ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17187 от 31.01.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Орлова Н.В.

№ 33-17187

Докладчик: Слепцова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Слепцовой Е.В.,

судей: Бугровой Н.М., Ларионовой С.Г.

при секретаре: Байгунакове А.Р.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Слепцовой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Ленинск - Кузнецкого городского округа в лице представителя ФИО1, действующего по доверенности № 1 от 01.02.2016 на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 03 ноября 2016 года,

по делу по иску Прокурора г. Ленинск - Кузнецкого в интересах М.Н.А. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области, выступая в интересах М. Н.А., обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении М. Н.А. жилого помещения по договору специализированного найма.

Требования мотивированы тем, что М. Н.А. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей с 2006, опекуном ее была назначена А. Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа М. Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер ее очереди 78, жилье до сих пор не предоставлено, поскольку свободных жилых помещений в наличии у ответчика нет, она нуждается в жилом помещении, является многодетной матерью, в настоящее время проживает в доме по <адрес>, который был приобретен на средства материнского капитала, невозможность проживания в котором подтверждена выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии.

Просил обязать МО Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить М. Н.А. по договору найма специализированного жилого помещения жилое благоустроенное помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 13 кв.м и не более 33 кв.м в черте г. Ленинск-Кузнецкого.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ленинск-Кузнецкого Мерзлякова М.С. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании М. Н.А. исковые требования поддержала, согласна с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Дядин А.К., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

Представитель третьего лица - Главного финансового управления Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители третьих лиц - Департамента образования и науки Кемеровской области, Главного финансового управления, а также представитель Управления образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 03.11.2016 исковые требования Прокурора г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области в интересах М. Н.А. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Петров Д.В. просит отменить решение суда и в иске Прокурору г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области в интересах М. Н.А. отказать.

Указывает, что пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ регулирующий внеочередное право по предоставление жилых помещений лицам данной категории утратил силу с 01.01.2013 года и поэтому предоставление осуществляется согласно очередности.

Данная правовая позиция подтверждается Апелляционными определениями Верховного суда Республики Бурятии (от 15 апреля 2013 г. по делу ; от 13 мая 2013 г. по делу ; от 15 мая 2013 г. по делу ).

Следовательно, М. Н.А. подлежит обеспечению жилым помещением согласно сформированному списку.

На доводы апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле ФИО7 принесены возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился помощник прокурора Кемеровской областной прокуратуры Ерынич М.В.

Иные участники процесса, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем, Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя процессуального истца, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ (введена ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с пп. 1, 3 и п. 9 ст. 8 названного Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.02.2012 года N 15-ФЗ; от 02.07.2013 года N 185-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 года N 134-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно ст. 5 вышеуказанного закона, гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1).

По договору найма специализированного помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке (п. 3).Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот (п. 4).

Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 5).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, что М.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к числу детей-сирот. Ее мать- М.Т. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - М.А, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,9).

На основании распоряжений Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 02.11.2007 и от 21.01.2009 попечителем М. Н.А. была назначена А.. (л.д.17), с которой она проживала совместно по адресу: <адрес>, но самостоятельного жилищного права на данное жилое помещение ею приобретено не приобретено.

М. Н.А. на момент определения ее статуса имела регистрацию по адресу: <адрес> данное жилое помещение за ней закреплялось, но из пояснений истца было установлено, что данная квартира на основании договора найма была предоставлена ее матери, в настоящее время она приватизирована ее старшей сестрой. Данные обстоятельства подтверждены сведениями БТИ, согласно которым квартира по вышеуказанному адресу в соответствии с договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ передана в собственности А.,А.,П..д.43).

Кроме того, судом установлено, что М. Н.А. является собственником 1/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 28,6 кв. м, которое приобретено ею ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16, 32,33-34) с использованием средств материнского капитала в равнодолевую собственность с детьми: М. В.А., М. Р.А., в данном жилом помещении истец зарегистрирована. При этом, согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше жилое помещение признано непригодным для проживания, поскольку на 1 человека приходится менее учетной нормы- 9,5 кв.м. (л.д. 13).

Согласно сведениям нотариуса <адрес>М. Н.А. в наследство после смерти родителей не вступала, наследственных дел не заводилось (л.д.31,35,36,37,38,39).

М. Н.А. не замужем, имеет троих детей (л.д.21,22,23).

Из постановления администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 30.12.2010 усматривается, что М. Н.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно справке Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 20.09.2016 М. Н.А. подлежит обеспечению жилым помещением, согласно постановлению администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 30.04.2013 «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции постановления администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 04.07.2016 «О внесении изменения в постановление администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 30.04.2013 »), номер ее очереди- 78 (л.д.20).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку М. Н.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, включена в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, имеет закрепленное за ней жилое помещение, но непригодное для проживания, ей не было предоставлено во внеочередном порядке жилое помещение на условиях социального найма или найма специализированного жилого помещения по достижении возраста 18 лет, то исковые требования прокурора г. Ленинск-Кузнецкого действующего в интересах М. Н.А. подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Пунктом 1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно Решению Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 26.01.2012 «О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 13 кв. м. на 1 человека.

Исходя из вышеуказанной нормы права, суд обоснованно пришел к выводу, что М. Н.А. имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма в границах города Ленинск-Кузнецкий, общей площадью не менее 13 кв.м. и не более 33 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по списку, являются несостоятельными, поскольку в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в других положениях названного Закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством субъекта РФ также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.

При этом закон предусматривает, что целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Доводы жалобы о необоснованном обязании администрации г. Ленинск-Кузнецкого предоставить М. Н.А. жилое помещение по договору специализированного найма вне очереди отклоняются судебной коллегией, поскольку резолютивная часть обжалуемого решения суда не содержит данных выводов.

Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям материального закона.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену решения суда, не установлено.

Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 03 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинск - Кузнецкого городского округа Кемеровской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.В. Слепцова

Судьи: Н.М. Бугрова

С.Г. Ларионова