РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-170
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.И.Куликовой
судей И.Н.Овсянниковой, Е.П.Иском
при секретаре Н.В.Владимировой
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2014 года гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Хабаровскому краю в лице Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения представителя Правительства Хабаровского края Пак Ю.В., помощника Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Семеновой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Хабаровскому краю в лице Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указал, что проведенной Хабаровской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в настоящее время на о. Большой Уссурийский имеется два населенных пункта – п. Уссурийский (входит в состав муниципального образования г. Хабаровск) и <...> (бывший военный городок, входит в состав муниципального образования Хабаровский муниципальный район Хабаровского края). Как установлено выездной проверкой, в настоящее время в данных населенных пунктах оборудованные вертолетные посадочные площадки для нужд санитарной авиации отсутствуют. Сообщение с данными населенными пунктами в летний период времени осуществляется водным транспортом (п.Уссурийский) и с помощью понтонного моста, устанавливаемого Министерством обороны РФ (бывший военный городок). Дороги между указанными населенными пунктами в настоящее время не имеется. В зимний период времени организуется ледовая переправа. В период после закрытия навигации осенью и до открытия зимней ледовой переправы, а также в весенний период до открытия навигации, медицинская эвакуация больных с острова Большой Уссурийский осуществляется санитарной авиацией. Как установлено проверкой, в рамках полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Губернатором Хабаровского края, по итогам поездки на остров Большой Уссурийский ДД.ММ.ГГГГ, дано поручение о решении вопроса выбора места и строительства вертолетной посадочной площадки на острове Большой Уссурийский. В ДД.ММ.ГГГГ министерством промышленности и транспорта Хабаровского края согласовано задание на разработку инженерно-геодезических изысканий, проектной, рабочей и сметной документации объекта «Вертолетная площадка в п.Уссурийский в Индустриальном районе г.Хабаровска». Министерством имущественных отношений Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № «О предварительном согласовании краевому государственному казенному учреждению «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» места размещения объекта: «Вертолетная площадка в п.Уссурийский» в Индустриальном районе города Хабаровска». Согласованный участок находится в № метрах по направлению на северо-запад от ориентира нежилое здание (адрес ориентира <адрес> Однако, выбранный земельный участок расположен на удалении от населенного пункта и в зимний период времени потребует расчистки дороги до вертолетной площадки. Нахождение посадочной площадки на удалении от населенного пункта снижает в зимний период доступность и своевременность оказания скорой медицинской помощи больным и пострадавшим, роженицам, нуждающимся в экстренной стационарной помощи. Конкурс на проектирование по данному объекту до настоящего времени не объявлен. Строительство вертолетной площадки в населенном пункте <адрес> в настоящее время не запланировано. Отсутствие оборудованных вертолетных площадок для нужд санитарной авиации на острове Большой Уссурийский влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание скорой медицинской помощи, так как на острове расположены два населенных пункта (пос. Уссурийский с населением около № человек и <адрес> с населением около № человек), а также садоводческие общества жителей г. Хабаровска, сенокосные и пахотные угодья сельхозпредприятий Хабаровского района, на которых работают жители Хабаровского района Хабаровского края. На основании изложенного Хабаровский транспортный прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства Хабаровского края по подготовке и оснащению вертолетных посадочных площадок на острове Большой Уссурийский Хабаровского края. Обязать Правительство Хабаровского края принять меры по обеспечению подготовки и оснащению посадочных площадок в п. Уссурийский и в населенном пункте <адрес>, расположенных на острове Большой Уссурийский Хабаровского края, для выполнения полетов воздушных судов санитарной авиации для осуществления специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи. Установить срок исполнения решения суда.
В ходе рассмотрения дела прокурором исковые требования были уточнены: просил суд обязать Правительство Хабаровского края принять меры по обеспечению подготовки и оснащению посадочных площадок в соответствии с разделом 3 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Министра транспорта Российской Федерации от 04.03.2011 № в п. Уссурийский и в населенном пункте <адрес>, расположенных на острове Большой Уссурийский Хабаровского края, для выполнения полетов воздушных судов санитарной авиации. В остальной части требования оставил без изменения.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 октября 2013 года исковые требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Хабаровскому краю в лице Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Правительства края ФИО1 не согласен с мотивировочной частью решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 октября 2013 года, поскольку мотивировочная часть решения содержит несоответствие выводов суда положениям действующего законодательства, при принятии решения судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что обязанность Правительства края по оснащению вертолетных площадок ни федеральным законом, ни краевым актом не предусмотрена. Кроме того, правоотношения по строительству и оборудованию вертолетных площадок регулируются не законодательством об охране здоровья граждан, а нормами, устанавливающими требования к безопасности полетов. Законодательство в области авиации не возлагает обязанности на органы исполнительной власти края субъекта РФ по строительству и оснащению вертолетных площадок. Просит изменить решение суда, исключив из его мотивировочной части выводы суда: об отнесении финансирования по оборудованию вертолетных площадок для нужд санитарной авиации к расходным обязательствам <адрес> (абз. 5 стр. 6 решения); о незаконности бездействия <адрес> по оборудованию вертолетных площадок на острове Большой Уссурийский (абз. 6 стр. 6 решения); о признании несостоятельной ссылки <адрес> на то, что оборудование вертолетных площадок является правом, а не обязанностью исполнительного органа (абз. 7 стр. 6 решения). В остальной части решение просит оставить без изменения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что полеты санитарной авиации на о. Большой Уссурийский производились ОАО «Авиакомпания «Восток» на посадочные площадки подобранные с воздуха – в ДД.ММ.ГГГГ - 1 полет, в ДД.ММ.ГГГГ – 5 полетов, в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ – 2 полета. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на станции скорой медицинской помощи поступали вызовы от граждан, находившихся на территории острова Большой Уссурийский – <адрес> – № вызовов, <адрес> – № вызовов. По сведениям, полученным в КГКУЗ «Хабаровский территориальный центр медицины катастроф», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнено 15 вылетов по срочным санитарным заданиям, в том числе, в ДД.ММ.ГГГГ имел место один случай переноса вылета воздушного судна по срочному санитарному заданию на светлое время суток.
Довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрена обязанность Правительства Хабаровского края по строительству и оснащению вертолетных площадок, является необоснованным, поскольку Постановлением Правительства Хабаровского края от 5 мая 2012 г. N 146-пр «Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края" утвержден Перечень основных мероприятий Государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края». В п. 1.6 указанного Постановления предусмотрено строительство вертолетной площадки на о. Большой Уссурийский (Чумка), в связи с несвоевременным оказанием медицинской помощи, отсутствием авиасообщения с краевым центром.
Таким образом, судебная коллегия признает обоснованной ссылку суда первой инстанции на статью 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), поскольку Правительство Хабаровского края утверждая указанную Программу руководствовалось именно этой нормой права, что также отражено в Программе.
Однако судебная коллегия не может согласить с выводом суда первой инстанции о незаконности бездействия Правительства Хабаровского края по строительству и оборудованию вертолетной площадки на о. Большой Уссурийский, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало законодательное закрепление обязанности по строительству данной вертолетной площадки.
Более того, после утверждения Программы, в ДД.ММ.ГГГГ министерством промышленности и транспорта Хабаровского края согласованно задание на разработку инженерно-геодезических изысканий, проектной, рабочей и сметной документации объекта «Вертолетная площадка в п. Уссурийский в Индустриальном районе г. Хабаровска».
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Хабаровского края издано распоряжение № «О предварительном согласовании краевому государственному казенному учреждению «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» места размещения объекта: «Вертолетная площадка в п. Уссурийский» в Индустриальном районе города Хабаровска».
Тем не менее, данное обстоятельство не является основанием к отмене решения суда.
При разрешении заявленных требований судом первой инстанции учтено крупномасштабное наводнение в Хабаровском крае и затопление (подтопление) территории о. Большой Уссурийский, эвакуация местного населения, что является общеизвестным обстоятельством, не подлежащим доказыванию.
Руководствуясь п. 7 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» суд пришел к выводу о нецелесообразности в настоящее время строительства вертолетной площадки на о. Большой Уссурийский и необоснованности требований Хабаровского транспортного прокурора, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
Требование апелляционной жалобы об исключении из мотивировочной части решения выводов суда не подлежит удовлетворению, поскольку полномочия суда апелляционной инстанции определены положениями ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, исключение выводов суда из мотивировочной части решения к ним не отнесено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 октября 2013 года по гражданскому делу по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Хабаровскому краю в лице Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным,обязании совершить определенные действия оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий: И.И.Куликова
Судьи: И.Н.Овсянникова
Е.П.Иском