ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-171 от 03.02.2016 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-171 судья Конных Т.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Рязань

3 февраля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Насоновой В.Н.,

судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,

при секретаре Сидорове А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Корягина В.А. на решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 27 октября 2015 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Корягина В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Рязани о взыскании расходов за переезд из районов Крайнего Севера отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г.Рязани Гурьянова А.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Корягин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Рязани о взыскании компенсации расходов за переезд из районов Крайнего Севера.

В обоснование иска истец указал, что он решил переехать вместе с женой из района Крайнего Севера в г.Рязань на постоянное место жительства. Его расходы на переезд вместе с перевозкой багажа из Республики Саха до г.Рязани составили <…> руб., из них: <…> руб. – стоимость перевозки багажа по маршруту Усть-Нера – Якутск, что подтверждается договором от 16.03.2015г., актом выполненных работ по договору перевозки груза, перевоз багажа осуществлен с 21.03.-01.04.2015г.; <…> руб. – стоимость перевозки багажа по маршруту Якутск – Рязань, что подтверждается ТТН от 17 марта 2015г., перевоз осуществлен с 16-17.03.2015г.; <…> руб. – стоимость проезда на маршрутном автобусе Усть-Нера – Якутск, проезд осуществлен 19-20.03.2015г.; <…> руб. – стоимость авиабилетов с учетом страхового сбора в сумме 700 руб. по маршруту Якутск – Москва, перелет осуществлен 22.03.2015г.; <…> руб. – стоимость маршрутного автобуса по маршруту Москва (аэропорт Домодедово) – Рязань, проезд осуществлен 22.03.2015г.

Истец являлся индивидуальным предпринимателем. 13.03.2015г. он подал заявление о прекращении своей деятельности в качестве ИП в Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по республике Саха (Якутия). 20.03.2015г. налоговый орган вынес решение о прекращении его деятельности в качестве ИП.

Истец обратился в Управление Пенсионного фонда России по г.Рязани с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера. Однако 22.06.2015г. ответчик вынес решение об отказе в выплате данных расходов.

Указанный отказ истец считает незаконным, поскольку уже с 13.03.2015г. он не вел свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, с 20.03.2015г. он официально не является индивидуальным предпринимателем, многие действия по переезду были осуществлены с 20.03.2015г., то есть с момента прекращения деятельности.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Корягин В.А. просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность, указав, что переезд начал 13.03.2015г., закончил его 01.04.2015г., после подачи им заявления о прекращении своей деятельности в качестве ИП, а согласно п.9 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.1994г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" государственная регистрация граждан в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации, все представленные им документы в пенсионный орган подтверждают обоснованность потраченных им сумм, подлежащих компенсации ему за переезд.

В письменных возражениях УПФР в городе Рязани просит решение оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции истец не явился, о слушании дела извещен, о причинах неявки не сообщил. На основании ч.3 ст.167 и ч.2 ст.327 Гражданского процессуального кодексе Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции поддержал возражения, изложенные в письменной форме, просил решение суда оставить без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из положений Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 31.12.2014) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее – Закон РФ № 4520-1), которым установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

В соответствии со ст.1 Закона РФ № 4520-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (ч.1).

В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем (ч.2).

Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (ч.3).

Согласно ч.1 ст.4 Закона РФ № 4520-1 гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя (ч.4 ст.4).

Частью 6 ст.35 Закона РФ № 4520-1 предусмотрено, что лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

В соответствии с ч.7 ст.35 этого же закона размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы права принято Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей", которым утверждены "Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей".

Эти Правила определяют размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсионеры), и членам их семей, находящимся на их иждивении, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям (далее соответственно - новое место жительства, компенсация).

Пунктом 15 названных Правил определены основания, по которым территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, отказывает в выплате компенсаций. К этим основаниям относится несоответствие сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям настоящих Правил, выявленное при их рассмотрении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пп. "а").

Проверяя законность отказа ответчика в выплате Корягину В.А. компенсаций расходов на переезд из районов Крайнего Севера, суд первой инстанции установил, что истец проживал и работал в качестве индивидуального предпринимателя в п.Усть-Нера Республики Саха (Якутия). С 02.03.2015г. он является получателем пенсии по старости. Согласно объяснениям истца и данным листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, уведомления о снятии с учета физического лица в налоговом органе деятельность Корягина В.А. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 20.03.2015г. Переезд из районов Крайнего Севера им начат 16.03.2015г., из районов Крайнего Севера он выехал 19.03.2015г., приехал в г.Рязань 22 марта 2015г. С 25 мая 2015г. он зарегистрирован по адресу: <…>.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на компенсацию на переезд из районов Крайнего Севера в соответствии с ч.6 ст.35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 31.12.2014) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", осуществляемую органами Пенсионного фонда РФ, имеют только неработающие пенсионеры.

На момент переезда в силу п.1 ст.23 ГК РФ, ч.1 ст.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п.9 ст.22.3 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Корягин В.А. являлся работающим пенсионером и в соответствии с ч.4.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.5 ст.35 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 31.12.2014) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация за переезд лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, к которым относился и истец, осуществляется работодателем в размере, на условиях и в порядке, установленным работодателем.

Права на получение единовременной компенсации на переезд из районов Крайнего Севера за счет средств федерального бюджета, выплачиваемой Пенсионным фондом, предусмотренной ч.6 ст.35 Закона РФ № 4520-1, истец не имеет.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и повторяют позицию истца в суде первой инстанции, которой дана оценка в судебном решении. Правовых оснований для пересмотра этой оценки и отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Доводы жалобы о неприменении судом п.9 Указа Президента РФ от 08.07.1994г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный нормативный акт утратил силу с 1 января 2004г. в силу Указа Президента РФ № 1410 от 28 ноября 2003г., и не может быть применен по настоящему спору.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 27 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Корягина В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи