ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1712/2022 от 12.07.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Ткаченко И.А. Дело № 33-1712/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.,

при секретарях Степановой А.В., Волкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя ответчика УМВД России по Томской области Грибковой Оксаны Петровны на решение Советского районного суда г. Томска от 15 декабря 2021 года

по гражданскому делу № 2-3189/2021 по исковому заявлению Добричева Владимира Анатольевича к УМВД России по Томской области о восстановлении пенсионных прав,

заслушав доклад судьи Вотиной В.И., пояснения представителя ответчика Егоровой А.Е., поддержавшей доводы жалобы, истца Добричева В.А., возражавшего против доводов жалобы,

установила:

Добричев В.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Томской области о восстановлении пенсионных прав.

В обоснование иска указано, что истец является пенсионером МВД РФ с 2006 года и ему назначена пенсия за выслугу лет. Начисление пенсии осуществляет отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области (далее – ОПО). В связи с вычетом из начисления пенсии суммы районного коэффициента, предусмотренного Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993, за период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года, размер пенсионного обеспечения был снижен с /__/ руб. до /__/ руб., то есть на /__/ руб. ежемесячно. Задолженность по недополученной пенсии за период октября 2019 года по сентябрь 2020 года составляет /__/ руб. На запрос истца от 20.12.2019 из ОПО получен ответ 22.01.2020 (исх. 3/195407203370), что начисление пенсии с октября 2019 года производится без применения районного коэффициента в связи с трудоустройством истца в /__/ со ссылкой на информацию, поступившую от УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Каргасокскому району Томской области, о том, что истец по указанному адресу не проживает. Истец считает, что сотрудниками полиции представлены в ОПО недостоверные сведения, относительно его проживания в /__/, без проведения объективной соответствующей проверки. С 01.08.2020 истец уволился из /__/. После направления 18.09.2020 в ОПО очередного заявления, районный коэффициент был ему восстановлен, и с 17.09.2020 до 01.03.2021 размер пенсии составлял /__/ руб. ежемесячно. В феврале 2021 года истцом получено уведомление ОПО (исх. № 2/615 от 11.02.2021) о наличии переплаты пенсии в сумме /__/ руб., образовавшей за период с 11.08.2016 по 30.09.2019 и с 17.09.2020 по 30.11.2020 по причине, якобы, злоупотребления с его стороны и предоставлении недостоверных сведений, а также о том, что в соответствии с Заключением по пенсионному делу № 78/15875 от 21.01.2021, с истца будет удерживаться 20% от причитающейся к выплате пенсии. За март, апрель, май, июнь 2021 года истцу была начислена и выплачена пенсия в размере /__/ руб., то есть меньше на /__/ руб. с учетом удержания 20%. Таким образом, за 4 месяца недоначислено /__/ руб. Общая сумма недополученного пенсионного обеспечения составляет /__/ руб. (из расчета /__/ руб. + /__/ руб.).

Решение ОПО истец считает незаконным и необоснованным, поскольку с 2016 года он фактически проживает в /__/, вынуждено периодически посещал /__/, реализуя свое конституционное право на свободу перемещения. При этом на протяжении нескольких лет с ОПО им ведется переписка, которая направляется ему в /__/ и им все заявления и претензия направлялись из /__/. Таким образом, каких-либо злоупотреблений с его стороны, а также предоставления недостоверной информации не имело места.

Полагая, что действия Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области по удержанию пенсионных выплат нарушают его права на получение пенсионного обеспечения в полном объеме, установленном действующим законодательством РФ, истец просит:

- признать незаконным и отменить решение Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 20.09.2019 (исх. 2/41878) о перерасчете пенсии с 01.10.2019 по 17.09.2020 без применения районного коэффициента;

- признать незаконным и отменить решение Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 21.01.2021 об удержании 20% от причитающейся к выплате пенсии;

- взыскать с УМВД России по Томской области недополученную за период с 01.10.2019 по 17.09.2020 сумму пенсионного обеспечения в размере /__/ руб.;

- взыскать с УМВД России по Томской области удержанную за период с марта 2021 года по июнь 2021 года сумму пенсионного обеспечения в размере /__/ руб.;

- взыскать с УМВД России по Томской области в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке применения ответственности за неисполнение денежного обязательства за периоды с 01.10.2019 по 17.09.2020 и с 01.03.2021 по 11.06.2021 в сумме /__/ руб., и с 12.06.2021 по день фактического исполнения обязательства в соответствии с п.3 ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец требования поддержал, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, суть которых сводится к следующему. В системе МВД России пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», положениями которого предусмотрено, что выплата пенсий, предусмотренных Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти через ПАО «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания. Выплата пенсии с учетом районного коэффициента установлена законодателем в качестве государственной гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических, затрат гражданам в связи с их постоянным фактическим проживанием в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, и не связана с регистрацией по месту жительства. С 01.06.2016 Добричеву В.А. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с п. 11 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и выплачивается по настоящее время. Как проживающему в /__/, в силу положений ч.1 ст.48 Закона РФ, постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдельных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», пенсия ему исчислена с применением районного коэффициента 1,5 с 11.08.2016. Основанием для применения районного коэффициента 1,5 послужила копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства в /__/. На основании поступивших в ОПО ЦФО УМВД сведений из ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области (вх. № 1236 от 21.02.2019) и информации /__/ (вх. № 3720 от 04.06.2019) Добричев В.А. осуществлял трудовую деятельность в /__/ с пятидневной рабочей неделей продолжительностью 40 часов, выходные дни: суббота, воскресенье, его фактическое нахождение рабочего места являлось по адресу: /__/. С 01.10.2019 размер пенсии исчислен Добричеву В.А. без учета районного коэффициента, т.к. факт наличия регистрации по месту жительства в /__/ при том, что фактическое преимущественное проживание на период осуществления трудовой деятельности находилось за пределами /__/ (адрес рабочего места: /__/), сам по себе не свидетельствует о проживании в местности, где установлен районный коэффициент 1,5, и не может служить основанием для начисления и выплаты пенсии за выслугу лет с учетом указанного коэффициента, о чем Добричев В.А был уведомлен (письмо исх. № 2/4877 от 20.09.2019). На основании поступившего от Добричева В.А. заявления от 24.09.2020 и копии паспорта ему с 17.09.2020 произведен перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента 1,5. За более ранний период с октября 2019 года (дата в заявлении) произвести перерасчет не представилось возможным в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание Добричева В.А в /__/, о чем Добричев В.А. также был уведомлен (письмо исх. № 3/205406626612 от 20.10.2020). Проверочными мероприятиями, проведенными ОУУП и ПДН ОМВД России по Каргасокскому району УМВД России по Томской области, согласно свидетельским показаниям (вх. № 7433 от 30.10.2020), сведений, поступивших из ПФР (вх. № 6370 от 24.09.2020) установлено, что в период с 11.08.2016 по 30.11.2020 по адресу регистрации Добричев В.А. постоянно или преимущественно не проживал. С учетом данного обстоятельства ОПО ЦФО УМВД принято решение (заключение по пенсионному делу 78/15875 от 21.01.2021) об удержании суммы пенсии, излишне выплаченной вследствие злоупотребления со стороны пенсионера МВД за периоды исчисления пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента в размере 1,5, а именно с 11.08.2016 по 30.09.2019 и с 17.09.2020 по 30.11.2020 (в период с 01.10.2019 по 16.09.2020 пенсия Добричеву В.А исчислена без применения районного коэффициента). Неизвещение пенсионного органа, выплачивающего пенсию, об изменении места своего жительства, о проживании на территории, где не подлежит выплате к пенсии районный коэффициент (или подлежит выплате в меньшем размере), свидетельствует о недобросовестности и злоупотреблении своими правами со стороны пенсионера.

Обжалуемым решением на основании пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7 исковые требования Добричева В.А. к УМВД России по ТО о восстановлении пенсионных прав, удовлетворены частично.

Судом постановлено: признать незаконным в части решение Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 16.09.2020 и направленное письмом от 20.09.2020 исх. № 2/41878 о перерасчете пенсии Добричеву В.А. с 01.10.2019 по 17.10.2020 без применения районного коэффициента 1,3.

Признать незаконным в части решение (заключение) Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 21.01.2021 об установлении размера переплаты пенсии в сумме /__/ руб.

С УМВД России по ТО в пользу Добричева В.А. взыскана недополученная за период с 01.10.2019 по 17.09.2020 сумма пенсионного обеспечения в размере /__/ руб.

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 21.01.2021 об удержании 20% от причитающихся к выплате пенсии, об отмене решения Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 16.09.2020 и направленное письмом от 20.09.2020 исх. №2/41878 о перерасчете пенсии, взыскании удержанной за период с марта 2021 года по июнь 2021 года суммы пенсионного обеспечения в размере /__/ руб., процентов за пользование чужими денежными средствами отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УМВД России по Томской области Грибкова О.П. просит отменить решение Советского районного суда г. Томска от 15.12.2021 в части удовлетворения исковых требований Добричева В.А. к УМВД России по Томской области и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований Добричева В.А. к УМВД России по Томской области в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Выражает несогласие с выводом суда в части неправомерного расчета со стороны УМВД России по Томской области пенсии Добричеву В.А. в период с 01.10.2019 по 17.10.2020 без учета районного коэффициента 1,3, поскольку согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I выплата и доставка пенсии осуществляется на основании личного заявления с указанием места жительства или места пребывания. Вместе с тем у ОПО ЦФО УМВД России по Томской области отсутствовало личное заявление Добричева В.А., в связи с чем коэффициент 1, 3 не был установлен истцу.

Полагает, что решение о взыскании с УМВД России по ТО суммы пенсионного обеспечения в размере /__/ руб. является необоснованным, поскольку денежные средства для выплаты пенсии сотрудникам в УМВД России по ТО не поступают.

Указывает, что признание незаконным в части решения (заключение) Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 21.01.2021 об установлении размера переплаты пенсии в сумме /__/ руб., в условиях установления судом за период с 11.08.2016 по 30.09.2019 и с 17.09.2020 по 30.11.2020 переплаты образовавшейся в связи с применением районного коэффициента 1,5, и правильного взыскания в размере 20% от причитающейся к выплате пенсии, вызывает затруднение при исполнении этого решения, так как в резолютивной части не указана сумма переплаты.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В силу абз.4 ст.148 и п.1 ч.1 ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопрос о замене надлежащего ответчика.

Согласно ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.

В соответствии с ч.1 ст.41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

Между тем суд первой инстанции не выполнил эти требования норм процессуального права, подлежащие применению в данном случае, не определил состав лиц, участвующих в деле, не поставил на обсуждение сторон вопрос о привлечении к делу ответчика.

Как следует из материалов дела, истец обратился с требованиями о взыскании с УМВД России по Томской области недополученную за период с 01.10.2019 по 17.09.2020 сумму пенсионного обеспечения в размере /__/ руб., удержанную за период с марта 2021 года по июнь 2021 года сумму пенсионного обеспечения в размере /__/ руб.

Вместе с тем, согласно статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.

В соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.01.2018 № 7, пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России (п. 3).

Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя, в том числе своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (п. 4.1).

После регистрации пенсионного дела оформляется разрешение на выплату пенсии, которое подписывается уполномоченным должностным лицом, заверяется печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации и высылается (доставляется) заказным письмом в учреждение (филиал) Банка (п. 23).

В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Публичное акционерное общество «Сбербанк России» или иные банки, определенные Правительством Российской Федерации и соответствующие требованиям, установленным частью второй статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, являются агентами Правительства Российской Федерации по осуществлению на территории Российской Федерации выплаты пенсий, пособий и компенсаций лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с указанным Законом Российской Федерации, а также лицам, проходившим службу в таможенных органах, органах и организациях прокуратуры, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, и членам их семей.

Анализ вышеприведенных норм подтверждает довод апеллянта о том, что денежные средства для выплаты пенсии сотрудникам в УМВД России по Томской области не поступают. Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области обеспечивает своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий.

Однако суд первой инстанции вопреки требованиям ст.40, ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неверно установил круг участников спорного правоотношения, наличие у них материально-правового интереса, не привлек Министерство внутренних дел Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика.

Указанные обстоятельства являются нарушением норм процессуального права, указанных в п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение Советского районного суда г. Томска от 15 декабря 2021 года как постановленное с нарушением процессуального права подлежит отмене.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч.3 ст.40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Истец Добричев В.А. увеличил исковые требования, в окончательном варианте требований просил:

- признать незаконным и отменить решение Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 20.09.2019 (исх.2/41878) о перерасчете пенсии с 01.10.2019 по 17.09.2020 без применения районного коэффициента;

- признать незаконным и отменить решение Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 21.01.2021 об удержании 20% от причитающейся к выплате пенсии;

- обязать УМВД России по Томской области организовать выплату денежных средств недополученных за период с 01.10.2019 по 17.09.2020 в сумме /__/ руб.;

- обязать УМВД России по Томской области организовать выплату денежных средств, удержанных за период с марта 2021 года по июнь 2022 года в размере сумму пенсионного обеспечения в размере /__/ руб.

Также истцом представлено заявление об отказе от исковых требований о взыскании в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке применения ответственности за неисполнение денежного обязательства за периоды с 01.10.2019 по 17.09.2020 и с 01.03.2021 по 11.06.2021 в сумме /__/ руб., и с 12.06.2021 по день фактического исполнения обязательства, и от исковых требований к ответчику Министерство внутренних дел Российской Федерации, при этом указал, что последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 39, ст. 173, ст. 220, ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ему разъяснены и понятны.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173, ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом, при этом производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска заявлен в судебном заседании, такой отказ заносится в протокол судебного заседания и подписывается соответственно истцом.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2).

Таким образом, законодатель закрепил право истца отказаться от иска или его части и в суде апелляционной инстанции в случае, если это не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Поскольку последствия отказа от части иска истцу Добричеву В.А. понятны, истец настаивает на его принятии, такой отказ закону не противоречит, а обстоятельства нарушения прав и законных интересов иных лиц отказом от иска судебной коллегией не установлены, имеются основания для его принятия.

Разрешая оставшиеся требования, заявленные к УМВД России по Томской области, судебная коллегия исходит из следующего.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" регулируются названным законом.

Порядок исчисления пенсий регламентирован разделом V "Исчисление пенсий" (статьи 43 - 49) Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, где помимо определения денежного довольствия для исчисления пенсий предусмотрены случаи повышения пенсии, а также применение коэффициентов к размерам пенсий.

Так, согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительнойсистемы, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 названного закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" для Каргасокского района Томской области установлен коэффициент 1,5, для г. Томска – 1,3.

Общий порядок выплаты пенсий определен статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I).

Из материалов дела следует, что Добричев В.А. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в различных должностях, последняя занимаемая им должность - начальник следственного отдела УФСКН России по Томской области, имеет специальное звание "подполковник полиции". Уволен со службы 02.05.2006 по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии. С 03.05.2006 истцу назначена пенсия по заявлению от 05.05.2006. Согласно заключению от 11.05.2006 о назначении пенсии истцу, в состав размера пенсии включен районный коэффициент 30%.

На момент оформления пенсии за выслугу лет Добричев В.А. проживал по адресу: /__/, о чем указывал в своем заявлении.

С 11.08.2016 истцу по его заявлению, где он указал о смене своего места жительства на /__/, представив паспорт с регистрацией, была назначена пенсия в соответствии с положениями ч. 1 ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", с применением районного коэффициента 1,5, установленного для Каргасокского района Томской области.

В результате проверочных мероприятий, проведенных центром финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания УМВД России по Томской области, которыми было установлено, что истец фактически не проживает в /__/, поскольку с 11.11.2008 и по настоящее время работает в /__/, пятидневная рабочая неделя, продолжительностью 40 часов, с выходными днями суббота, воскресенье, рабочее место находится в г. Томске, размер пенсии истцу с 01.10.2019 был исчислен без применения районного коэффициента 50% и составил /__/, что было сообщено истцу письмом от 20.09.2019 № 2/41878.

С целью установления причины уменьшения размера пенсии за выслугу лет, Добричев В.А. 25.12.20219 г. обратился в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области с письменным заявлением о причинах снижения размера пенсии, указав место своего жительства /__/.

В ответ на его заявление о причинах уменьшения размера пенсии руководитель отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по ТО в письме от 22.01.2020 сообщил Добричеву В.А. о том, что право на получение пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента связано с проживанием пенсионера в соответствующей местности, регистрация по месту пребывания гражданина основанием для выплаты пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента не является. По адресу регистрации истец не проживает. Для дальнейшего выплаты пенсии с учетом районного коэффициента предложено прибыть в отдел пенсионного обслуживания.

На основании заявления истца от 24.09.2020, где он указал, что с июля 2019 стал фактически проживать и проживает до настоящего времени /__/, представив копию паспорта с регистрацией, с 17.09.2020 ему произведен перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента 50%, о чем сообщено истцу письмом врио начальника пенсионного обслуживания от 20.11.2020.

Заключением по пенсионному делу Добричева В.А. № 78/15875, утвержденному начальником ОПО ЦФО УМВД России по ТО 21.01.2021, которым установлено злоупотребление правом со стороны истца по предоставлению недостоверной информации относительного своего места проживания, установлена переплата пенсии, выплаченной Добричеву В.А. с применением районного коэффициента 1,5 за период с 11.08.2016 по 30.09.2019 и с 17.09.2020 по 30.11.2020 в сумме /__/, которую решено удерживать в размере 20% из пенсии до полного погашения. Распоряжение об ежемесячном удержании направлено в ССВП ОСОСХ УСОФЛ ПЦП РЦСРБ г. Нижний Новгород ПАО "Сбербанк России", о чем сообщено истцу письмом от 11.02.2021.

Лица, указанные в статье 1 названного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии (часть 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I).

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7 (далее также - Инструкция).

Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя в том числе своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (пункты 4, 4.1 Инструкции).

Выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Банка на основании необходимых документов (разрешений) с указанием конкретных сумм выплат путем перевода учреждениями (филиалами) Банка денежных сумм во вклады пенсионеров МВД России, открытые в учреждениях (филиалах) Банка или иных кредитных организациях (банках) на территории Российской Федерации, либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (пункт 34 Инструкции).

Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (пункт 51 Инструкции).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В абзаце восьмом статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. № 14-П, от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 15 января 1998 г. № 2-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П, от 30 июня 2011 г. № 13-П; определения от 13 июля 2000 г. №185-О, от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, от 13 октября 2009 г. № 1309-О-О и др.).

Невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии (абзац четвертый пункта 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. № 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева").

Из приведенных нормативных положений, регулирующих порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в их взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел (далее - пенсионеры МВД России), начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам МВД России в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета. Данные регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России являются лишь одним из доказательств его фактического места нахождения.

Следовательно, отсутствие у пенсионера МВД России регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, не может служить основанием ограничения или условием реализации его права на получение пенсии с применением районного коэффициента, в том числе и в том случае, если пенсия с применением районного коэффициента уже назначена и выплачивается пенсионеру МВД России. Необходимость периодического подтверждения пенсионером МВД России, которому пенсия назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий районный коэффициент, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I не предусмотрена. Только в случае переезда на новое место жительства пенсионер МВД России обязан сообщить об этом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.

Законодательство, определяющее пенсионное обеспечение сотрудников внутренних дел, устанавливает перечень документов, исходя из которых оформляется пенсионное дело и производится начисление пенсии за выслугу лет, и эти документы представляются сотрудником на момент возникновения основания для выплаты пенсии. При этом пенсионное законодательство возлагает на лиц, которым назначена пенсия, обязанность по извещению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о перемене места жительства, а также возлагает на них ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в такой орган для назначения и выплаты пенсии.

Согласно справке отдела адресно-справочной работы управления по вопросам миграции УМВД России по ТО от 18.05.2019 истец с 11.08.2016 зарегистрирован /__/.

Согласно справке отдела адресно-справочной работы управления по вопросам миграции УМВД России по ТО от 25.09.2020 истец с 18.08.2005 по 11.08.2016 был зарегистрирован в /__/, с 11.08.2016 по 17.09.2020 зарегистрирован /__/, с 17.09.2020 по настоящее время зарегистрирован /__/.

Из представленных истцом суду договоров найма квартиры от 25.07.2019, от 25.06.2020 следует, что С. передана истцу на праве безвозмездного пользования квартира в /__/.

Из рапорта УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Каргасокскому району от 31.07.2019 следует, что по адресу /__/ находится квартира К., где она оказывает юридические услуги.

Из объяснений, полученных УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Каргасокскому району у С. (проживает /__/) от 31.07.2019, С. (проживает /__/) от 31.07.2019 следует, что они проживают в доме по /__/ более 15 лет, знают всех жильцов кто живет в указанном доме. В квартире № /__/ проживает К., которая оказывает в квартире юридические услуги населению. Ранее в этой квартире проживал /__/, который умер около 6 лет назад. Д. они не знают, в данной квартире он никогда не проживал.

Из объяснения, полученного 14.10.2020 начальником ОУУП и ПДН ОМВД России по Каргасокскому району у К., следует, что у нее в собственности находится квартира в /__/. По данному адресу она оказывает юридические услуги с осени 2015 года. Индивидуальным предпринимателем зарегистрирована с 2014 года после выхода на пенсию из системы МВД России, где проходила службу в следственном отделе ОМВД России по Каргасокскому району. Добричев В.А. проходил службу совместно с ней, она его хорошо знает. В августе 2016 года Добричев В.А. обратился к ней с просьбой зарегистрировать его в квартире по /__/, так как он у нее ранее проживал в этой квартире, до открытия ею офиса оказания юридических услуг. В период трудовой деятельности К. истец проживать в квартире не мог, но иногда в выходные дни либо в летний период Добричев В.А. заезжал в квартиру, заранее ее предупреждал.

Аналогичные показания дала К. в качестве свидетеля, допрошенного по настоящему делу, подтвердив свои пояснения от 14.10.2020.

Из объяснений, полученных пом. УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Каргасокскому району у Ш. (проживает /__/) от 25.09.2020, К. (проживает /__/) от 28.09.2020 следует, что К. проживает в доме по /__/ более 8 лет, ее квартира № /__/ расположена на одной лестничной площадке с кв. /__/, которая принадлежит С. квартире № /__/ никто не проживает, так как там делают ремонт. Ш. с 01.03.2018 является /__/. Хозяйкой квартиры № /__/ является С. С 17.09.2020 в квартире № /__/ никто не проживает, периодически приходит С., но в квартире не проживает.

Согласно объяснений С., полученных 28.09.2020 пом.УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Каргасокскому району, он около 10 лет работает /__/, обслуживает дом по /__/, один раз в месяц проверяет счетчики водоснабжения. Хозяйкой квартиры № /__/ является С. С 17.09.2020 в указанной квартире никто не проживает.

Из объяснений С., полученных 28.09.2020 УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Каргасокскому району, следует, что она является собственником квартиры №/__/, купила квартиру в июле 2019. В сентябре 2020 к ней обратился ее супруг С. с просьбой зарегистрировать в квартире его знакомого Добричева В., который будет периодически приезжать в квартиру. После регистрации Добричева В. в квартире, последний пробыл в квартире около недели и уехал в населенный пункт около /__/, вещей Добричева В. в квартире нет.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству истца свидетель К. показал, что проживает в /__/ с 1978 г., с Добричевым В.А. знаком с 1983, когда их совместно призвали в армию. Ему известно, что Добричев В.А. работал в милиции. Иногда подвозил его из /__/ в /__/ к дому по /__/, где по мнению свидетеля, Добричев В.А. проживал с 2013-2014 и 2018-2019 г.г. Со слов Добричева В.А. ему известно, что квартира принадлежит К. Несколько раз он заходил к Добричеву В.А. в квартиру, видел в квартире его сумку, куртку и ботинки.

Свидетель С. в судебном заседании показал, что проживает в /__/ с рождения, с Добричевым В.А. знаком с 1983 года. Добричев В.А. в /__/ работал начальником следственного отдела МВД. Добричев В.А. проживал в /__/ с 1992 по 2002 г.г. по /__/, после 2002 Добричев В.А. проживал в квартире по /__/, которая принадлежит К. Когда он был в гостях видел личные вещи Добричева В.А. в квартире.

Согласно копии трудовой книжки истца, последний с 11.11.2008 принят в /__/, уволен 31.07.2020 по собственному желанию, что также подтверждается выпиской из приказа № 387-к от 10.11.2008, полученной ответчиком в рамках проводимой в отношении истца проверки.

Из ответа /__/ от 20.05.2019 на запрос начальника отдела пенсионного обслуживания УМВД России по ТО, следует, что Д. установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, выходные дни - суббота, воскресенье, характер работы - постоянная, фактическое нахождение рабочего места /__/.

Данное обстоятельство подтверждается копией трудового договора истца от 10.11.2008.

Согласно сведениям Пенсионного фонда РФ по Томской области от 17.09.2020, сведения в ИЛС истца предоставлены за период с 11.11.2008 по июль 2020 работодателем /__/.

Совокупность вышеприведенных доказательств позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что с августа 2016 года истец в /__/ фактически не проживал, регистрация его по разным адресам в /__/ носила формальный характер и использовалась истцом с целью получения повышенного размера пенсии с учетом районного коэффициента для указанной местности 50%, что правильно расценено ответчиком как злоупотребление правом со стороны истца.

Свидетели С. и К. выводы судебной коллегии не опровергают. Оба свидетеля лишь говорят о якобы проживании истца в квартире К. по /__/ в периоды 2018-2019, в то время как из показаний К. следует, что с 2015 она оказывает юридические услуги в квартире по /__/ и проживать в будние дни Добричев В.А. не имел возможности.

Утверждения истца о том, что он имел возможность работать постоянно в /__/ и проживать в /__/, поскольку он доезжал до /__/ на автомобиле за 3 часа, являются несостоятельными, поскольку расстояние от /__/ до /__/ составляет более 450 км, и время в пути 3 часа не соответствует реальной действительности.

Частью 12 ст. 56 ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 предусмотрена ответственность лиц за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное предоставление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 62 ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 излишне выплаченная пенсионеру пенсия вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям.

Поскольку судебной коллегией установлено, что с августа 2016 года истец в /__/ фактически не проживал, следовательно за период с 11.08.2016 по 30.09.2019 и с 17.09.2020 по 30.11.2020 в связи с выплатой истцу пенсии с применением районного коэффициента 1,5 образовалась переплата, которая правильно по решению ответчика удерживается в размере 20% от причитающейся к выплате пенсии.

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с решением ответчика в части установления размера переплаты в сумме /__/ и перерасчете пенсии истцу с 01.10.2019 по 17.10.2020 без районного коэффициента.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" на всей территории Томской области установлен повышающий коэффициент 1,3, в том числе, в г. Томске, а в отдельных районах Томской области, приравненных к районам Крайнего севера - 1,5.

Как установлено в судебном заседании при назначении истцу пенсии в ее состав был включен районный коэффициент 1,3, поскольку место его жительства было указано /__/.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, подтвердило лишь факт не проживания истца в /__/, в то время как фактические обстоятельства указывают, на то, что истец из /__/ в другой населенный пункт не переезжал на постоянное место жительство.

Кроме того, как установлено п. 34 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7, выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации.

Положением о Центре финансового обеспечения УМВД Российской Федерации по Томской области установлено, что одной из основных задач Центра является осуществление работы по пенсионному обеспечению и социальной защите военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и их семей, во взаимодействии с финансовыми, кадровыми и медицинскими подразделениями УМВД России по Томской области.

Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции подтвердил, что Центр организует выплату пенсий пенсионерам МВД, проживающим только на территории Томской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №1237 на всей территории Томской области установлен повышающий коэффициент 1,3, то есть выплата пенсий на территории Томской области возможна только с применением районного коэффициента не ниже 1,3.

Довод ответчика о том, что выплата и доставка пенсии осуществляется на основании личного заявления с указанием места жительства или места пребывания, коэффициент 1,3 не был установлен истцу поскольку отсутствовало личное заявление Добричева В.А., является не состоятельным.

В силу ст. 48 ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Положения данной нормы не устанавливают, что соответствующий коэффициент к размеру пенсии применяется только по заявлению пенсионера.

В то же время, как указано ранее, полномочия Центра финансового обеспечения УМВД Российской Федерации по Томской области распространяются на территорию Томской области, на всей территории которой установлен повышающий коэффициент 1,3.

Установленный ответчиком размер переплаты сумме /__/ рассчитан исходя из того, что в спорные периоды истец не имел права ни на какой районный коэффициент к установленному размеру пенсии.

Вместе с тем, как установлено судебной коллегией истец из г. Томска, где установлен районный коэффициент 1,3, не переезжал в район, приравненный к району Крайнего Севера, где установлен повышенный коэффициент 1,5. В связи с чем отсутствовали основания для принятия решения об отмене полностью выплаты Добричеву В.А. районного коэффициента к пенсии за выслугу лет и для удержания из этой пенсии суммы выплаченного ему к пенсии за выслугу лет районного коэффициента. Установленный размер переплаты пенсии без учета районного коэффициента в 1,3, на который истец имел право, определен ответчиком не верно, и решение ответчика в данной части подлежит признанию незаконным.

Из представленного ответчиком расчета показателей перерасчета пенсии, с учетом районного коэффициента 1,3, переплата пенсии истцу оставила /__/. (л.д.14 т. 2).

Следовательно, подлежит признанию незаконным решение (заключение) Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 21.01.2021 в части установления размера переплаты пенсии на сумму /__/ (/__/ - /__/).

Представленный в суд апелляционной инстанции сравнительный анализ пенсионных выплат с иным расчетом судебной коллегией не принимается, поскольку он арифметически не верен.

По указанным выше обстоятельствам подлежит признанию незаконным в части решение Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 16.09.2020 и направленное письмом от 20.09.2020 исх. №2/41878 о перерасчете пенсии Добричеву В.А. с 01.10.2019 по 17.09.2020 без применения районного коэффициента 1,3. При этом оснований для его отмены не имеется, поскольку указанное решение выражено в виде письма, какого иного процессуального решения ответчиком не принималось. Кроме того, перерасчет пенсии правильно произведен ответчиком в связи с установленным злоупотреблением правом со стороны истца, однако он должен был быть произведен исходя лишь из разницы районных коэффициентов между 1,5 и 1,3.

Согласно представленному ответчиком расчету (л.д. 14 т. 2) недоплата пенсии за указанный период составила /__/.

В связи с изложенным на УМВД России по ТО подлежит возложению обязанность организовать выплату в пользу Добричева В.А. недополученную за период с 01.10.2019 по 17.09.2020 сумму пенсионного обеспечения в размере /__/.

Принимая во внимание установленное злоупотребление правом со стороны истца при указании своего места жительства в /__/, а также образование исходя из этого переплаты пенсии в размере /__/, оснований для признания незаконным решения ответчика в части удержания 20% от выплачиваемой истцу пенсии не имеется. Также не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика УМВД России по ТО обязанности организовать выплату суммы пенсионного обеспечения, удержанной за период с марта 2021года по июнь 2022 года в размере /__/, поскольку указанная сумма не полностью покрывает размер переплаты пенсии.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 15 декабря 2021 года отменить.

Принять отказ Добричева Владимира Анатольевича от иска в части требований к ответчику Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Производство по делу по иску Добричева Владимира Анатольевича в части требований к ответчику Министерству внутренних дел Российской Федерации прекратить.

Принять отказ Добричева Владимира Анатольевича от иска в части требований о взыскании в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами за периоды с 01.10.2019 по 17.09.2020 и с 01.03.2021 по 11.06.2021 в сумме 4 072,96 руб., и с 12.06.2021 года по день фактического исполнения обязательства.

Производство по делу по иску Добричева Владимира Анатольевича к УМВД России по ТО прекратить в части требований о взыскании в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами за периоды с 01.10.2019 по 17.09.2020 и с 01.03.2021 по 11.06.2021 в сумме 4 072,96 руб., и с 12.06.2021 года по день фактического исполнения обязательства.

Исковые требования Добричева Владимира Анатольевича к УМВД России по ТО о восстановлении пенсионных прав, удовлетворить частично.

Признать незаконным в части решение Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 16.09.2020 и направленное письмом от 20.09.2020 исх № 2/41878 о перерасчете пенсии Добричеву Владимиру Анатольевичу с 01.10.2019 по 17.09.2020 без применения районного коэффициента 1,3.

Признать незаконным решение (заключение) Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 21.01.2021 в части установления размера переплаты пенсии на сумму /__/ руб.

Обязать УМВД России по ТО организовать выплату в пользу Добричева Владимира Анатольевича недополученной за период с 01.10.2019 по 17.09.2020 суммы пенсионного обеспечения в размере /__/.

В удовлетворении требований Добричева Владимира Анатольевича о признании незаконным и отмене решения Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 21.01.2021 об удержании 20% от причитающихся к выплате пенсии, об отмене решения Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Томской области от 16.09.2020 и направленное письмом от 20.09.2020 исх. № 2/41878 о перерасчете пенсии, возложении обязанности организовать выплату суммы пенсионного обеспечения, удержанной за период с марта 2021 года по июнь 2022 года в размере /__/ руб. - отказать.

Председательствующий

Судьи

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.