Судья Колесов Р.Н. | Дело № 33-17 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ильиной И.Н.,
судей Болонкиной И.В., Ворониной М.В.,
при секретаре Удаловой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 июня 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о взыскании задолженности по выплате пособий, выплат и государственной социальной помощи отказано.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя ОГКУ «Центр социальных выплат» ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о взыскании суммы задолженности по выплате пособий, выплат и государственной социальной помощи. Свои требования мотивировала тем, что 30 сентября 2015 года ею через ОГКУ «МФЦ» были поданы заявления для назначения и выплат ежемесячного детского пособия, МСП многодетным, единовременного пособия многодетной семье при первичном поступлении в детский сад на 1-го ребенка, единовременного пособия многодетной семье при первичном поступлении в детский сад 2-го ребенка, ежемесячной денежной выплатой в связи с рождением 4-го ребенка, ГСП, компенсации части родительской платы на 1-го ребенка, компенсации части родительской платы на 2-го ребенка. Однако до настоящего времени выплаты ей не произведены, отказа в назначении пособий она также не получала. В этой связи просила взыскать с ответчика сумму задолженности в размере 111 200 руб.
В процессе рассмотрения дела по ходатайству истца произведена замена ответчика и надлежащим ответчиком признан ОГКУ «Центр социальных выплат».
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населения» привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом не выяснен вопрос, по какой причине справка о доходах ее супруга, являющегося индивидуальным предпринимателем, не запрашивалась специалистами филиала Центра или МФЦ посредством межведомственного взаимодействия, тогда как в силу действующего законодательства именно на них возложена обязанность произвести такой запрос. Указывает, что согласно расписке, выданной ОГКУ «МФЦ», декларация о доходах мужа ею была предоставлена. Однако судом данной расписке не дано никакой оценки.
В возражениях ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению», ОГКУ «Центр социальных выплат» просят решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» ФИО2 считал решение суда законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО3 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, имеют статус многодетной семьи.
ФИО1 имеет четырех несовершеннолетних детей: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
30 сентября 2015 года ФИО1 через ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населения» обратилась в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлениями:
- о продлении ежемесячного пособия на всех четверых детей,
- о продлении ежемесячной социальной выплаты на проезд и питание ФИО10, обучающегося в общеобразовательной организации, на лекарственное обеспечение ФИО12, частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
- о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в семье,
- о назначении единовременного пособия при первичном поступлении ФИО12 в дошкольное образовательное учреждение,
- о назначении единовременного пособия при первичном поступлении ФИО11 в дошкольное образовательное учреждение,
- о предоставлении компенсации части родительской платы в дошкольном образовательном учреждении на ФИО11,
- о предоставлении компенсации части родительской платы в дошкольном образовательном учреждении на ФИО12,
- о назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты.
На момент подачи заявлений и обращения с иском в суд ФИО1 являлась генеральным директором ООО «Энстайл», которое сообщало, что с 2014 года по настоящее время деятельность не ведется, ФИО1 находится в отпуске по уходу за ребенком по достижению им 3-х лет. Ее муж, ФИО3 являлся индивидуальным предпринимателем.
12 октября 2015 года указанные заявления поступили в ОГКУ «Центр социальных выплат».
Компенсация части родительской платы на ФИО11 и на ФИО12 была выплачена истице, в связи с чем требования в этой части она не поддержала.
В удовлетворении остальных заявлений истице было отказано и 26 октября 2015 года ОГКУ «Центр социальных выплат» в ее адрес было направлено уведомление об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, пособий, денежной выплаты, государственной социальной помощи по мотиву того, что ею не были представлены сведения о доходах ее мужа - ФИО3, являющегося индивидуальным предпринимателем, за период с 01 июля по 31 августа 2015 года, без которых исчислить среднедушевой доход невозможно.
Посчитав указанный отказ незаконным, 18 февраля 2016 года истица обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила взыскать задолженность по всем этим выплатам, при этом по ежемесячным выплатам задолженность в иске рассчитала за 4 месяца.
Разрешая спор, суд исходил из того, что требуемые истцом выплаты могут быть произведены только после проверки среднедушевого дохода семьи за предшествующие дате обращения три месяца. Но в связи с тем, что сведения о доходах супруга истицы от предпринимательской деятельности за период с 01 июля по 31 августа 2015 года не были предоставлены, то пришел к выводу о правомерности отказа ОГКУ «Центр социальных выплат» и отсутствии оснований для взыскания каких-либо денежных средств с ответчика.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о правомерности отказа ответчика.
Как следует из заявления истицы, она просила о назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты.
Размер, условия и порядок назначения и выплаты указанной денежной выплаты установлен Законом Костромской области от 19 июля 2005 года N 292-ЗКО "О государственной социальной помощи в Костромской области" в соответствии со ст. 6 которого получателями государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в виде денежных выплат или натуральной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области. Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи получателям, указанным в настоящей статье, в части, не определенной настоящим Законом, устанавливается постановлением администрации Костромской области.
Государственная социальная помощь оказывается каждому члену малоимущей семьи или малоимущему одиноко проживающему гражданину в виде денежной выплаты или натуральной помощи в размере 400 рублей один раз в год ( ст.7).
В статье 8 Закона указано, что государственная социальная помощь назначается на основании представленного в электронной либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявления опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Орган социальной защиты населения также вправе направить межведомственный запрос о представлении документов и информации, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы и информация.
В силу ст. 9 Закона орган социальной защиты населения может отказать заявителю в назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
В целях реализации указанного Закона администрация Костромской области своим постановлением № 448а от 5 ноября 2014 года утвердила Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, которым определен механизм назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат.
В п.3 Порядка указано, что в случае представления заявления о назначении государственной социальной помощи через областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" (его филиалы) или филиалы областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат" областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" (его филиалы), филиалы областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат" в течение 5 дней со дня подачи заявления о назначении государственной социальной помощи:
1) формируют личное дело заявителя путем осуществления межведомственных запросов о представлении документов и информации, необходимых для назначения государственной социальной помощи;
2) направляют личное дело заявителя в территориальный орган.
Пункт 4 предусматривает, что территориальный орган:
1) регистрирует заявление о назначении государственной социальной помощи, формирует личное дело заявителя путем осуществления межведомственных запросов о представлении документов и информации, необходимых для назначения государственной социальной помощи, - в случае обращения заявителя непосредственно в территориальный орган;
2) осуществляет расчет среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи";
3) в целях подтверждения сведений, указанных в заявлении о назначении государственной социальной помощи, вправе провести дополнительную проверку (комиссионное обследование);
4) принимает решение о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении по основаниям, предусмотренным Законом, и направляет заявителю уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя, а при проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) - не позднее чем через 30 дней после подачи заявления о назначении государственной социальной помощи;
5) направляет в областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат" личное дело заявителя и решение о назначении государственной социальной помощи для осуществления выплаты государственной социальной помощи.
Таким образом, отказано в назначении и выплате государственной социальной помощи может быть только при представлении заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При этом, указанные нормативные акты не содержат указаний на то, что заявитель обязан представлять какие-либо документы, кроме заявления. Напротив, личное дело заявителя должно быть сформировано либо ОГКУ «МФЦ» либо филиалом ОГКУ «ЦСВ» путем осуществления межведомственных запросов о представлении документов и информации, необходимых для назначения государственной социальной помощи.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на истице лежала обязанность предоставить сведения о доходах мужа и непредставление этих сведений могло послужить основанием к отказу выплаты государственной социальной помощи нельзя признать верными, поскольку на нее такая обязанность вышеуказанными нормативными актами не возложена.
В этой связи судебная коллегия не может согласиться с решением суда в данной части, оно подлежит отмене.
Однако, поскольку по существу вопрос о праве истицы на получение государственной социальной помощи в виде денежной выплаты ответчиком не рассматривался, ее личное дело не сформировано, то он должен быть передан на новое рассмотрение ответчика.
Не соглашается судебная коллегия и с решением суда в части признания правомерным отказа ответчика по не назначению истице единовременного пособия при первичном поступлении ФИО12 и ФИО11 в дошкольное образовательное учреждение.
Выплата указанного пособия предусмотрена Законом Костромской области от 21 июля 2008 года N 351-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области" в соответствии с которым это пособие предоставляется многодетной семье, среднедушевой доход которой не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Костромской области на момент обращения за назначением мер социальной поддержки.
В статье 4 Закона указано, что порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в виде социальных выплат, ежегодной, ежемесячной частичной денежной компенсации и единовременных пособий в Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 27 января 2009 года N 23-а утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в виде социальных выплат, ежегодной, ежемесячной частичной денежной компенсации и единовременных пособий в Костромской области. Как указано в этом Порядке, многодетным семьям в Костромской области выплачиваются единовременные пособия при первичном поступлении детей в дошкольные образовательные организации в размере 3000 рублей на ребенка на приобретение одежды и обуви (кроме детей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приемных семьях. Пунктом 8 ( в редакции, действующей на момент вынесения отказа) предусмотрено, что для назначения мер социальной поддержки многодетные семьи (далее - заявители) обращаются в филиал Центра или областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" (далее - МФЦ) по месту жительства.В перечень документов, необходимых для назначения мер социальной поддержки многодетным семьям, входят:заявление одного из родителей (законных представителей) с указанием способа доставки (почтой/через кредитную организацию) и реквизитов (в случае перечисления средств на счет кредитной организации). Форма заявления устанавливается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения;документ, удостоверяющий личность;свидетельства о рождении детей;свидетельство о регистрации брака или свидетельство о расторжении брака (при наличии);решение органа опеки и попечительства о передаче ребенка под опеку или попечительство (для детей, находящихся под опекой или попечительством) для предоставления мер социальной поддержки, указанных в подпунктах 2, 4 пункта 6
настоящего Порядка;договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (для детей, воспитывающихся в приемных семьях) для предоставления мер социальной поддержки, указанных в подпунктах 2, 4 пункта 6
настоящего Порядка;справка
лечебного учреждения, подтверждающая факт непосещения ребенком дошкольной образовательной организации, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (для получения ежемесячной социальной выплаты на питание ребенка, представляется ежегодно);(в ред. постановления
администрации Костромской области от 15.05.2014 N 209-а)справка
о поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию (для получения единовременного пособия при первичном поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию) или справка из образовательной организации о поступлении ребенка в 1-й класс (для получения единовременного пособия при первичном поступлении ребенка в 1-й класс общеобразовательной организации), заверенная подписью руководителя и печатью организации, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;справка об учебе ребенка в общеобразовательной организации (для получения ежемесячной социальной выплаты на проезд и питание ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, представляется ежегодно);решение суда об определении места жительства детей, в случае если брак был расторгнут;справка о составе семьи (сведения о зарегистрированных лицах);справки обо всех видах имеющихся доходов семьи в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" за три календарных месяца, предшествующих дате подачи заявления (представляются ежегодно).По выбору заявителя заявление и документы могут быть представлены посредством личного обращения, направления по почте или в электронном виде с использованием государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (при наличии технической возможности).Документы, указанные в абзацах 3-6, 9, 10, 12
настоящего пункта, представляются заявителями лично.Документы, указанные в абзацах 7, 8, 11, 13
настоящего пункта, запрашиваются специалистами Центра или МФЦ посредством межведомственного взаимодействия, в случае если они не представлены заявителем.Документы, указанные в абзаце 14
настоящего пункта, представляются заявителем лично, за исключением документов, запрашиваемых путем межведомственного взаимодействия: справки о размере начисляемой пенсии, справки о получении (неполучении) пособия по безработице, справки о получении (неполучении) и размерах получаемых через органы социальной защиты населения, опеки и попечительства социальных выплат, сведений о размере социальных выплат застрахованного лица, справки о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, документа, содержащего сведения о суммах, взысканных по исполнительным производствам денежных средств (в случае если они не представлены заявителем).Копии документов, не заверенные в установленном законом порядке, представляются с предъявлением оригиналов. Пунктом 12 данного Порядка было предусмотрено, что основанием для отказа в назначении и выплате мер социальной поддержки многодетным семьям является представление заявителем неполного комплекта документов, указанных в абзацах абзацах 3-6, 9, 10, 12, 14
(за исключением документов, представляемых путем межведомственного взаимодействия) пункта 8 настоящего Порядка, или указание недостоверных сведений.
Таким образом, справка о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, должна была быть запрошена путем межведомственного взаимодействия, а потому судом вынесенный отказ ответчика в этой части необоснованно признан правильным, в связи с чем решение подлежит отмене, а вопрос о назначении пособий- направлению на новое рассмотрение ответчика. Не может судебная коллегия согласиться и в остальном с решением суда первой инстанции. Как видно из выплатных дел истицы, ей уже была назначена ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей и выплачивалась по октябрь 2015 года.
Размер, порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям в Костромской области определяются Положением о ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории Костромской области, и порядке ее предоставления, утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 29 июня 2012 года N 145 "О ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям в Костромской области".
Указанным положением ( в редакции, действующей на момент вынесения отказа) предусмотрено, что право на получение этой выплаты предоставляется матери на третьего ребенка или последующих детей (родных, усыновленных), родившихся после 31 декабря 2012 года в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже среднедушевого дохода населения, сложившегося в Костромской области за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой ( п.2).
Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается на третьего ребенка или последующих детей (родных, усыновленных), рожденных после 31 декабря 2012 года, до достижения ребенком возраста трех лет( п.4).
Ежемесячная денежная выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства:
смерть получателя ежемесячной денежной выплаты или ребенка, на которого назначена ежемесячная денежная выплата;
ограничение либо лишение родительских прав получателя ежемесячной денежной выплаты;
помещение ребенка, на которого назначена ежемесячная денежная выплата, на полное государственное обеспечение (за исключением детей, находящихся по социально-медицинским показаниям в специализированных учреждениях социального обслуживания, от которых не отказались родители);
превышение среднедушевого дохода семьи, величины среднедушевого дохода по Костромской области;
выбытие получателя ежемесячной денежной выплаты на постоянное место жительства за пределы Костромской области;
Предоставление ежемесячной денежной выплаты приостанавливается при непредставлении документов, подтверждающих доходы семьи, в соответствии с подпунктом 5 пункта 14.1 настоящего Положения, за исключением документов, указанных в абзацах четвертом-девятом пункта 14.3 настоящего Положения ( п.12.1).
При представлении справок о подтверждении доходов семьи выплата ежемесячной денежной выплаты возобновляется по заявлению заявителя, начиная с месяца, в котором были представлены документы.
В силу п.14.1 в перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, входят:
1) заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения в семье третьего ребенка или последующих детей.
Форма заявления устанавливается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) свидетельства о рождении всех детей в семье;
4) свидетельство о регистрации брака или свидетельство о расторжении брака (при наличии);
5) справки обо всех видах имеющихся доходов семьи в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" за три календарных месяца, предшествующих дате подачи заявления.
Справки, указанные в настоящем подпункте, представляются ежегодно;
6) справка о сроках прекращения выплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту проживания - в случае смены места проживания.
В соответствии с п.14.3 Положения по выбору заявителя заявление и документы могут быть представлены посредством личного обращения, направления по почте или в электронном виде с использованием региональной информационной системы "Единый портал Костромской области".
Документы, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 14.1 и подпункте 2 пункта 14.2 настоящего Положения, представляются заявителем лично.
Документы, указанные в подпункте 5 пункта 14.1 настоящего Положения, представляются заявителем лично, за исключением следующих документов, запрашиваемых путем межведомственного взаимодействия:
справки о размере начисляемой пенсии;
справки о получении (неполучении) пособия по безработице;
справки о получении (неполучении) и размерах получаемых через органы социальной защиты населения, опеки и попечительства социальных выплат;
сведений о размере социальных выплат застрахованного лица;
справки о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
документа, содержащего сведения о суммах, взысканных по исполнительным производствам денежных средств.
Документы, указанные в подпунктах 3, 4, 6 пункта 14.1 и подпункте 1 пункта 14.2 настоящего Положения, запрашиваются специалистами Центра посредством межведомственного взаимодействия.
Таким образом, указанная выплата не могла быть приостановлена в связи с не предоставлением истицей справки о доходах мужа, являющегося индивидуальным предпринимателем. Она должна была быть запрошена специалистами Центра посредством межведомственного взаимодействия.
Однако, как следует из выплатного дела, такой запрос оформлен не был.
В этой связи выводы суда о законности отказа ответчика в этой части ошибочны.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сведений об изменении дохода семьи материалы выплатного дела не содержат, решение суда в этой части подлежит отмене, а на ответчика следует возложить обязанность произвести истице выплату ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям в Костромской области за четыре месяца ( как того просила истица в исковом заявлении), т.е. за ноябрь, декабрь 2015 года и январь, февраль 2016 года.
Не может согласиться судебная коллегия и с решением суда об отказе в удовлетворении остальной части иска.
Как видно из выплатных дел истицы, ранее ей также уже было назначено ежемесячное пособие на всех четверых детей, а также предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты на проезд и питание ФИО10, обучающегося в общеобразовательной организации, на лекарственное обеспечение ФИО12, и частичная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Последний раз эти выплаты произведены в октябре 2015 года.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка предусмотрен как Законно Костромской области « О ежемесячного пособия на ребенка в Костромской области», так и Порядком назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Костромской области, утвержденным постановление администрации Костромской области от 27 января 2009 года № 22-а.
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Костромской области, установленного на момент обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
При этом, ни вышеуказанный Закон, ни Порядок не содержат срока, на который назначается пособие, а также не предусматривают оснований для продления либо приостановления его выплаты и отказа в этом.
Пункт 23 Порядка указывает лишь на то, что получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан своевременно извещать Центр о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров ежемесячного пособия на ребенка или прекращение их выплаты.
Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
Получатель ежемесячного пособия на ребенка представляет ежегодно до 31 декабря текущего года справки о подтверждении доходов семьи.
В пункте 24 Порядка указано, что суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с недостоверными сведениями, непредставления данных, влияющих на право назначения пособий, исчисление их размеров, удерживаются с текущей выплаты, о чем Центр в течение 5 дней со дня обнаружения излишне выплаченных денежных средств уведомляет получателя письменно с указанием причин.
При невозможности зачесть излишне выплаченные денежные средства в счет будущих платежей Центр уведомляет получателя о необходимости добровольного возврата денежных средств в течение 3 месяцев, а в случае отказа взыскивает денежные средства в судебном порядке.
Таким образом, выплата данного пособия производиться с момента назначения до достижения ребенком возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет), а его получатель обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, в течении трех месяцев, с момента наступления этих обстоятельств и представить ежегодно до 31 декабря текущего года справки о подтверждении доходов семьи.
При таких обстоятельствах выводы суда о правомерности отказа в выплате ежемесячного пособия на детей нельзя признать верными.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что изменение дохода семьи не произошло, исковые требования истца о выплате ей ежемесячного пособия за четыре месяца, а именно с ноября 2015 года по февраль 2016 года включительно подлежат удовлетворению, но не на четверых детей, а на троих, т.к. ФИО9 достигла возраста 16 лет и окончила школу.
По этим же основаниям не могло быть отказано и в удовлетворении требований о выплате ранее назначенных мер социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты на проезд и питание ФИО10, обучающегося в общеобразовательной организации, на лекарственное обеспечение ФИО12, и частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в виде социальных выплат, ежегодной, ежемесячной частичной денежной компенсации и единовременных пособий в Костромской области, утвержденный постановлением администрации Костромской области от 27.01.2009 N 23-а также не предусматривает ни срока, на который назначаются меры, ни оснований для продления либо приостановления их выплаты и отказа в этом.
В силу вышеизложенного выводы суда о правомерности отказа ответчика в связи с непредставлением истицей сведений о доходах супруга, нельзя признать верными, поскольку они противоречат положениям действующих на момент вынесения отказа нормативных актом.
При этом выводы суда о том, что и при направлении запроса получить эти сведения ответчик бы не смог, в силу того, что декларация о доходах за 3 квартал 2015 года была сдана ФИО3 только 19 октября 2015 года, не опровергают вышеуказанного вывода, поскольку это не исключает обязанности специалиста центра направить этот запрос.
И, кроме того, судебная коллегия отмечает, что все поступившие 12 октября 2015 года из ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» в ОГКУ «Центр социальных выплат» заявления истицы рассматривались специалистом Центра, согласно виз на заявлениях, 19 октября 2015 года, когда декларация уже была сдана в ИФНС.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 июня 2016 года отменить.
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ОГКУ «Центр социальных выплат» от 21 октября 2015 года в продлении ФИО1 выплаты:
-ежемесячного пособия на детей,
-ежемесячной социальной выплаты на проезд и питание ФИО10, обучающегося в общеобразовательной организации,
- на лекарственное обеспечение ФИО12,
- частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
- ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в семье,
Обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» произвести эти выплаты за ноябрь 2015 года - февраль 2016 года.
Признать незаконным отказ ОГКУ «Центр социальных выплат» от 21 октября 2015 года в назначении и выплате ФИО4 А,П.
- единовременного пособия при первичном поступлении ФИО12 и ФИО11 в дошкольные образовательные организации,
- государственной социальной помощи в виде денежной выплаты.
Обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» рассмотреть заявления ФИО1 о назначении вышеуказанных мер социальной поддержки, государственной социальной помощи по существу в порядке, действующем установленными законодательными актами.
Председательствующий:
Судьи: