ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1718 от 15.08.2018 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Лебедев В.К. Дело № 33-1718

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» августа 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.

судей Болонкиной И.В., Ивановой О.А.

при секретаре Мартьяновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Солигаличского муниципального района Костромской области на решение Чухломского районного суда Костромской области от 06 июня 2018 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Солигаличского района Костромской области в интересах Агафоновой Алины Алексеевны о предоставлении жилого помещения.

На администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить Агафоновой Алине Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> из специализированного жилищного фонда Солигаличского муниципального района Костромской области, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы площади предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение на территории городского поселения город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области.

Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей отклонению, судебная коллегия

установила:

Прокурор Солигаличского района Костромской области, действуя в интересах Агафоновой А.А., обратился в суд с иском к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование, что Агафонова А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 6 от 10.09.2012 года № 300 включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья; нанимателем либо членом семьи нанимателя муниципального жилого помещения, собственником либо членом семьи собственника жилого помещения не является, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В этой связи со ссылкой на нормы законодательства прокурор просил обязать ответчика предоставить Агафоновой А.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории г. Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области.

В качестве третьих лиц в деле участвовали департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, администрация Костромской области.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе глава Солигаличского муниципального района Костромской области Чичерина О.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считает, что судом сделаны неверные выводы из смысла статей 132, 133 Конституции РФ, поскольку вопрос предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в вопросы местного значения муниципального района не входит, исполнение переданных государственных полномочий возможно лишь при передаче необходимых финансовых средств, а не за счет собственных материальных ресурсов органов местного самоуправления. Также ссылаясь на ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считает, что возложение на органы местного самоуправления исполнение государственных полномочий с последующим возмещением произведенных расходов за счет переданных впоследствии средств субвенции, является нарушением норм бюджетного законодательства. Полагает, что судом принято решение, заведомо не исполнимое для органов местного самоуправления, поскольку приобретение жилого помещения возможно лишь после получения Солигаличским муниципальным районом субвенции на исполнение переданных полномочий.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации Костромской области Нагибина Т.И. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления, и не могут служить основанием для ограничения прав детей-сирот на обеспечение их жилыми помещениями.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Костромской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», пришел к выводу о том, что Агафонова А.А., относящаяся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, свое право на обеспечение жилым помещением не реализовала, должна быть обеспечена жильем на территории г.Солигалич, а обязанность по его предоставлению лежит на администрации Солигаличского муниципального района Костромской области.

Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Агафонова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ее родители Агафонов А.Н. и Агафонова Н.А. лишены родительских прав решением Поназыревского районного суда Костромской области от 16 июня 2005 года.

С 12 сентября 2005 года Агафонова направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением администрации Поназыревского района от 09.06.2006 года и договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 10.07.2006 года Агафонова А.А. передана в приемную семью Богачевых Б.П. и Т.Ю.

По месту жительства Агафонова А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в доме, в котором проживала с родителями.

Из акта обследования жилого помещения от 02 апреля 2018 года № 4 межведомственной комиссией городского поселения п. Поназырево выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания. Распоряжением главы городского поселения п. Поназрево от 10.04.2018 года № 29-р указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

С момента поступления в ОГБПОУ «Галичский педагогический колледж Костромской области» (01.09.2015 года) Агафонова А.А. проживает и зарегистрирована по месту пребывания в общежитии колледжа по адресу: <адрес> А, <адрес>, по 01 июля 2019 года.

Приказом № 300 от 10 сентября 2012 года Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 6 Агафонова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Из материалов дела также следует, что других жилых помещений в пользовании и собственности Агафоновой А.А. не имеется, с 2006 года она постоянно проживала по месту жительства приемных родителей по адресу: <адрес>.

Делая вывод о праве истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории г. Солигалич, суд исходил из того, что истец не имеет в собственности жилых помещений, в жилом помещении, в котором истец зарегистрирована, она не проживает с 2005 года. Судом также учтено, что право на обеспечение жильем Агафоновой А.А. не реализовано, а постоянным местом жительства следует считать г. Солигалич Костромской области.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, этого вывода не опровергают.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенного в действие Законом Костромской области от 26.03.2015 г. № 646-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Статьей 19 Закона Костромской области от 20.12.2016 г. №176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждено распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Согласно приложению 18 к настоящему Закону, таблица 20 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2017 году на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», (в редакции, действовавшей на момент разрешения настоящего спора), Солигаличскому муниципальному району переданы субвенции в размере 630,200 тыс. рублей.

Согласно приложению 20 к Закону Костромской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", таблица 14 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов на плановый период 2018-2019 годов на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, Солигаличскому муниципальному району на 2018 год переданы субвенции в размере 986,6 тыс. рублей.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством. Недостаточность передаваемых денежных средств для исполнения государственных полномочий не является основанием для отказа в удовлетворении иска и сложения с органа местного самоуправления обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилого фонда, тем более что после выполнения этой обязанности орган местного самоуправления не лишен возможности потребовать возмещения своих расходов от субъекта Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Чухломского районного суда Костромской области от 06 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Солигаличского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: