ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1705/18 от 26.03.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 33-1705/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф. и Сусловой Н.А.

при секретаре Красавцевой Т.Л.

рассмотрела в судебном заседании 26 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе Койдана Р.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 февраля 2018 года, по которому

иск Койданаа Р.В. к Негосударственной коммерческой организации «Адвокатская палата Республики Коми» о признании незаконным решения Совета Адвокатской палаты Республики Коми от 15 ноября 2017 года (протокол № 13), которым Койдану Р.В. отказано в приостановлении статуса адвоката, оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Койдана Р.В. и Барбира И.П. – представителя Негосударственной коммерческой организации «Адвокатская палата Республики Коми», судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Койдан Р.В. обратился в суд с иском к Негосударственной коммерческой организации «Адвокатская палата Республики Коми» (далее -НКО «Адвокатская палата Республики Коми») о признании незаконным решения Совета Адвокатской палаты Республики Коми от 15 ноября 2017 года, оформленного протоколом № 13, об отказе в приостановлении статуса адвоката, указав в обоснование требований, что 2 октября 2017 года он был назначен на должность государственной службы – референт Главы Республики Коми, в связи с чем 3 марта 2017 года обратился к ответчику с заявлением о приостановлении статуса адвоката на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», приложив приказ о назначении на должность государственной службы. Решением Совета Адвокатской палаты Республики Коми от 15 ноября 2017 года ему отказано в приостановлении статуса адвоката со ссылкой на то, что адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, поэтому назначение на государственную службу не является основанием для приостановления статуса адвоката. Полагает оспариваемое решение незаконным, противоречащим Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и нарушающим его права.

Определением Сыктывкарского городского суда от 19 января 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Главы Республики Коми и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми.

В судебном заседании истец на иске настаивал.

Представитель ответчика с иском не согласился.

Представители третьих лиц в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель НКО «Адвокатская палата Республики Коми» просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не усматривает.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 включен в реестр адвокатов Республики Коми под №11/406.

Приказом руководителя Администрации Главы Республики Коми "номер" от 2 октября 2017 года ФИО1 назначен на должность государственной службы категории «"должность" с 03 октября 2017 года (л.д. №).

Между руководителем Администрации Главы Республики Коми и ФИО1 2 октября 2017 года заключен служебный контракт "номер", по условиям которого ФИО1 принимает на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Республики Коми по должности "должность" на срок полномочий Главы Республики Коми ФИО2 (л.д. №).

ФИО1 3 октября 2017 года обратился в Совет Адвокатской палаты Республики Коми с заявлением о приостановлении статуса адвоката на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в связи с неспособностью адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности по причине назначения на должность "должность", приложив копию приказа "номер" (л.д. №).

Решением Совета Адвокатской палаты Республики Коми от 15 ноября 2017 года, оформленным протоколом №13, ФИО1 отказано в приостановлении статуса адвоката с указанием на то, что в силу пункта 3 статьи 1616 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» приостановление статуса адвоката влечет правовые последствия в виде приостановления действия гарантий, предусмотренных законом, но не запретов и ограничений, в то время как пунктом 1 статьи 2 указанного Федерального закона установлен прямой запрет адвокату занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Кроме того, назначение на должность не является основанием, безусловно свидетельствующим о невозможности адвоката исполнять профессиональные обязанности более 6 месяцев (л.д.6).

Установив указанные обстоятельства и дав им оценку применительно к положениям статьи 2, подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным, с чем судебная коллегия согласна.

Так, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката приостанавливается в связи с неспособностью адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности.

В соответствии с пунктами 3-5.1 статьи 16 указанного Федерального закона приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (пункт3); решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате (пункт 4); после прекращения действия оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен (пункт 5); решение совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката или об отказе в возобновлении статуса адвоката может быть обжаловано в суд (пункт 5.1).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что назначение адвоката на должность государственной службы влечет невозможность заниматься адвокатской деятельностью в связи с прямым запретом, установленным в статье 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, занимать должности государственной и муниципальной службы.

Суд первой инстанции правильно указал в решении, что под «неспособностью» адвоката исполнять профессиональные обязанности в смысле подпункта 2 пункта 1 статьи 16 указанного Федерального закона понимаются обстоятельства, не зависящие от воли адвоката, объективно препятствующие исполнению профессиональных обязанностей. В предусмотренный данной нормой права шестимесячный срок адвокат не теряет своего статуса, обладает им правомерно и основания для его прекращения отсутствуют.

В то же время вступление адвоката в трудовые отношения в качестве работника, назначение на должность государственной или муниципальной службы связано с волеизъявлением адвоката, его свободным выбором иного рода занятий в соответствии с конституционным правом, закрепленным в части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации.

Однако реализация данного права влечет в силу установленного в статье 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» запрета невозможность адвоката заниматься адвокатской деятельностью.

Поэтому назначение на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления не охватывается нормой подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и основанием для приостановления статуса адвоката не является.

В этой ситуации статус адвоката подлежит прекращению по заявлению адвоката на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 17 указанного Федерального закона.

Данный вывод подтверждается также ответом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 13 декабря 2017 года (л.д. №) и заключением Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, который рекомендовал отклонить поправку к проекту Федерального закона №320593-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предусматривавшую в качестве основания для приостановления статуса адвоката по подпункту 1 пункта 1 статьи 16 закона назначение на должность. В заключении Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству указано на то, что при действующей редакции Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случае назначения на должность статус адвоката прекращается (л.д. №).

В принятом в последующем Федеральном законе от 20 декабря 2004 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» данная поправка отсутствует.

Таким образом, законодатель исходит из того, что при назначении на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления статус адвоката подлежит прекращению, а не приостановлению.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал истцу в признании незаконным оспариваемого решения Совета Адвокатской палаты Республики Коми от 15 ноября 2017

Доводы апелляционной жалобы о праве адвоката при назначении на должность государственной или муниципальной службы приостановить свой статус на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» основаны, по мнению судебной коллегии, на ошибочном толковании закона и не могут быть приняты во внимание.

Ссылки в жалобе на научно-практические комментарии к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и решения судов других субъектов Российской Федерации, принятых по иным делам, несостоятельны.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-