Судья: Гирсова Н.В. Дело № 33-17162/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мариуца О.Г.,
судей Рубцовой Н.А., Исаевой Е.В.,
при секретаре Литвиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июня 2017 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 10 апреля 2017 года по делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решений, обязании направить средства материнского капитала на получение образования, взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,
объяснения ФИО1, ее представителя ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №5 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решений, обязании направить средства материнского капитала на получение образования, взыскании судебных расходов. Ссылалась на то, что у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении ее заявления о направлении части средств материнского капитала на оплату по договорам об оказании платных дополнительных образовательных услуг, заключенных в отношении двух несовершеннолетних детей.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Решением Химкинского городского суда от 10 апреля 2017 года исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №5 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решений, обязании направить средства материнского капитала на получение образования, взыскании судебных расходов – удовлетворены.
Суд постановил:
- признать следующие решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области от 08 декабря 2016 года об отказе в удовлетворении заявлений ФИО1 №№ <данные изъяты> от <данные изъяты> о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, незаконными:
- <данные изъяты> об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в размере 34500 рублей на оплату образования по договору;
- <данные изъяты> об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в размере 15 500 рублей на оплату образования по договору;
- <данные изъяты> об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в размере 12 880 рублей на оплату образования по договору;
- <данные изъяты> об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в размере 15 500 рублей на оплату образования по договору;
- <данные изъяты> об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в размере 34 500 рублей на оплату образования по договору;
- обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области направить средства материнского (семейного) капитала ФИО1:
- в размере 34 500 рублей в счет оплаты по договору <данные изъяты> от <данные изъяты>,
- в размере 15 500 рублей в счет оплаты по договору <данные изъяты> от <данные изъяты>,
- в размере 12 880 рублей в счет оплаты по договору <данные изъяты>-<данные изъяты>/<данные изъяты> от <данные изъяты>,
- в размере 15 500 рублей в счет оплаты по договору <данные изъяты> от <данные изъяты>,
- в размере 34 500 рублей в счет оплаты по договору <данные изъяты>-<данные изъяты> от <данные изъяты>, в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1576»,
- взыскать с Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с решением суда, Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: ФИО3, <данные изъяты> года рождения, и ФИО3, <данные изъяты> года рождения.
<данные изъяты> на основании решения ГУ-Главного управления ПФР № 5 по г. Москве и Московской области <данные изъяты> ФИО1 выдан государственный сертификат серия МК-3 <данные изъяты> на право получения материнского (семейного) капитала в размере 343 378 рублей 80 копеек.
Объем средств материнского (семейного) капитала на 01 января 2017 года с учетом индексации составляет 377619 рублей 71 копеек.
Между истцом и Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением города Москвы «Гимназия № 1576» (далее - ГБОУ Гимназия № 1576) в интересах несовершеннолетнего ФИО3, заключены следующие договоры:
1. Договор <данные изъяты>-<данные изъяты>/<данные изъяты> от <данные изъяты> «Об образовании на обучение по дополнительным общеразвивающим программам: «Логика и комбинаторика», «Школа грамотеев», в соответствии с которым полная стоимость платных образовательных услуг (56 занятий) составляет 12 880 рублей.
2. Договор <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об образовании на обучение по дополнительным общеразвивающим программам: «КАРАТЭ», в соответствии с которым полная стоимость платных образовательных услуг (69 занятий) составляет 34 500 рублей.
3. Договор <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об образовании на обучение по дополнительным общеразвивающим программам: «Театр на немецком языке», в соответствии с которым полная стоимость платных образовательных услуг (62 занятия) составляет 15 500 рублей.
Между истцом и Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением города Москвы «Гимназия № 1576», в интересах несовершеннолетнего ФИО3, заключены следующие договоры:
1. Договор <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об образовании на обучение по дополнительным общеразвивающим программам: «Театр на немецком языке», в соответствии с которым полная стоимость платных образовательных услуг (62 занятия) составляет 15 500 рублей.
2. Договор <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об образовании на обучение по дополнительным общеразвивающим программам: «Юный грамотей», «Мы учим математику», «Юный мыслитель», в соответствии с которым полная стоимость платных образовательных услуг (150 занятия) составляет 34 500 рублей.
<данные изъяты> истец обратилась к ответчику с заявлениями №<данные изъяты>, <данные изъяты> о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в интересах несовершеннолетних детей путем перечисления части средств на оплату услуг об образовании на обучение по указанным выше дополнительным общеразвивающим программам.
Решениями ГУ-ГУ ПФР № 5 по Москве и Московской области №<данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на нарушение установленного порядка подачи заявления и на отсутствие аккредитации образовательной программы, указанной в договорах.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе отсутствие аккредитации образовательных программ не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявлений ФИО1, поскольку истцом будет реализовано право на направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ее детьми - оплату платных образовательных услуг, которые оказываются общеобразовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность на основании свидетельства о государственной аккредитации <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданной Департаментом образования города Москвы серия 77А01 <данные изъяты> сроком до <данные изъяты>, и бессрочной лицензии <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданной Департаментом образования г. Москвы <данные изъяты><данные изъяты>Л.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может и находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (ч.1 ст. 330 ГПК РФ), по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.
Пунктом 1 части 2 данной нормы установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
В соответствии с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, пунктом 2 которых также предусмотрено, что средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, которые оказываются образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
В силу приведенных норм, для направления средств материнского капитала на оплату платных образовательных услуг, необходимо наличие государственной аккредитации по образовательным программам.
Как следует из дела, ФИО4 подала заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на оплату обучения детей по программам: «Логика и комбинаторика», «Школа грамотеев», «КАРАТЭ», «Театр на немецком языке», «Юный грамотей», «Мы учим математику», «Юный мыслитель», то есть по программам, которые не требуют и не имеют государственной аккредитации.
Поскольку в силу приведенных выше норм права, устанавливающих возможность направления средств материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, оказываемых исключительно по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Химкинского городского суда Московской области от 10 апреля 2017 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
В иске ФИО1 к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решений, обязании направить средства материнского капитала на получение образования, взыскании судебных расходов – отказать.
Председательствующий
Судьи