено.

Учитывая, что его сын – Грищук В.Ю. работает в управлении лесов более пяти лет, с 2014 г., ответчик располагал информацией о его приеме на работу, о его трудовой деятельности в управлении лесов с 2014 г., считает, что ответчиком нарушен срок для применения обжалуемого взыскания.

В письменных возражениях ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда отвечает указанным требованиям закона.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 07.02.2011 Грищук Ю.В. назначен на должность государственной гражданской службы Хабаровского края заместителем начальника управления лесами Правительства Хабаровского края.

Согласно п. 6.2. Положения об управлении лесами Правительства края,
утвержденного постановлением Правительства края от 21.09.2007 № 185-п, заместители начальника управления назначаются на должность Губернатором края в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 59.3. Федерального закона № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Согласно п. 1.2. Положения о департаменте региональной безопасности Губернатора края, утвержденного постановлением Губернатора края от 21.08.2019 № 67, департамент является органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которым на основании решения принятого Губернатором края в отношении истца была проведена проверка на предмет соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.

Основанием для проведения проверки департаментом послужила информация о возможном несоблюдении заместителем начальника управления лесами Правительства Грищуком Ю.В. требований к служебному поведению, выразившемся в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, выразившемся в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с замещением должности ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра управления лесами Правительства края его сыном - Грищуком В.Ю.

В соответствии с должностным регламентом заместителя начальника управления лесами для выполнения поставленных задач Грищук Ю.В. курирует деятельность входящих в состав управления лесами отдела лесоуправления и ведения лесного реестра, отдела организации лесных аукционов и контроля за выполнением договорных обязательств; обеспечивает осуществление управлением лесами государственного управления в области использования лесов; контролирует качество подготавливаемых сотрудниками курируемых отделов проектов документов, представляемых на подпись и (или) утверждение заместителю начальника управления, начальнику управления лесами, достоверность содержащейся в проектах документов информации, своевременность подготовки проектов документов; организует оказание управлением лесами в рамках установленной компетенции государственных услуг в области лесных отношений, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и края; организует проведение управлением лесами государственной экспертизы проектов освоения лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий; организует предоставление управлением лесами в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование (за исключением случаев использования лесов, предусмотренных статьями 44, 45 Лесного кодекса РФ), аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ, статьей 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201- ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ"); организует предоставление управлением лесами гражданам в безвозмездное пользование, аренду земельные участки из состава земель лесного фонда в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Грищук Виталий Юрьевич (сын Грищука Ю.В.) с 14.09.2015 назначен на должность ведущего эксперта отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах управления лесами Правительства Хабаровского края, а с 14.08.2017г. он переведен на должность ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра.

В соответствии с пунктом 1.3 должностного регламента, п. 3.2. должностной инструкции ведущего эксперта отдела лесоуправления и ведения лесного реестра управления лесами Правительства края Грищук В.Ю. непосредственно подчиняется начальнику отдела лесоуправления и ведения лесного реестра либо лицу, его замещающему, осуществляющий функцию ответственного исполнителя при предоставлении управлением лесами государственных услуг по предоставлению земель лесного фонда в соответствии с действующим законодательством таких как предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков гражданам в безвозмездное пользование, в том числе в соответствии с ФЗ № 119; предоставление лесных участков в пределах земель лесного фонда в аренду для заготовки древесины на лесных участках, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков постоянное (бессрочное) пользование; проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Согласно должностному регламенту Грищука Ю.В., последний осуществляет функции государственного управления, в обязанности которого входит обеспечение осуществления управлением лесами государственного управления в области использования лесов (подпункт 3.2.1.), которые реализуются путем предоставления государственных услуг: по организации проведения управлением лесами государственной экспертизы проектов освоения лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий (подпункт 3.2.11.); по организации предоставления управлением лесами в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду (подпункты 3.2.27., 3.2.29.).

Аналогичные государственные услуги (п. 3.2. должностной инструкции) предоставляет сын истца, контроль за качеством предоставления которых осуществляет истец в силу должностных обязанностей.

Согласно п. 1.4. Положения об отделе лесоуправления и ведения лесного реестра, где работает сын Грищук В.Ю., отдел в своей деятельности подчиняется начальнику управления и заместителю начальника управления (то есть отцу - Грищуку Ю.В.).

В соответствии с п. 1.4. должностного регламента заместителя начальника управления лесами Правительства края, назначение и освобождение от должности заместителя начальника управления лесами осуществляется Губернатором края в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ.

Согласно протоколу № 3 в ходе проверки установлено наличие у истца факта совершения коррупционного правонарушения – конфликта интересов, который может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов истцом не приняты, обязанность по уведомлению представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов не исполнена. По результатам проверки подготовлен доклад с предложением о представлении материалов проверки в отношении Грищука Ю.В. в комиссию.

Согласно справке о наличии (отсутствии) фактов "привилегированности" Грищука В.Ю., в сравнении с остальными сотрудниками управления лесами, предоставленной в ходе проведения проверки управлением лесами, в 2015 - 2016 гг. Грищук Ю.В. неоднократно подписывал приказы о выплате премии служащим управления, среди которых премировался его сын - Грищук В.Ю. По результатам анализа условий оплаты труда служащих отдела лесоуправления и ведения лесного реестра установлено, что Грищуку В.Ю. с 01.01.2018 установлен максимальный размер должностного оклада (5541 рубль), а с 31.08.2015 установлена максимальная ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (100 %). С 14.08.2017 размер ежемесячного денежного вознаграждения Грищука В.Ю. составляет 3,7 оклада (максимальный размер - 4,3 оклада). Курируя деятельность отдела лесоуправления и ведения лесного реестра, заместитель начальника управления Грищук Ю.В. отвечает перед начальником управления за показатели его эффективности и результативности, от которых напрямую зависит принятие решений о материальном стимулировании служащих отдела, в том числе Грищука В.Ю. Кроме того, из числа лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы края (4 сотрудников отдела) только у Грищука В.Ю. ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде изначально была установлена 100%, в то время как у остальных сотрудников размер надбавки составляет 75%.

Постановлением Губернатора края от 18.03.2016 № 30 утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Хабаровского края, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Хабаровского края в аппарате Губернатора и Правительства Хабаровского края, органах исполнительной власти Хабаровского края, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Положение № 30), которым гражданские служащие обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, составленное по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Установив наличие конфликта интересов в соответствии с п. 21 Положения о комиссии, комиссия рекомендовала Губернатору края применить меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.

По результатам рассмотрения рекомендаций комиссии Губернатором края принято решение о применении к Грищуку Ю.В. взыскания за совершенное коррупционное правонарушение, предусмотренное ст. 59.2. Федерального закона № 79-ФЗ, выразившееся в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

На основании п. 1.1. ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ с Грищуком Ю.Б. расторгнут служебный контракт, и он уволен в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 15, 37, 59, 59.1, 59.2, 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Положением о департаменте региональной безопасности Губернатора края, утвержденного постановлением Губернатора края от 21.08.2019 № 67, Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, и государственными гражданскими служащими Хабаровского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Хабаровского края требований к служебному поведению, утвержденным Постановлением Губернатора края от 19.01.2010 № 4, суд первой инстанции, установив, что Грищук Ю.В. в силу должностного положения являлся куратором отдела, был наделен полномочиями по курированию отдела, где должность ведущего специалиста занимал его сын - Грищук В.Ю., который находился в его подчинении, меры направленные на урегулирование конфликта интересов истцом не предпринимались, пришел к выводу о наличии конфликта интересов, соблюдении порядка увольнения государственного гражданского служащего, в связи с совершением им коррупционного правонарушения, отсутствии оснований для изменения основания увольнения на расторжение служебного контракта по инициативе работника.

Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены верно. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверяя решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку, поскольку относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами подтвержден факт наличия конфликта интересов, соподчиненности и подконтрольности при исполнении своих должностных обязанностей между Грищуком Ю.В. и Грищуком В.Ю.

Грищук Ю.В. каких-либо мер, направленных на урегулирование конфликта интересов, самостоятельно не предпринял. С уведомлением о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, к Губернатору края не обращался.

Таким образом, Грищуком Ю.В. не выполнены возложенные на него обязанности по предотвращению конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей, что повлекло его привлечение к дисциплинарной ответственности в виде расторжения контракта в связи с утратой доверия.

Довод апелляционной жалобы истца об отсутствии конфликта интересов, поскольку выполнение сыном его должностных обязанностей не привело к непосредственному получению материальной выгоды, основан на ошибочном понимании норм материального права, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Федеральный закон № 273-ФЗ под конфликтом интересов подразумевает не только реальное получение выгоды, но и потенциальную возможность ее получения, и возможность получения таковых не только государственными служащими, но и лицами, находящимися с ними в близких отношениях.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на нарушение ответчиком сроков применения взыскания, однако подобные доводы в обоснование исковых требований истцом ранее не заявлялись, и они не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, соответственно не могут быть предметом апелляционного рассмотрения.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что он к уголовной, административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений не привлекался, является несостоятельным, не имеющим правого значения для привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Иные доводы были предметом рассмотрения судебного заседания, им дана надлежащая правовая оценка.

В целом нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат оснований к отмене судебного решения.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2019 года по иску Грищука Ю.В. к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Губернатору Хабаровского края о признании распоряжения незаконным, изменении основания увольнения, оставить без изменения, апелляционную жалобу Грищука Ю.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий: А.В. Сосновский

Судьи: Л.В. Скурихина

Г.Н. Кочукова