ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1714/13 от 13.03.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Никитин Ю.И.

Судья-докладчик Кравченко Е.Г. по делу № 33-1714/13

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 марта 2013 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гуревской Л.С.,

судей Астафьевой О.Ю. и Кравченко Е.Г.,

при секретаре Березовской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности разработать схему теплоснабжения муниципального образования,

по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования «город Свирск» на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 06 февраля 2013 года

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц обратился в Черемховский городской суд Иркутской области с иском к администрации муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности разработать схему теплоснабжения муниципального образования.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено, что до настоящего времени в нарушение требований п. 20 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 29, ст. 23 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» администрацией муниципального образования «город Свирск» схемы теплоснабжения не разработаны и не утверждены.

Несвоевременное выполнение администрацией муниципального образования «город Свирск» требований Закона в части утверждения и разработки схем теплоснабжения создает угрозу бесперебойной работы системы объектов жилищно-коммунального комплекса и возникновению чрезвычайной ситуации, связанной с длительным ограничением и отключением потребителей от коммунальных услуг, то есть нарушает права граждан на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества и установленным нормам.

Просил суд обязать администрацию муниципального образования «город Свирск» разработать и утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «город Свирск» в соответствии с ч.1 ст. 23 ФЗ № 190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении» в срок до декабря 2013 года.

В судебном заседании помощник прокурора Шишкин Ф.А. исковые требования поддержал. Представитель ответчика – администрации муниципального образования «город Свирск» ФИО1, действующая на основании доверенности "Номер обезличен" от "Дата обезличена", исковые требования прокурора не признала.

Решением суда от 06 февраля 2013 года исковые требования прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности разработать схему теплоснабжения муниципального образования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика – администрации муниципального образования «город Свирск» ФИО1 просит решение Черемховского городского суда Иркутской области от 06 февраля 2013 года по данном делу отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Полагает, что в силу положений гл. 8 Конституции РФ, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к вопросам местного значения. Требование прокурора о возложении обязанности разработать схему теплоснабжения является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления и выходит за пределы компетенции прокуратуры. Исходя из положений ст. 2 Закона «О теплоснабжении» утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядка их утверждения и разработки относится к полномочиям Правительства Российской Федерации. Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки утверждены Постановлением Правительства РФ 22.02.2012 №154, что исключало возможность разработать схему до 31.12.2011. Организация теплоснабжения осуществляется на основании договорных отношений с теплоснабжающей организацией в стабильном режиме, что исключает угрозу бесперебойной работы системы объектов жилищно-коммунального комплекса. Ответчик обеспечивает своевременное надежное теплоснабжение потребителей в соответствии со ст. 6 Закона «О теплоснабжении». Действия по разработке схемы ответчиком приняты, схема теплоснабжения муниципального образования будет утверждена в срок, установленный распоряжением Правительства Иркутской области от 12.10.2012 №485-рп «Об одобрении графика разработки и утверждения схем теплоснабжения муниципальными образованиями Иркутской области».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Шишкин Ф.А. решение суда полагает законным и обоснованным.

Заслушав доклад по делу судьи Кравченко Е.Г., выслушав объяснения прокурора Нарижняк О.Н., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010  «О теплоснабжении» утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятьсот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Частью 3 статьи 23 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Согласно требованиям части 3 ст. 29 Закона утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с настоящим законом органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.

Требования к составу схем теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к правильному выводу, что на администрацию муниципального образования возложена обязанность по разработке и утверждению схем теплоснабжения.

Установив, что установленная законом обязанность по разработке и утверждению схем теплоснабжения администрацией муниципального образования «город Свирск» не выполнена, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, возложив на администрацию муниципального образования «город Свирск» обязанность разработать схему теплоснабжения муниципального образования. При этом исходил из того, что невыполнение ответчиком данной обязанности может создать угрозу бесперебойной работы системы объектов жилищно-коммунального комплекса и возникновению чрезвычайной ситуации, связанной с длительным ограничением и отключением потребителей от коммунальных услуг, то есть нарушить права граждан на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества и соответствующими установленным нормам.

С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении норм права, основанном на их системном анализе, подтвержден материалами дела.

Ссылка в жалобе на несогласие с данными выводами суда основана на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильно примененных судом первой инстанции. Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, заявленной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данная позиция была исследована судом первой инстанции всесторонне и полно, выводы суда судебная коллегия находит правильными и соответствующими закону, собранным по делу доказательствам.

Не влияет на законность принятого судом решения довод апелляционной жалобы о том, что требование прокурора о возложении обязанности разработать схему теплоснабжения является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления и выходит за пределы компетенции прокуратуры, как не основанный на нормах права.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно ч.1 ст. 77 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Статья 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действовал в соответствии с требованиями закона.

При таких обстоятельствах, решение Черемховского городского суда Иркутской области от 06 февраля 2013 года, проверенное в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черемховского городского суда Иркутской области от 06 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Л.С. Гуревская

Судьи О.Ю. Астафьева

Е.Г. Кравченко