ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1717/2018 от 05.04.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-1717/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 05 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Алексеевой Г.Ю. и Рогачевой В.В.,

при секретаре Филиппове Н.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1, заявленных к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Ленинградской области» о признании незаконным отказа в принятии решения о сохранений среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, обязании принять решение о сохранении за истцом среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения истца ФИО1, поддержавшего требования жалобы, возражения представителя ответчика, действующей на основании доверенности ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Истец ФИО1 14.09.2017 г. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области, с требованиями к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Ленинградской области» (далее также - ФИО3, Центр занятости населения), просил признать незаконным отказ в принятии решения о сохранении за ФИО1 среднего заработка за третий месяц со дня увольнения истца в связи с сокращением численности и штата работников, обязать принять решение о сохранении среднего заработка за указанный период.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что 31.03.2017 г. был уволен из ООО «Газпром центрремонт» в связи с сокращением численности и штата работников. 14.04.2017 г., т.е. в предусмотренный ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации двухнедельный срок, истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет, приложив к заявлению все необходимые документы, но на момент обращения истец был лишен возможности представить ответчику свой паспорт гражданина по причине его изъятия филиалом ГБУ ЛО «МФЦ» Гатчинский отдел «Аэродром» для осуществления государственной регистрации истца по новому месту жительства. По указанной причине истец представил ответчику бланк-расписку филиала ГБУ ЛО «МФЦ» «Гатчинский» о том, что его паспорт передан 04.04.2017 г. для осуществления государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту жительства, а также заявление о принятии от истца документов о постановке на учет в ФИО3. В заявлении истец указал, что в срок не позднее 19.04.2017 г. по получении паспорта обязуется его представить ответчику.

27.06.2017 г. истец обратился к ответчику с заявлением, которым просил признать первоначальной датой обращения для постановки на учет в качестве безработного 14.04.2017 г., поскольку 19.04.2017 г., в день получения паспорта с отметкой о регистрации по новому месту жительства, истец представил его в ГКУ ЦЗН.

26.07.2017 г. ответчик направил истцу письмо, которым отказал в принятии решения о сохранении за ним среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, поскольку полагал невозможным считать заявление истца от 14.04.2017 г. заявлением о постановке на учет, полагал, что датой обращения в Центр занятости населения надлежит считать 19.04.2017 г., когда истцом был предъявлен паспорт гражданина РФ. По мнению ответчика, двухнедельный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ истек 14.04.2017 г., первичной датой обращения ответчик считает 19.04.2017 г, поэтому основания для принятия решения органом службы занятости о сохранении за уволенным истцом среднего заработка в течение третьего месяца после увольнения, отсутствуют.

Истец полагает данный отказ незаконным.

Ответчик при рассмотрении спора судом первой инстанции исковые требования не признал. Ссылался на то, что согласно п. 5 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №891 от 07.09.2012 г. (далее – Правила), постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения –физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет. Таким образом, предъявление паспорта или документа, его заменяющего, является основанием для регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы. При этом дата обращения гражданина в службу занятости является датой постановки на регистрационный учет при условии предъявления необходимых документов и внесения сведений, содержащихся в этих документах, в регистр получателей государственных услуг. ФИО1 поставлен на учет 19.04.2017 г. как ищущий работу, т.е. после истечения двухнедельного срока после увольнения.

Обжалуемым решением суда в удовлетворении требований отказано.

В поданной апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылается, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению истца, суд не учел, что двухнедельный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 178 ТК РФ для обращения в орган службы занятости, истцом соблюден, т.к. истец обратился в ГКУ ЦЗН 14.04.2017 г., повторно обратился – 19.04.2017 г., предъявив паспорт. Непредоставление паспорта 14.04.2017 г. имело место по уважительной причине, в связи с необходимостью регистрации истца по новому месту жительства, при таких обстоятельствах выдача временного удостоверения законодательством не предусмотрена.

Явившийся на апелляционное рассмотрение истец требования и доводы жалобы поддержал.

Принявший участие в апелляционном рассмотрении представитель ответчика просил оставить жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица - ООО «Газпром центрремонт» на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы ( л.д.192, 194), возражений против иска и жалобы не представил.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Согласно положениям ч. 2 ст. 178 ТК РФ, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 г. № 2214- О, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.

К юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения относятся: факт обращения такого работника в установленный законом срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №891 от 07.09.2012 г., постановка на регистрационный учет безработных граждан г осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорта или документа, его заменяющего;

б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего;

в) документов об образовании и о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях;

г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

Как следует из материалов дела, истец был уволен 31.03.2017 г. с должности главного специалиста отдела организации проектных работ по объектам ГРС по п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников) ООО «Газпром центрремонт» ( л.д. 125). Истцу произведены выплаты среднемесячного заработка за первый и второй месяц после увольнения в порядке ч.1 ст. 178 ТК РФ ( л.д. 125,126).

14.04.2017 г., в предусмотренный ч. 2 ст. 178 ТК РФ двухнедельный срок, истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет, приложив к заявлению копию трудовой книжки, копию свидетельства ИНН, копию диплома об образовании, копию страхового свидетельства СНИЛС, копию справки о среднем заработке, бланк-расписку от 04.04.2017 г., выданную ГБУ МФЦ «Гатчинский» отдел «Аэродром» в подтверждение передачи паспорта гражданина РФ для осуществления государственной услуги по регистрационному учету граждан.

В заявлении от 14.04.2017 г. на имя директора Гатчинского филиала ФИО3 истец изложил просьбу принять от него документы для постановки на учет в ЦЗН ЛО, обосновав невозможность представить ответчику свой паспорт гражданина по причине его изъятия филиалом ГБУ ЛО «МФЦ» Гатчинский отдел «Аэродром» для осуществления государственной услуги по регистрации истца по месту жительства, истец указал, что обязуется представить паспорт по его получении с отметкой о регистрации по месту жительства 19.04.2017 г. (л.д. 10).

19.04.2017 г. истец обратился в орган службы занятости повторно и был поставлен на учет как ищущий работу (л.д. 89,93,94).

26.07.2017 г. ответчиком было принято оспариваемое решение об отсутствии оснований в предоставлении истцу справки для сохранения среднего заработка за третий месяц со дня увольнения. Принятое решение ответчик обосновал тем, что паспорт истцом при обращении в орган службы занятости 14.04.2017 г. или документ его заменяющий предъявлен не был, а предоставленная бланк-расписка не является документом, удостоверяющим личность, соответственно, датой первичного обращения службу занятости является 19.04.2017 г., т.е. по прошествии установленного ч.2 ст. 178 ТК РФ двухнедельного срока (л.д. 8,9).

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что истец 14.04.2017 г. обратился с заявлением в службу занятости без предоставления паспорта гражданина РФ, иного документа, заменяющего паспорт, предоставлено не было; бланк- расписка от 04.04.2017 года, которую истец приложил к заявлению в качестве документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, не может быть расценена судом в качестве такого документа, поскольку не удостоверяет личность. Необходимые документы с повторным заявлением были направлены ответчику только 19.04.2017 года. ФИО1, уволенный 31.03.2017 года, должен был встать на учет в Центр занятости населения до 14.04.2017 года, срок обращения в орган занятости населения, предусмотренный ч.2 ст. 178 ТК РФ, истцом пропущен, поэтому оснований для принятия решения о сохранении за истцом среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения не имелось.

Коллегия не может согласиться со сделанными судом выводами.

Как следует из материалов дела и объяснений истца, до приезда 03.04.2017 г. в Ленинградскую область, он проживал в г. Москва, т.к. местом исполнения его трудовых обязанностей у предыдущего работодателя ООО «Газпром центрремонт» являлась Московская область (л.д. 125, 149).

После увольнения 31.03.2017 г. истец изменил место жительства, и переехал 03.04.2017 г. в Ленинградскую область.

В соответствии в положениями п. 2 ст. 3 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Соответственно, реализовать право, предусмотренное положениями Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и ст. 178 истец мог, предъявив сведения о его регистрации по месту жительства на территории Ленинградской области.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета и представить предусмотренные нормативно для этой цели документы ( п. 16 Правил РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713)

В порядке выполнения указанной обязанности, а также с целью реализации прав, предусмотренных положениями Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации», истец обратился 04.04.2017 г. за государственной услугой по регистрационному учету граждан.

Как следует из бланка-расписки, выданной филиалом ГБУ ЛО «МФЦ» «Гатчинский» отдел «Аэродром», у истца в числе прочих документов, необходимых для регистрации по месту жительства, 04.04.2017 г. принят паспорт гражданина РФ, планируемая дата принятия решения – 14.04.2017 г, планируемая дата доставки документов в МФЦ – 19.04.2017 г. (л.д. 20).

Как следует из отметки в паспорте, истец зарегистрирован по месту жительства в Гатчинском районе 17.04.2017 г. ( л.д. 26).

Учитывая изложенное, паспорт не мог быть представлен истцом при его первичном обращении в ЦЗН ЛО 14.04.2017 г. по уважительным причинам, не зависящим от истца. Также коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрена выдача временного удостоверения личности в случае сдачи паспорта для отметки о регистрации по месту жительства, заслуживает внимания.

Следует также иметь в виду, что ч. 2 ст. 178 ТК РФ требует лишь наличие самого факта обращения гражданина в орган службы занятости в целях трудоустройства, при повторном обращении 19.04.2017 г. у ответчика не возникло сомнений относительно установления личности лица, обратившегося в ЦЗН ЛО ранее с заявлением 14.04.2017 г. и требуемыми документами. В таком случае реализация гражданином гарантированного права при рассматриваемых обстоятельствах не должна ставиться в зависимость от возможности внесения сведений о паспортных данных в регистр получателей государственных услуг, вопреки позиции ответчика.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, коллегия признает датой первоначального обращения истца в орган службы занятости 14.04.2017 г., т.е. в предусмотренный ч.2 ст.178 ТК РФ двухнедельный срок.

Истец был трудоустроен по истечении трех месяцев после увольнения, принят на работу 03.07.2017 г. (л.д. 19). Трудоустройство ФИО1 состоялось не в результате содействия службы занятости, т.к. по выданным ответчиком истцу направлениям, работодателями было в трудоустройстве отказано по причине требований иной квалификации работника, истец нашел работу самостоятельно (л.д. 196,197).

Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, коллегия приходит к выводу, что в настоящем случае имеются основания для удовлетворения заявленных требований. Закон требует для реализации права, предусмотренного абз. 2 ст. 178 ТК РФ соблюдения условия об обращении гражданина в двухнедельный срок со дня увольнения в орган службы занятости в целях регистрации для поиска подходящей работы, данное условие истцом соблюдено. Реализовать указанное право истец мог только предъявив в орган службы занятости сведения о его регистрации по месту жительства на территории Ленинградской области, поэтому паспорт не был предъявлен при первичном обращении 14.04.2017 г. по уважительным причинам; по получении паспорта 19.04.2017 г. с отметкой о регистрации по новому месту жительства истец в тот же день обратился повторно в орган службы занятости и был поставлен на учет как ищущий работу, сомнений относительно установления личности истца, впервые обратившегося с требуемыми документами 14.04.2017 г. и представившего паспорт гражданина 19.04.2017 г. у ответчика не возникло. Истец не был трудоустроен органом службы занятости в течение трех месяцев после увольнения, и при этом, как установлено судебной коллегией в процессе апелляционного разбирательства, случаев отказа истца от предлагаемой работы, которая соответствовала бы требованиям подходящей работы, не имелось (л.д. 196,197). У истца наличествовали обстоятельства, связанные с переездом после увольнения в другую местность, которые могут быть расценены как исключительные, и свидетельствующие о возможности сохранения среднего заработка в течение третьего месяца после увольнения, которое имело место 31.03.2017г.

Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, с учетом которых требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению, принятое 12.12.2017 г. решение подлежит отмене с принятием нового.

На основании ст.98, ч.4 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска.

Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 329, п.1 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2017 года отменить, апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить. Принять по делу новое решение.

Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области " (Гатчинский филиал Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области) в принятии решения о сохранении за ФИО1 среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Обязать Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Ленинградской области " устранить допущенное нарушение права ФИО1 на сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения 31 марта 2017 года с должности главного специалиста Общества с ограниченной ответственностью «Газпром центрремонт».

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области" в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (триста рублей).

Председательствующий:

Судьи:

Судья <данные изъяты>