Судья: Шатохин В.В. Дело № 33-1716/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕот 27 июня 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей: Величко М.Б., Кущ Н.Г.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий и бездействия Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области и Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области в Бакчарском районе
по апелляционным жалобам ФИО1 и представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области ФИО2 на решение Бакчарского районного суда Томской области от 03 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области ФИО3, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области ФИО2 и возражавшего против жалобы ФИО1, судебная коллегия
установила: ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия и бездействие Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области (далее- УФМС России по Томской области), а также Территориального пункта УФМС России по Томской области в Бакчарском районе; обязать их устранить нарушение её прав путем признания наличия у неё гражданства Российской Федерации по рождению с момента её первоначального обращения – 16.11.2012, и выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
В обоснование требований указала, что 06.11.2012 она прибыла из /__/ в Бакчарский район Томской области на постоянное жительство. 16.11.2012 она обратилась в Территориальный пункт УФМС России по Томской области в Бакчарском районе по поводу признания её гражданкой Российской Федерации, однако получила отказ в устной форме. Ей было разъяснено, что она должна пройти всю процедуру принятия иностранцев в российское гражданство: временное проживание – вид на жительство – гражданство. С 16.11.2012 она получила временную регистрацию. В дальнейшем приобрела в собственность квартиру по адресу: /__/, где она зарегистрирована и проживает в настоящее время. 04.02.2013 ей было выдано разрешение на временное проживание. 02.09.2013 она подала заявление о получении вида на жительство с последующим получением гражданства Российской Федерации. В декабре 2013 года в связи с длительным отсутствием ответа она повторно обратилась в Территориальный пункт УФМС России по Томской области в Бакчарском районе, где ей сообщили о возврате её заявления из УФМС России по Томской области. Письменный ответ с указанием причин отклонения заявления она не получала. Заявитель считает действия должностных лиц УФМС России по Томской области незаконными, поскольку она родилась /__/ в /__/, её родители также были гражданами СССР, поэтому считает, что она является гражданкой Российской Федерации по рождению. Она не отказывалась от российского гражданства, однако была вынуждена принять гражданство /__/, поскольку для русских там были созданы невыносимые условия существования. На территории Российской Федерации проживают и являются российскими гражданами её дети – Т. и Т., а также её родная сестра – П. Полагает, что она должна быть признана состоявшей в российском гражданстве по рождению либо вправе приобрести его в упрощенном порядке, предусмотренном Соглашением от 26.02.1999 «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства».
В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Территориального пункта УФМС России по Томской области в Бакчарском районе начальник Т. требования не признал, поддержав доводы отзыва представителя УФМС России по Томской области ФИО2, согласно которому решение о выдаче или об отказе в выдаче вида на жительство принимается в срок, не превышающий 6 месяцев с даты подачи заявления иностранным гражданином, но не ранее чем через год со дня получения разрешения на временное проживание. Считают, что ФИО5 имела право обратиться с заявлением о выдаче ей вида на жительство в Российской Федерации только после 28.09.2013. Поскольку ФИО5 является гражданином другого государства, она не может быть признана гражданином Российской Федерации по рождению. В соответствии с Соглашением от 26.02.1999 «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» ФИО5 вправе обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации только после получения вида на жительство.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя ФИО1
Обжалуемым решением на основании ч. 1 ст. 6 Конституции Российской Федерации, Соглашения от 26.02.1999 «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства», ст. 98, 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 6, ст. 14, ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ч. 1 ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, п. 15, 15.3, 15.4, 15.6 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 19.03.2008 № 64, п. 4, 24, 25, 34, 55, 56, 57 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 29.02.2008 № 41, п. 2, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» заявление ФИО1 удовлетворено частично: признано незаконным бездействие УФМС России по Томской области, выразившееся в нерассмотрении заявления ФИО1 от 18.03.2013 о признании её гражданином Российской Федерации по рождению; на УФМС России по Томской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 от /__/ о признании её гражданином Российской Федерации по рождению и вынести решение по этому заявлению в соответствии с действующим законодательством; признаны незаконными действия УФМС России по Томской области, выразившиеся в возвращении без рассмотрения в Территориальный пункт УФМС России по Томской области в Бакчарском районе заявления Т.А.МБ. от 02.09.2013 о получении вида на жительство в Российской Федерации; признано незаконным бездействие УФМС России по Томской области, выразившееся в нерассмотрении заявления ФИО1 от 02.09.2013 о получении вида на жительство в Российской Федерации, а также в неуведомлении ФИО1 о возвращении её заявления; на УФМС России по Томской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 от 02.09.2013 о получении вида на жительство в Российской Федерации и вынести решение по этому заявлению в соответствии с действующим законодательством; с УФМС России по Томской области в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в размере /__/ рублей.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Бакчарского районного суда Томской области от 03.03.2014 изменить, обязав УФМС России по Томской области устранить нарушение её прав путем признания наличия у неё гражданства Российской Федерации по рождению с момента её первоначального обращения в эти органы – 16.11.2012, и выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации; обратить решение к немедленному исполнению.
Указывает, что установленный судом срок исполнения решения в течение трех месяцев не только не устраняет, но и усугубляет нарушение её прав, поскольку решение вопроса о получении ею пенсии затягивается еще на несколько месяцев. Никаких препятствий для немедленного рассмотрения её заявления от 02.09.2013 о предоставлении вида на жительства не имеется, так как в Территориальный пункт УФМС России по Томской области в Бакчарском районе были представлены все необходимые документы.
Считает вывод суда об обязательном наличии вида на жительство для получения гражданства в упрощенном порядке на основании международного соглашения противоречащим закону, поскольку необходимо предоставить либо вид на жительство, либо паспорт иностранного гражданина с отметкой об убытии. В её случае, помимо наличия разрешения на временное проживание и паспорта с отметкой о выезде из /__/, суд не принял во внимание то, что она не только имеет регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, но и имеет право собственности на жилое помещение.
Отмечает, что в нарушение ч.5 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части указано на частичное удовлетворение требований, однако не указано, в какой части отказано в удовлетворении требований.
Полагает, что решение должно быть обращено к немедленному исполнению, поскольку суд установил для должностных лиц УФМС России по Томской области длительный срок восстановления её прав.
В апелляционной жалобе представитель УФМС России по Томской области ФИО2 просит решение Бакчарского районного суда Томской области от 03.03.2014 отменить и прекратить производство по делу.
Считает, что законно проживающей на территории Российской Федерации ФИО1 является с момента её регистрации по месту жительства, поэтому полугодовой срок проживания последней истек 28.09.2013, и не ранее этого времени она имела право ходатайствовать о предоставлении ей вида на жительство.
Отмечает, что суд первой инстанции не учел позицию УФМС России по Томской области, основанную на действующем законодательстве, об отсутствии у ФИО1 на момент её обращения с заявлением о выдаче вида на жительство права на такое обращение. Соответственно, сотрудники государственного органа не вправе были проводить проверочные мероприятия в отношении заявителя.
Судом не были приняты во внимание и учтены действительные даты выдачи разрешения на временное проживание, проставления штампа, дающего право законно временно пребывать на территории Российской Федерации, а также дата регистрации по месту жительства.
Полагает, что в своем решении суд неправильно установил порядок получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
Возлагая на УФМС России по Томской области обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о признании её гражданкой Российской Федерации по рождению, суд не учел положения приказа ФМС России от 19.03.2008 № 64 при злостном нежелании ФИО1 предоставить необходимый пакет документов. При этом заявителю необходимо обратиться с заявлением установленного образца.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1).
Данным Федеральным законом со дня его вступления в силу (1 июля 2002 года) был признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», за исключением отдельных его положений, предусматривающих более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу указанного Федерального закона (статья 44).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года №12-П указано, что лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Однако по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный правовой эффект распространяется только на лиц, имевших ранее гражданство СССР, которые хотя и не обращались за оформлением гражданства Российской Федерации по рождению в течение срока действия Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1, но и не приобрели по своему свободному волеизъявлению гражданство другого государства. Иные же категории лиц с момента вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ реализуют право на приобретение гражданства Российской Федерации в установленном данным Федеральным законом порядке.
Из дела видно и установлено судом, что ФИО1 приняла гражданство /__/, поэтому она не может считаться гражданской Российской Федерации по рождению.
Так, ФИО5 (добрачная фамилия ФИО6) родилась /__/ в селе /__/, является гражданкой /__/, что подтверждается национальным паспортом /__/ №/__/.
Согласно ст. 1 Соглашения «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» от 26.02.1999, ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 02.01.2000 № 18-ФЗ, каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:
а)если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР,родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;
б)при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие «постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин» определено как лицо, получившее вид на жительство.
Указанный порядок распространяется на граждан Сторон, постоянно проживающих на территории другой Стороны, независимо от срока проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства.
Приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями настоящего Соглашения.
ФИО5 имеет постоянное место жительства в Российской Федерации -собственное жилое помещение, расположенное по адресу: /__/. У ФИО1 имеется сын Т., родившийся /__/, гражданин /__/, который постоянно проживает на территории Российской Федерации (/__/), родная сестра П. (добрачная фамилия Д.), которая также является гражданкой /__/ и постоянно проживает на территории Российской Федерации (в /__/).
18 марта 2013 года ФИО5 обратилась в ТП УФМС России по Томской области в Бакчарском районе с заявлением, в котором она указала, что родилась в /__/, считает себя гражданкой России несмотря на наличие паспорта гражданина /__/, от гражданства России не отказывалась, в связи с переездом на постоянное место жительства по месту рождения просит выдать ей паспорт гражданина Российской Федерации.
Таким образом, вопреки утверждению ФИО1, она не указывала в заявлении обстоятельства наличия близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, в редакции Указа Президента РФ от 19.10.2011 № 1391) при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию Российской Федерации, представляются документы, установленные соответствующими международными договорами Российской Федерации, а также документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию Российской Федерации:
-вид на жительство в Российской Федерации;
-подтверждение о выезде на постоянное жительство на территорию
Российской Федерации с территории иностранного государства (отметка в
паспорте иностранного гражданина или листок убытия к документу,
удостоверяющему личность иностранного гражданина).
Статья 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает основания к приему в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
В частности, в силу подпунктов «а», «в» пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Поскольку ФИО5 родилась на территории РСФСР и имела гражданство бывшего СССР, а также является нетрудоспособной в силу возраста, имеет дееспособного сына, достигшего возраста восемнадцати лет и являющегося гражданином /__/, она вправе приобрести гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, т.е. без соблюдения условия о пятилетнем сроке непрерывного проживания на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
При этом обязательным условием для приобретения ФИО5 гражданства в Российской Федерации в упрощённом порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» либо Соглашением от 26.02.1999 «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства», является получение вида на жительство в Российской Федерации.
Поскольку ФИО5 не имеет вида на жительство в Российской Федерации, её утверждения о том, что она должна быть признана гражданином Российской Федерации в соответствии с Соглашением от 26.02.1999 «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства», являются ошибочными.
Согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при подаче заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
В п. 15 приказа Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19.03.2008 №64 (в ред. от 29.04.2010) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (далее- приказ №64 от 19.03.2008) указано, что процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа. Для этого заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений. Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).
Согласно п. 15.1 приказа №64 от 19.03.2008 заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель согласно пункту 51 Положения составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий.
В силу п. 15.2 приказа №64 от 19.03.2008 на основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо принимает решение о готовности пакета документов для начала проведения проверочных мероприятий или о необходимости дальнейшего сбора документов.
В соответствии с п. 15.5 приказа №64 от 19.03.2008 срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы. В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).
Из дела видно, что 16.11.2012 ФИО1 обратилась к должностным лицам УФМС России по Томской области с устной консультацией о порядке получения гражданства Российской Федерации, а 18.03.2013 с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
Из приведенных положений ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ, приказа №64 от 19.03.2008 следует, что основания для принятия решения по существу о наличии или отсутствии у ФИО1 гражданства Российской Федерации при её устном обращении 16.11.2012 и с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации от 18.03.2013 без приложения пакета документов у должностных лиц УФМС России по Томской области отсутствовали.
Таким образом, выводы суда о незаконности бездействия УФМС России по Томской области по рассмотрению заявления ФИО1 от 18.03.2013 и о наличии оснований для возложения обязанности по его рассмотрению по существу не соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Ответом главного специалиста-эксперта УФМС России по Томской области в Бакчарском районе Томской области от 24.03.2013 ФИО5 было разъяснено, что она не является гражданином Российской Федерации, т.к. является гражданкой /__/, для получения гражданства Российской Федерации ей необходимо получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации, затем получить вид на жительство, и только после этого оформлять документы на получение гражданства Российской Федерации.
Таким образом, ответ от 24.03.2013 соответствует приведенным положениям ст. 1 Соглашения «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» от 26.02.1999, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Утверждения ФИО1 об обратном основаны на неверном толковании закона.
Статья 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет вид на жительство как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Основания предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации установлены статьей 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (пункт 1). До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (пункт 2).
Согласно п. 62 приказа Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 29.02.2008 №40 (в ред. от 30.05.2011) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации» (далее- приказ от 29.02.2008 №40) основанием для начала административной процедуры является принятие решения о выдаче разрешения на временное проживание.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решение УФМС России по Томской области о временном проживании ФИО1 в Российской Федерации до 27 февраля 2015 года принято 27 февраля 2013 года.
В соответствии с п. 63 приказа от 29.02.2008 №40 иностранный гражданин, получивший уведомление о принятом решении о выдаче разрешения, обязан в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления или со дня прибытия в Российскую Федерацию обратиться в территориальный орган ФМС России по адресу, указанному в уведомлении, для оформления разрешения.
В силу п. 66 приказа от 29.02.2008 №40 иностранному гражданину разрешение оформляется в виде отметки установленного образца в документе, удостоверяющем личность.
Отметкой в заграничном паспорте ФИО1 (л.д. 7) подтверждается, что она оформила разрешение на временное проживание, т.е. встала на миграционный учет по месту жительства 28.03.2013, с этого момента она считается получившей разрешение на временное проживание.
Согласно 56 приказа Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 29.02.2008 №41 (в ред. от 08.06.2011, с изм. от 05.06.2012) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации» (далее- приказ от 29.02.2008 №41) решение о выдаче или об отказе в выдаче вида на жительство принимается в срок, не превышающий 6 месяцев с даты подачи заявления иностранным гражданином, но не ранее чем через год со дня получения разрешения на временное проживание.
Из анализа положений пунктов 34 и 56 приказа от 29.02.2008 № 41 следует, что иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться в территориальный орган УФМС России с заявлением о получении вида на жительство в Российской Федерации по истечении 6 месяцев со дня получения разрешения на временное проживание, поскольку решение о выдаче или об отказе в выдаче вида на жительство должно быть принято в срок, не превышающий 6 месяцев с даты подачи заявления иностранным гражданином, но не ранее чем через год со дня получения разрешения на временное проживание, и не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока разрешения на временное проживание.
Разрешение на временное проживание ФИО5 получено 28 марта 2013 года.
Таким образом, по истечении 6 месяцев со дня получения разрешения на временное проживание, то есть с 28 сентября 2013 года, а не с 28 августа 2013 года, как указал суд в решении, ФИО5 была вправе обратиться с заявлением о получении вида на жительство в Российской Федерации.
ФИО5 обратилась в Территориальный пункт УФМС России по Томской области в Бакчарском районе с заявлением о получении вида на жительство в Российской Федерации с последующим получением гражданства Российской Федерации 02 сентября 2013 года, т.е. до истечения указанного срока.
Согласно п. 45 приказа от 29.02.2008 № 41, когда представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, заявление оставляется без рассмотрения. В этом случае заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки, по согласованию с заявителем определяется срок его обращения с готовым пакетом документов и может быть произведена предварительная запись на повторный прием.
Таким образом, основания для рассмотрения по существу заявление ФИО1 от 02.09.2013 у сотрудников УФМС России по Томской области отсутствовали, вывод суда об обратном — необоснован.
Судом установлено, следует из материалов дела и в апелляционных жалобах сомнению не подвергнуто, что 13 сентября 2013 года направленное из Территориального пункта УФМС России по Томской области в Бакчарском районе Томской области учётное дело о выдаче ФИО5 вида на жительство в Российской Федерации поступило в УФМС России по Томской области. Данное учётное дело из УФМС России по Томской области было возвращено в Территориальный пункт УФМС России по Томской области в Бакчарском районе без рассмотрения.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления ФИО1 В связи с чем решение суда подлежит отмене.
Принимая новое решение, учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства того, что ФИО1 были разъяснены причины нерассмотрения её заявления о получении вида на жительство и порядок обращения с данным заявлением, судебная коллегия признает незаконным данное бездействие и возлагает на УФМС России по Томской области обязанность уведомить ФИО1 о возвращении её заявления от 02 сентября 2013 года о получении вида на жительство в Российской Федерации с указанием причин возврата и порядка устранения выявленных недостатков.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 Гражданскогопроцессуальногокодекса РоссийскойФедерации,судебнаяколлегия определила:
решение Бакчарского районного суда Томской области от 03 марта 2014 года отменить.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области, выразившееся в неуведомлении ФИО1 о возврате её заявления от 02 сентября 2013 года о получении вида на жительство в Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Томской области уведомить ФИО1 о возвращении её заявления от 02 сентября 2013 года о получении вида на жительство в Российской Федерации с указанием причин возврата и порядка устранения выявленных недостатков.
Заявление ФИО1 в части признания незаконным бездействия Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области по выдаче ей паспорта гражданина Российской Федерации и получение ею вида на жительство в Российской Федерации — оставить без удовлетворения. Председательствующий
Судьи: