ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1703/2015 от 21.07.2015 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Парамонов С.П. Дело № 33-1703/2015

Докладчик Тамаров Ю.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Екония Г.К.

судей Ганченковой В.А.

Тамарова Ю.П.

при секретаре Косолаповой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июля 2015 г. в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Управления ФСКН России по Республике Мордовия на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2015 г.

Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия

установила:

Антонов А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления ФСКН России по Республике Мордовия по возврату ему заявления с приложенными документами о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, понуждении принять к рассмотрению его заявление с приложенными документами, понуждении заявителя представить в жилищную комиссию заявление с прилагаемыми документами.

В обоснование своих требований указал, что он проходит службу прапорщиком полиции в Управлении ФСКН России по Республике Мордовия.

В органах наркоконтроля работает с 2003 года.

Принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

Одновременно с заявлением прилагаются документы, которые предусмотрены пунктами «а»-«л» пункта 5 Правил.

19 февраля 2015 г. он обратился с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. К заявлению были приложены все необходимые документы.

Письмом от 16 марта 2015 г. № 2179, подписанным председателем жилищной комиссии Красоткиным А.А., Управление ФСКН России по Республике Мордовия возвратило заявление и все прилагаемые документы, по тем основаниям, что все справки должны быть действительны на момент подачи документов.

С решением жилищной комиссии Управления ФСКН России по Республики Мордовия о возврате документов не согласен, считает такое решение незаконным и необоснованным.

В связи с этим просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии Управления ФСКН России по Республике Мордовия по возврату Антонову А.А. заявления от 19 февраля 2015 г. № 1464 с прилагаемыми документами о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», обязать председателя жилищной комиссии Управления ФСКН России по Республике Мордовия устранить в полном объёме допущенное нарушение и принять к рассмотрению вышеуказанное заявление Антонова А.А. с прилагаемыми документами; в случае удовлетворения заявленных требований, в целях полного и своевременного исполнения судебного постановления просил суд обязать его - Антонова А.А., после вступления решения суда в законную силу представить в жилищную комиссию Управления ФСКН России по Республике Мордовия заявление от 19 февраля 2015 г. № 1464 с прилагаемыми документами (л.д. 1-8).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2015 г. заявление удовлетворено частично и судом постановлено:

признать незаконным решение жилищной комиссии Управления ФСКН России по Республике Мордовия по возврату Антонову А.А. заявления от 19 февраля 2015 г. № 1464 с прилагаемыми документами о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»;

обязать председателя жилищной комиссии Управления ФСКН России по Республике Мордовия принять к рассмотрению заявление Антонова А.А. с прилагаемыми документами о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», в случае обращения Антонова А.А. с таким заявлением;

в остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Распределяя судебные расходы, суд постановил о взыскании с Управления ФСКН России по Республике Мордовия в пользу Антонова А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 156-160).

В апелляционной жалобе начальник управления Бибишев А.Ф. просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что: жилищная комиссия Управления ФСКН России по Республике Мордовия не имеет полномочий для рассмотрения заявлений о постановке на учёт сотрудников для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369; к заявлению Антонова А.А. были приложены ни все документы; с управление незаконно взыскана государственная пошлина, так как оно освобождено от её уплаты (л.д. 163-166).

В судебное заседание Антонов А.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель Управления ФСКН России по Республике Мордовия Овчинникова Т.И. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, Антонов А.А. проходит службу прапорщиком полиции в Управлении ФСКН России по Республике Мордовия. В органах накроконтроля с 2003 года.

19 февраля 2015 г. Антонов А.А. обратился в жилищную комиссию Управления ФСКН России по Республике Мордовия с заявлением о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».

К заявлению были приложены следующие документы:

подлинник описи документов;

подлинник сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику ФСКН России и членам его семьи;

подлинник подписки Антонова А.А. о требованиях п.п. «г» п. 15 Правил предоставления единой социальной выплаты;

подлинник заявления о том, что информация при подаче заявления не изменялась им и членами семьи;

заверенная копия паспорта Антонова А.А.;

заверенная копия послужного списка Антонова А.А.;

копия справки об общей продолжительности службы Антонова А.А.;

заверенная копия свидетельства о расторжении брака между Антоновым А.А. и ФИО12.;

копия домовой книги для регистрации граждан, проживающих <адрес> (подлинник был представлен специалисту принимавшему заявление и прилагаемые документы);

подлинник справки о регистрации по месту жительства Антонова А.А.;

подлинник справки о регистрации Антонова А.А.;

подлинник выписки лицевого счёта по адресу: <адрес>;

заверенная копия финансово-лицевого счёта № 1318;

подлинник справки БТИ за период с 01 января 1998 г. по 31 января 1998 г.;

подлинник уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 10 февраля 2015 г.;

подлинник выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объектов недвижимого имущества от 10 февраля 2015 г.;

копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования Антонова А.А. (подлинник был представлен специалисту принимавшему заявление и прилагаемые документы);

подлинник справки об отсутствии задолженности по лицевому счёту <данные изъяты>;

подлинник справки о произведении оплаты за природный газ и отсутствии задолженностей;

подлинник лицевого счёта от 16 февраля 2015 г. об отсутствии задолженности водоотведению;

подлинник лицевого счёта от 16 февраля 2015 г. об отсутствии задолженности водоснабжению;

нотариально заверенная копия свидетельства о рождении Антонова Е.А. подлинник справки № 3966 о прописке Антонова Е.А.

Письмом от 16 марта 2015 г. № 2179, подписанным председателем жилищной комиссии Красоткиным А.А., Управление ФСКН России по Республике Мордовия возвратило заявление и все прилагаемые документы, по тем основаниям, что все справки должны быть действительны на момент подачи документов.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что отсутствовали основания для возврата заявления Антонова А.А.

Данный вывод суда основан на правильном применении закона.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются указанные в этом пункте документы.

Согласно пункту 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Таким образом, данные Правила не предусматривают возможность возврата заявления.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что жилищная комиссия Управления ФСКН России по Республике Мордовия не имеет полномочий для рассмотрения заявлений о постановке на учёт сотрудников для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, а также о том, что к заявлению Антонова А.А. были приложены ни все документы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что с управления незаконно взыскана государственная пошлина, так как оно освобождено от её уплаты, отклоняются, поскольку основаны на неправильном истолковании закона.

Управление в силу закона освобождено от уплаты государственной пошлины, но не освобождено от уплаты судебных расходов.

Согласно решению суда с управления были взысканы судебные расходы, которые понёс заявитель, а не государственная пошлина в соответствующий бюджет.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления ФСКН России по Республике Мордовия – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Г.К. Екония

судьи В.А. Ганченкова

Ю.П. Тамаров