Апелл. дело №33-1707/2015
Судья ФИО1
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июля 2015 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.,
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Реутовой Ю.В.
при секретаре Полохиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Ч. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 мая 2015 года, которым постановлено:
Признать за государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа К.1 право на жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить государственному гражданскому служащему Ямало-Ненецкого автономного округа К.1 в порядке очередности субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№ с ОАО «Сбербанк России» по программе «Приобретение строящегося жилья» по договору № от ДД.ММ.ГГГГ по уступке прав по договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Наумова И.В., объяснения представителя К.1 - Б., возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО
УСТАНОВИЛА:
К.1, действуя через своего представителя, обратилась в суд с иском к департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО (далее - департамент) о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа.
В обоснование иска указала, что является государственным гражданским служащим ЯНАО, была включена в список государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья. На основании заключенного с ООО «Квартал Дельта» договора об уступке прав по договору участия в долевом строительстве приобрела в собственность жилое помещение в г.Тюмень, однако в предоставлении жилищной субсидии ей было отказано по тем основаниям, что договор уступки права требования заключен с юридическим лицом, в то время как нормативный правовой акт ЯНАО предусматривает возможность предоставления жилищной субсидии при условии, если такой договор заключен с физическим лицом. Полагала данный отказ незаконным и нарушающим её права, поскольку по сути заключенный договор является договором участия в долевом строительстве, при наличии которого жилищная субсидия подлежит предоставлению.
Истец, извещенная надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала, просила дело рассмотреть в её отсутствие. Её представитель Б. иск поддержал.
Представитель департамента Ч. против иска возражал, полагая оспариваемый отказ законным, соответствующим нормативному правовому акту ЯНАО.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. В апелляционной жалобе представитель департамента просит решение суда отменить, полагая его принятым с нарушением положений регионального законодательства, регулирующего порядок предоставления жилищных субсидий государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, представитель истца - Б. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Истец, представитель ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также гарантирует каждому право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40 Конституции РФ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 44 Закона ЯНАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» от 29 марта 2005 года №26-ЗАО гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом или нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами автономного округа, предоставляются следующие дополнительные государственные гарантии:предоставление единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства автономного округа.
Порядок и условия предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья за счет средств окружного бюджета государственным гражданским служащим ЯНАО и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, урегулирован соответствующим Положением, утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 11 мая 2006 года № 222-А.
Принятие решений о включении (об отказе во включении) государственного гражданского служащего в список № 2 государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, об исключении его из списка, а также о предоставлении (отказе в предоставлении) жилищной субсидии входит в функции окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим ЯНАО (раздел II Положения об окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим ЯНАО, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО от 01 сентября 2005 года № 96-А).
Предоставление жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим автономного округа относится к полномочиям департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (п. 2.68 Положения о департаменте строительства и жилищной политики ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 08 июля 2010 года № 105-П).
Судом установлено, что истец включена в список № государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья за пределами ЯНАО.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Квартал Дельта» (участник долевого строительства) и К.1, К.2 (правопреемник) заключен договор № об уступке прав и обязанностей, по условиям которого участник долевого строительства уступил правопреемнику свои права и обязанности по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении двухкомнатной квартиры № в <адрес> (за исключением обязанности по оплате стоимости объекта, ввиду её исполнения участником).
Согласно пункту 1. договора цена уступки прав составила <данные изъяты> рублей, которые были выплачены истицей за счет собственных денежных средств и за счет средств, предоставленных ей ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору от 28 июля 2014 года по программе «Приобретение строящегося жилья».
Решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим ЯНАО от 06 марта 2015 года истцу отказано в предоставлении жилищной субсидии по тем основаниям, что в нарушение п.п. «в» пункта 1.3 Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим ЯНАО жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО от 11 мая 2006 года № 222-А, договор уступки прав по договору участия в долевом строительстве заключен с юридическим лицом.
Как видно из указанной нормы, жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилья является единовременной, разовой выплатой за весь период государственной гражданской службы, носит целевой характер и используется государственным гражданским служащим, лицом, замещающим государственную должность, только на определенные цели. В частности, жилищная субсидия может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, которые направлены заемщиком на оплату договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или договора уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, заключенного с физическим лицом, за исключением иных процентов, комиссий, штрафов и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (п.п.«в» п. 1.3 Положения).
Удовлетворяя требования истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилищной субсидии, суд первой инстанции правильно исходил из положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…», согласно которой ограничение на передачу гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, распространяется на те случаи, когда заключение таких договоров связано с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и не основано на договоре участия в долевом строительстве.
Из указанного следует, что в отличие от договора инвестирования, целью которого является получение или достижение полезного эффекта в результате капитальных вложений, целью договора участия в долевом строительстве является возникновение у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Из содержания заключенного между ООО «Партнер - Инвест» (застройщик) и ООО «Квартал Дельта» (участник долевого строительства) договора участия в долевом строительстве от 23 октября 2013 года, уступка прав и обязанностей по которому произошла от ООО «Квартал Дельта» К., не следует, что названный договор носит инвестиционный характер.
Напротив, указанный договор прошёл государственную регистрацию именно как договор участия в долевом строительстве.
В соответствии с п.1 статьи 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно п.1 статьи 384 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Анализируя положения указанных договоров, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в результате заключенного истцом договора уступки прав она стала стороной договора участия в долевом строительстве, в котором в качестве застройщика выступает ООО «Партнер-Инвест». При этом п.п.«в» п. 1.3 Положения предусматривает предоставление жилищной субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов, которые направлены заемщиком на оплату, в том числе договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Таким образом, поскольку в федеральном законодательстве не имеется ограничений на передачу гражданам прав путем уступки требования по договорам участия в долевом строительстве, заключенным с юридическими лицами с целью приобретения жилья, фактически истец является дольщиком по договору участия в долевом строительстве, а в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 11 мая 2006 года № 222-А, жилищная субсидия может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, которые направлены заемщиком на оплату договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, то суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу жилищную субсидию.
Отказ в предоставлении жилищной субсидии по формальным основаниям, с учетом лишь наименования заключенного договора, без установления фактически сложившихся отношений по приобретению жилья, нельзя признать правильным.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья \подпись\ И.В.Наумов