ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1710/2016 от 16.02.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Балакирева А.Ю. Дело № 33-1710/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2016 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Секериной О.И.,

судей Тарасовой О.Н., Решетниковой И.Ф.,

при секретаре Ретунской Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам, третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (далее Главтрудсоцзащита) на решение Каменского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2015 года по делу

по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по городу Камень–на–Оби, Каменскому и Крутихинскому районам о признании приказов о выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы и о выплате ежемесячного денежного поощрения незаконными, возложении обязанности установить надбавки и произвести перерасчет денежного содержания в связи с установленными надбавками с ДД.ММ.ГГ с уплатой процентов, компенсации морального вреда,

Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 с ДД.ММ.ГГ занимает должность ведущего специалиста отдела социальных выплат управления социальной защиты населения по городу Камень – на – Оби, Каменскому и Крутихинскому районам в связи с реорганизационными мероприятиями Управления социальной защиты населения по Каменскому району и сокращением ранее занимаемой ею должности заместителя начальника управления социальной защиты населения по Каменскому району (приказ от ДД.ММ.ГГ Управления социальной защиты населения по г. Камень – на – Оби, Каменскому и Крутихинскому районам ***-л).

Приказом начальника Управления социальной защиты населения по городу Камень–на–Оби, Каменскому и Крутихинскому районам от ДД.ММ.ГГ***г-л «О выплате ежемесячного денежного поощрения» ФИО1 с ДД.ММ.ГГ установлено ежемесячное денежное поощрение к должностному окладу в размере 0,15 до ДД.ММ.ГГ, размер которого может быть увеличен или уменьшен на основании приказа начальника управления.

Приказом начальника Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам от ДД.ММ.ГГ***г-л «О выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы» ФИО1 с ДД.ММ.ГГ установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в процентах) в размере 10 до ДД.ММ.ГГ, размер которой может быть уменьшен на основании приказа начальника управления.

С названными приказами ФИО1 ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Камень-на –Оби, Каменскому и Крутихинскому районам,, уточнив требования в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать незаконным приказ Управления социальной защиты населения по городу Камень–на–Оби, Каменскому и Крутихинскому районам ***г-л от ДД.ММ.ГГ «О выплате ежемесячного денежного поощрения»; признать незаконным приказ Управления социальной защиты населения по городу Камень–на–Оби, Каменскому и Крутихинскому районам ***г-л от ДД.ММ.ГГ «О выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы»; обязать ответчика установить ей надбавку за особые условия государственной гражданской службы в размере 90% должностного оклада и ежемесячное денежное поощрение в размере 2,05 оклада; обязать ответчика произвести перерасчет денежного содержания истца с учетом ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы в размере 90% должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 2,05 должностного оклада с уплатой процентов в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что одновременно с подписанием контракта и изданием приказа о переводе, работодателем были изданы оспариваемые приказы, регулирующие ежемесячное денежное содержание государственного гражданского служащего, в том числе: приказ ***г-л «О выплате ежемесячного денежного поощрения», в соответствии с которым установлена надбавка в размере 0,15 должностного оклада ежемесячно, приказ ***г–л «О выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы», в соответствии с которым установлена надбавка в размере 10% должностного оклада ежемесячно. Указанные надбавки установлены с ДД.ММ.ГГ, и выплачиваются ежемесячно, пропорционально отработанному времени. С данными приказами она не согласна, как не согласна и с начислениями, произведенными на основании указанных приказов, поскольку в соответствии с ее служебным контрактом, денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада в размере <данные изъяты> и месячного оклада, согласно классному чину в размере <данные изъяты>., которые составляют оклад месячного содержания государственного гражданского служащего, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет гражданской службы в размере 30%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда государственной гражданской службы в размере до 90% должностного оклада, выплачиваемой согласно приказу начальника управления, ежемесячного денежного поощрения в размере до 2.05 должностного оклада, выплачиваемого согласно приказу начальника управления, других несистематических выплат, указанных в п. 1.2 раздела 4 служебного контракта. Кроме того, денежное содержание государственного служащего регулируется Положением «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих Управления социальной защиты населения по городу Камень–на–Оби, Каменскому и Крутихинскому районам, утвержденным приказом начальника Управления от ДД.ММ.ГГ***а-о (далее – Положение о стимулировании).

Согласно разделу 2 Положения о стимулировании, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается персонально на календарный год в следующих размерах: по должностям младшей группы до 60%, должностям старшей группы, к которым относится занимаемая ею должность, до 90%. Размер надбавки может быть увеличен либо уменьшен при изменении степени сложности и напряженности работы, при этом, указываются конкретные основания, по которым размер надбавки увеличивается или уменьшается.

Ежемесячное денежное поощрение, в соответствии с разделом 3 Положения о стимулировании устанавливается пропорционально отработанному времени и не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер поощрения зависит от выполнения государственным гражданским служащим служебных обязанностей, личного трудового вклада в результаты деятельности. Считает, что изданные начальником Управления приказы ***г–л «О выплате ежемесячного денежного поощрения», «О выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы» являются незаконными, так как не соответствуют размерам надбавок и поощрений, установленных служебным контрактом и Положением о стимулировании.

Исходя из буквального толкования служебного контракта и Положения о стимулировании, ей должна была быть установлена надбавка за особые условия гражданской службы в размере 90 %, а последующее ее снижение возможно на основании приказа начальника Управления с указанием конкретных оснований. Снижение размера надбавки за особые условия гражданской службы не обусловлено степенью сложности и напряженности работы, конкретные основания, по которым размер надбавки снижен, не указаны.

Ежемесячное денежное поощрение также необоснованно снижено, поскольку все служебные обязанности исполняются ею в полном объеме. Кроме того, фактически произведенные выплаты не соответствуют указанным в приказах, а выплата надбавки за особые условия гражданской службы не производилась вовсе. Ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы установлена федеральным законом в размере до 200% (п. 2 ч. 5 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и до 90% для старшей группы должностей (п. 2 ч. 6 ст. 15 Закона Алтайского края №78–ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края»). То есть, максимальный размер для специалистов старшей группы должностей установлен в размере 90% должностного оклада. Поскольку выплата данной надбавки обязательна, представитель нанимателя не может самостоятельно определять минимальный ее размер, снизив до значения, близкого к нулю, что противоречило бы самому смыслу установления надбавки. Поскольку законодательно нижний предел не установлен, гражданскому служащему старшей группы должностей подлежит выплате надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 90% должностного оклада. Её размер может быть снижен лишь при наличии конкретных оснований, которые в приказах начальника не указаны и которых нет фактически.

В Указе Президента Российской Федерации «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25.07.2006 № 763, регулирующем, соответственно, денежное содержание федеральных госслужащих, в п. 5 установлен минимальный размер доплаты за особые условия труда должностям старшей группы в 60%, данный нормативный акт должен применяться к регулированию сходных правоотношений в сфере гражданской службы Алтайского края и определять ежемесячный размер надбавки от 60% до 90%. Ежемесячное поощрение установлено законом Алтайского края в размере до 2,05 должностного оклада (подп. г п. 5 ч. 6 ст. 15 ЗАК). Размер поощрения устанавливается представителем нанимателя, в данном случае определен Положением о стимулировании, в котором указывается, что его размер зависит от выполнения государственным гражданским служащим служебных обязанностей, личного трудового вклада в общие результаты деятельности. Основными критериями при этом являются: добросовестное и качественное исполнение обязанностей, высокие личные показатели; своевременное выполнение распоряжений, приказов и указаний вышестоящих руководителей; качественное и своевременное предоставление информации и сведений вышестоящим руководителям. Выплаты денежного содержания производятся 1 числа месяца, следующего за оплачиваемым. Соответственно, последним, днем, следующим после установленного дня выплаты, в каждом случае будет 2 число следующего месяца, с которого и подлежит выплата процентов в порядке ст. 236 ТК РФ.

Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в 20 000 руб., учитывая не только несвоевременные выплаты, но и намеренное снижение размера выплат, создание заведомо неравных условий денежного содержания гражданским служащим аналогичных должностей и группы должностей. Истец испытывает моральные страдания, поскольку вынуждена выполнять объем работы, сопоставимый с объемом работ других служащих, замещаемых должности старшей группы должностей, но при этом ощущать на себе дискриминацию. Кроме того, сама недоплата денежных средств создала трудное финансовое положение в ее семье, поскольку оплата ее труда снизилась вдвое.

В судебном заседании истец ФИО1, её представитель А.С. поддержали заявленные требования.

Представители ответчика П.К., Н.В. возражали против удовлетворения иска, пояснив, что оспариваемые истцом приказы являются законными, принятыми в соответствии с действующим законодательством, регулирующим прохождение государственной гражданской службы и локальными нормативными актами.

Представитель третьего лица Главтрудсоцзащита в письменном отзыве на иск возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что размер денежного содержания ФИО1 установлен в соответствии со ст.15 Закона Алтайского края от 28.10.2005 №78-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края» и Указа Губернатора Алтайского края от 16.04.2013 №13. В служебном контракте предельные (максимальные) размеры ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений установлены в соответствии с законом Алтайского края. В силу ч.7 ст.15 Закона Алтайского края представитель нанимателя имеет право самостоятельно определять размер указанных дополнительных выплат в виде ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения, предельные размеры которых могут составлять соответственно не более 90% и 2,05% должностного оклада для старшей группы должностей государственных гражданских служащих Алтайского края. С учетом Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам, утвержденного приказом от 01.06.2015 №2а-о, с учетом степени сложности и напряженности работы, личного трудового вклада, должностных обязанностей, объема работы, специалистам отдела по социальным выплатам начальником Управления были установлены размеры дополнительных выплат. Доказательств причинения истцу нравственных и (или) физических страданий вследствие неполучения дополнительных выплат к денежному содержанию истцом не представлено, что исключает наступление обязанности компенсации морального вреда.

Решением Каменского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Признан недействительным приказ ***г-л от ДД.ММ.ГГ о выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы.

Признан недействительным приказ ***г-л от ДД.ММ.ГГ о выплате ежемесячного денежного поощрения.

На Управление социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам возложена обязанность установить ФИО1 надбавку за особые условия гражданской службы в размере 60% должностного оклада.

На Управление социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам возложена обязанность произвести перерасчет денежного содержания ФИО1 с учетом ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы в размере 60% должностного оклада, начиная с ДД.ММ.ГГ с уплатой процентов в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

С Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части удовлетворенных исковых требований и принять по делу новое решение об отказе истцу в иске в полном объеме.

Жалоба мотивирована тем, что суд ошибочно сделал вывод о способе установления максимальных и минимальных надбавок за особые условия гражданской службы со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Так, суд указал, что установленные максимальные пределы надбавок по группам должностей одновременно являются их нижними пределами для последующей группы должностей. Размер денежного содержания ФИО1 установлен в соответствии со ст.15 Закона Алтайского края и Указом Губернатора Алтайского края от 16.04.2013. В ч.7 ст.15 Закона Алтайского края установлена прерогатива определения нижнего предела и порядка осуществления ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения на усмотрение представителя нанимателя. Суд применяет требование Положения о порядке снижения размера надбавки необоснованно, поскольку данный размер не был снижен, он был установлен истцу при переводе на новую должность. Истцу был установлен размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы с учетом степени сложности и напряженности работы, личного трудового вклада, должностных обязанностей, объема работы. Кроме того, суд в решении неоднократно делает ссылку на Положение о материальном стимулировании государственных гражданских служащих управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, однако применение указанного Положения неправомерно, поскольку с 01.06.2015 применяется Положение о материальном стимулировании государственных гражданских служащих управления социальной защиты населения по городу Камень-на –Оби, Каменскому и Крутихинскому районам. Доводы о применении Указа Президента РФ №763 от 25.07.2006 основаны на ошибочном понимании термина «аналогия закона». Распространение Указа Президента Российской Федерации только на правоотношения, связанные с денежным содержанием федеральных государственных служащих, к категории которых истец не относится, четко установлено п.3 ст.50 ФЗ №79-ФЗ, установление же размеров денежного содержания государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации отнесено ч.4 указанной нормы к компетенции субъекта Российской Федерации, иного толкования в указной части закон не допускает. Соответственно, отсутствуют основания для перерасчета денежного содержания истца с учетом ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы в размере 60% должностного оклада начиная с 01.06.2015 с уплатой процентов.

В части взыскания морального вреда ответчик не согласен с принятым решением, поскольку доказательств причинения истцу нравственных и (или) физических страданий вследствие неполучения дополнительных выплат к денежному содержанию истцом не представлено.

Третье лицо Главтрудсоцзащита в апелляционной жалобе также просит отменить решение суда по доводам, приведенным в жалобе ответчика.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы истец просит решение суда оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 возражала против отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.

Другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили.

На основании положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, поданные на них возражения, проверяя законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях на них, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.п.3,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установил суд, ФИО1 с ДД.ММ.ГГ занимает должность ведущего специалиста отдела социальных выплат управления социальной защиты населения по городу Камень – на – Оби, Каменскому и Крутихинскому районам в связи с реорганизационными мероприятиями Управления социальной защиты населения по Каменскому району и сокращением ранее занимаемой ею должности заместителя начальника управления социальной защиты населения по Каменскому району (приказ от ДД.ММ.ГГ Управления социальной защиты населения по г. Камень – на – Оби, Каменскому и Крутихинскому районам ***-л).

Приказом начальника Управления социальной защиты населения по городу Камень–на–Оби, Каменскому и Крутихинскому районам от ДД.ММ.ГГ***г-л «О выплате ежемесячного денежного поощрения» ФИО1 с ДД.ММ.ГГ установлено ежемесячное денежное поощрение к должностному окладу в размере 0,15 до ДД.ММ.ГГ, размер которого может быть увеличен или уменьшен на основании приказа начальника управления.

Приказом начальника Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам от ДД.ММ.ГГ***г-л «О выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы» ФИО1 с ДД.ММ.ГГ установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в процентах) в размере 10 до ДД.ММ.ГГ, размер которой может быть уменьшен на основании приказа начальника управления.

С названными приказами ФИО1 ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГ.

Заявляя требования о признании незаконными приказом ***г-л от ДД.ММ.ГГ «О выплате ежемесячного денежного поощрения», «О выплате ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы» истец полагала, что исходя из Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Управления социальной защиты населения г.Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому району, утвержденным приказом начальника Управления ДД.ММ.ГГ №2а-о и служебного контракта ей должна быть установлена надбавка за особые условия гражданской службы в размере 90%, а ежемесячное денежное содержание- 2,05 должностного оклада, последующее снижение размеров надбавок возможно на основании приказа начальника Управления с указанием конкретных оснований.

Удовлетворяя иск о признании данных приказом недействительными и возложении на Управление социальной защиты населения по городу Камень-на Оби, Каменскому и Крутихинскому районам обязанность установить ФИО1 надбавку на особые условия гражданской службы в размере 60% должностного оклада и произвести перерасчет денежного содержания с учетом ежемесячной надбавки в размере 60% с 01.06.2015, суд первой инстанции исходил из того, что приказ об установлении ФИО1 надбавки за особые условия гражданской службы №3г-л от 01.06.2015 не соответствует Положению о материальном стимулировании от 01.06.2015 №2а-о, поскольку не содержит конкретных оснований, по которым служащему установлена надбавка в размере 10%, впоследствии фактически уменьшена до 0% и вновь приведена к размеру 10%. Проанализировав положения ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.15 Закона Алтайского края №78-ЗС от 28.10.2005 «О государственной гражданской службе Алтайского края» и Положение о материальном стимулировании, которыми размер надбавки за особые условия гражданской службы установлен по должностям младшей группы до 60%, по старшей группе должностей- до 90%, по должностям ведущей группы- до 120%, по должностям высшей группы- до 190%, пришел к выводу, что установленный максимальный предел надбавки по группе должностей одновременно является ее нижним пределом для последующей группы должностей. Также такие выводы суда основаны на Указе Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», которым установленный максимальный размер надбавки является одновременно минимальным размером для последующей группы должностей.

Признавая недействительным приказ №3г-л от 01.06.2015 «О выплате ежемесячного денежного содержания», суд исходил из расчетных листков за июнь-август 2015, из которых следует, что ежемесячное денежное поощрение выплачивалось истцу в размере 25% должностного оклада, в связи с чем пришел к выводу, что в указанном размере изначально ФИО1 был установлен данный размер поощрения, а приказом №3г-л от 01.06.2015 указанный размер был изменен до 0,15.

Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда нельзя признать законными и обоснованными в виду нарушения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Оплата труда гражданских служащих регулируется законодательством о государственной гражданской службе.

Порядок оплаты труда гражданских служащих закреплен в ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (пункт 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 2).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.4).

В соответствии с п.5 ст.50 названного Закона, к дополнительным выплатам относятся, в том числе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада; ежемесячное денежное поощрение.

В п.п.7 п.5 ст.50 Закона предусмотрено, что порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Вопросы государственной гражданской службы Алтайского края, отнесенные к ведению Алтайского края как субъекта Российской Федерации, регулируются Законом Алтайского края от 28.10.2005 №78-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края».

В соответствии с п.2 ст.15 Закона Алтайского края «О государственной гражданской службе Алтайского края» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам в силу п.6 ст.15 Закона наряду с другими относятся как ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, так и ежемесячное денежное поощрение. При этом ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы установлена для старшей группы должностей до 90%; ежемесячное денежное поощрение по должностям гражданской службы старшей и младшей групп- в размере до 2,05 должностного оклада по соответствующим должностям.

Указанные дополнительные выплаты входят в систему оплаты труда, являются составной частью денежного содержания и относятся к обязательным выплатам.

Порядок выплаты и размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения определяются представителем нанимателя (п.7 ст.15 Закона).

Положением о материальном стимулировании государственных гражданских служащих управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и <адрес>м, утвержденным приказом руководителя №2а-о от 01.06.2015, определен размер дополнительных выплат и порядок их установления государственным гражданским служащим.

Пунктом 3 раздела «Общие положения» предусмотрено, что основанием для начисления надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, надбавки за выслугу лет является приказ начальника управления.

Размер указанных надбавок устанавливается в процентах к должностному окладу (п.4 Положения).

Размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется в зависимости от степени сложности и напряженности выполняемой работы и устанавливается в соответствии с таблицей №1 раздела 2 Положения, где устанавливаемый размер надбавки может быть увеличен, но, при этом, не может превышать 200% должностного оклада.

В соответствии с Таблицей №1 размер надбавки по должностям старшей группы установлен до 90%.

При этом ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы устанавливается персонально, на календарный год; может быть увеличена или уменьшена ранее установленных размеров при изменении степени сложности и напряженности работы. При установлении или изменении размера ежемесячных надбавок за особые условия гражданской службы указываются конкретные основания, по которым отдельным служащим размер ежемесячных надбавок за особые условия гражданской службы увеличивается или уменьшается. Выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы производятся одновременно с выплатой заработной платы, пропорционально отработанному времени в расчетном периоде.

Порядок выплаты и размер ежемесячного денежного поощрения регулируется разделом 3 Положения, из которого следует, что основными критериями, определяющими возможность выплаты и размер ежемесячного поощрения государственным гражданским служащим являются: добросовестное и качественное исполнение должностных обязанностей, высокие личные показатели; своевременное выполнение распоряжений, приказов и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; качественное и своевременное предоставление информации и сведений вышестоящим руководителям; соблюдение установленных правил служебного распорядка, должностных обязанностей (регламента), порядка работы со служебной информацией; поддержание квалификации на уровне, достаточном для исполнения, хранение государственной или иной, охраняемой законом, тайны. Размер ежемесячного денежного поощрения зависит от выполнения государственным гражданским служащим служебных обязанностей, личного трудового вклада в общие результаты деятельности.

Решение о размере ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим принимается начальником управления. Размер ежемесячного денежного поощрения не может превышать 200% должностного оклада.

Из приведенных положений следует, что ежемесячное денежное поощрение и ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы являются обязательными выплатами и устанавливаются ежемесячно всем служащим. Размер указанных дополнительных выплат устанавливается в зависимости от личного вклада, качества, своевременности выполнения обязанностей (денежное поощрение) и степени сложности и напряженности деятельности (надбавка за особые условия службы). Размер ежемесячных надбавок определяется начальником управления.

Таким образом, представителю нанимателя, которым в силу статьи 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, делегировано право определять порядок выплаты и размер ежемесячной надбавки и ежемесячного денежного поощрения исходя из установленных федеральным законом критериев- обеспечение задач и функций государственного органа исполнение должностного регламента. Для этих целей учитываются показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и эффективность исполнения им своих должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы в течение периода, за который производится выплата указанных надбавок. Кроме того, законодатель, установив, что порядок выплаты и размер надбавки и поощрения отнесен к полномочиям представителя нанимателя, тем самым определил механизм реализации дополнительной части денежного содержания, включающей в себя не только размеры, но и условия, с которыми связывается достижение цели стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Как следует из служебного контракта ***, заключенного с ФИО1ДД.ММ.ГГ, гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы Алтайского края в размере 3 221 руб. и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином- советник государственной гражданской службы Алтайского края 1 класса в размере 1934 руб., которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего; ежемесячных и иных дополнительных выплат: ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 30% должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 90% должностного оклада, выплачиваемой согласно приказу начальника управления; ежемесячного денежного поощрения в размере до 2,05 должностного оклада, выплачиваемого согласно приказу начальника управления; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 окладов денежного содержания, а также материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемой согласно приказу начальника управления (л.д.11-13).

Ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы в размере 10% к должностному окладу и ежемесячное денежное поощрение в размере 0,15 к должностному окладу установлены ФИО1 приказами начальника Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, при принятии на работу с ДД.ММ.ГГ, на период до ДД.ММ.ГГ.

При этом установленные начальником Управления размеры ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения не противоречат положениям ст.15 Закона Алтайского края от 28.10.2005 №78-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края», Положению «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам, служебному контракту, заключенному с ФИО1ДД.ММ.ГГ.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания оспариваемых приказов недействительными и установления ФИО1 надбавки за особые условия гражданской службы в размере 60% с 01.06.2015 с перерасчетом денежного содержания с учетом данного размера.

При этом вывод суда о том, что установленный максимальный предел надбавки по группе должностей одновременно является ее нижним пределом для последующей группы должностей, не основан на нормах действующего законодательства.

Ссылка суда на Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в подтверждении указанной позиции, является несостоятельной, поскольку названный Указ Президента Российской Федерации не распространяется на данные правоотношения в силу п.3 ст.30 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», истец не относится к федеральным государственным гражданским служащим.

Вывод суда о том, что размер ежемесячного денежного поощрения был изменен работодателем приказом от 01.06.2015 №3г-л нельзя признать обоснованным, так как не подтверждается материалами дела.

Приказ об установлении ФИО1 ежемесячного денежного поощрения в размере 0,15 к должностному окладу издан работодателем при её приме на работу ДД.ММ.ГГ. Иных приказов об установлении ФИО1 ежемесячного денежного поощрения работодателем не издавалось, в материалы дела не представлено.

При этом ссылка суда на расчетные листки, в которых размер выплаты ежемесячного денежного поощрения соответствует 25% должностного оклада, не может свидетельствовать об установлении такого размера поощрения, так как соответствующий приказ не представлен.

Несоответствие фактических выплат денежного содержания, в том числе надбавки за особые условия гражданской службы, денежного поощрения, либо отсутствие указанных выплат согласно расчетным листкам может являться основанием для обращения в суд о взыскании неполученных денежных сумм, но не свидетельствует об изменении приказа руководителя об установлении их размера.

При таких обстоятельствах вопреки выводам суда, приказ от 01.06.2015 №3г-л «Об установлении ежемесячного денежного поощрения» в размере 0,15 ФИО1 не изменяет установленный размер денежного поощрения.

При этом проверяя доводы истца, суд не установил трудовой дискриминации в отношении ФИО1 по месту службы.

Поскольку требования истца о взыскании процентов в порядке ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации и денежной компенсации морального вреда производны от требований об оспаривании приказов начальника Управления, то они также не подлежали удовлетворению.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 отсутствовали.

На основании положений ст.ст.328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия отменяет решение Каменского городского суда Алтайского края от 26.11.2015 в части удовлетворенных требований и принимает по делу новое решение об отказе истцу в иске.

Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам, третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите удовлетворить.

Решение Каменского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2015 года отменить в части удовлетворенных исковых требований, принять по делу новое решение, которым:

Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по городу Камень-на-Оби, Каменскому и Крутихинскому районам об оспаривании приказов, возложении обязанности установить надбавки, произвести перерасчет денежного содержания с уплатой процентов, денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: