Судья: Красиева С.А.
Докладчик: Латушкина Е.В. Дело № 33-1709
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» февраля 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Латушкиной Е.В.,
судей Русиновой А.В., Ворожцовой Л.К.,
при секретаре в.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе О.
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 25 декабря 2012 года
по иску О. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права на внеочередное предоставление социального жилья,
У С Т А Н О В И Л А :
О. обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права на внеочередное предоставление социального жилья.
Свои требования мотивировала тем, что решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 13.03.2012г. постановлено выселить и снять ее с регистрационного учета из квартиры по <адрес> в срок 01.08.2012г.
Указывает, что, принимая данное решение, суд не учел того, что она является русско-узбекским беженцем и жертвой политических репрессий, впоследствии реабилитированной, не имеет возможности приобрести другое жилое помещение, в связи с чем имеет право на социальное обеспечение в виде получения жилого помещения.
Просила суд признать за ней, как вынужденным переселенцем и реабилитированной жертвой политических репрессий, право внеочередного предоставления социального жилья по норме предоставления 33 кв.м. в расчете на одного человека.
В судебном заседании О. на заявленном требовании настаивала.
Представитель ответчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 25 декабря 2012г. в удовлетворении исковых требований О. о признании за ней права на внеочередное предоставление социального жилья отказано.
В апелляционной жалобе О. с принятым по делу решением суда не согласна, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает на то, что суд необъективно, без учета фактических обстоятельств дела, на основе недопустимых и неотносимых доказательств принял по делу решение, которое является незаконным, поскольку вынесено не в защиту ее прав, с нарушением норм действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, О. (добрачная фамилия Ж.), ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, находилась на спецпоселении в Кемеровской области со своим отцом Ж., выселенным из Башкирской АССР в 1931г.
О. является реабилитированным лицом, что подтверждается бессрочным свидетельством А №, выданным 14.07.1999г. Управлением социальной защиты населения Администрации г.Анжеро-Судженска.
Согласно удостоверению № от 03.02.1998г. О. является вынужденным переселенцем. Переучет ею пройден 09.02.1999г.
Материалами дела установлено, что жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма О. не имеет.
Ранее, в связи с заключением брака, истица проживала и была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>. На основании решения суда от 13.03.2012г., вступившего в законную силу, О. и члены ее семьи выселены и сняты с регистрационного учета в данном жилом помещении.
С 04.03.1998г. О. с членами своей семьи в составе 3-х человек состояла на учете в администрации г.Анжеро-Судженск в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «вынужденный переселенец».
В 2008г. по заявлению О. она была переведена из очереди по категории «вынужденный переселенец» и включена в список на предоставление жилья по категории «реабилитированные».
Решением общественной жилищной комиссии от 30.12.2010г. на основании п. 15 ст.1 Закона Кемеровской области №129-ОЗ от 17.11.2006г. «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» О. исключена из списка реабилитированных, как лицо, не имеющее права на обеспечение жильем по указанной категории в г.Анжеро-Судженске.
В настоящее время О. состоит на учете в Администрации Анжеро-Судженского городского округа на улучшение жилищных условий в порядке общей очереди, на март 2012г. ее очередь - №.
Из материалов дела следует, что О. в обосновании заявленных требований ссылалась на то, что ей, как вынужденному переселенцу и реабилитированной жертвой политических репрессий, ответчик обязан предоставить жилое помещение вне очереди.
Статья 5 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" предусматривает порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Принимая решение об отказе О. в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, исследовав представленные по делу доказательства, подробный анализ которых приведен в мотивировочной части решения, оценив их в совокупности, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных истицей требованиях.
При этом, суд правильно указал, что истица на учете предоставления жилья как вынужденный переселенец не состоит, статус вынужденного переселенца не дает права лицу на получение жилого помещения вне очереди, к тому же, как следует из материалов дела, О. статуса вынужденного переселенца не имеет, поскольку с 1999г. не продлевала срок действия статуса в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Из анализа указанных положения закона следует, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечения жилыми помещениями. При этом, установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также ее общие правовые последствия, которые включают, в частности, восстановление в гражданстве Российской Федерации, в специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, предоставление единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, возвращение (или возмещение стоимости) утраченного в связи с репрессиями имущества (статьи 12-15,16.1).
Доказательств того, что на момент применения к истице репрессий она проживала в г.Анжеро-Судженске и имела жилое помещение, утратила жилье в г.Анжеро-Судженске именно в связи с репрессиями, а также, что она возвратилась именно на прежнее место жительства, в материалах дела не имеется.
Кроме того, с 2010г. истица исключена из списка реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в своем иске не просит восстановить ее на учете нуждающейся в жилых помещениях по указанной категории, учитывая также, что статус «реабилитированного лица» не предоставляет прав на предоставление жилого помещения вне очереди, в связи с чем выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования истицы являются обоснованными и законными.
Доводы апелляционной жалобы истицы о незаконности судебного решения не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О. – без удовлетворения.
Председательствующий Латушкина Е.В.
Судьи Русинова А.В.
Ворожцова Л.К.