ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17190/18 от 29.11.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Резников Е.В. Дело № 33-17190/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 29 ноября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,

судей Гулян Р.Ф., Грымзиной Е.В.,

при секретаре Яковенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании права на получение пособия на погребение и понуждение к совершению действий,

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от
13 сентября 2018 г., которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании права на получение пособия на погребение и понуждении к совершению действий отказано.

Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., представителя истца ФИО1 - ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области ФИО3, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании права на получение пособия на погребение и понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является сыном ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца за умершего мужа, ФИО5, пенсионера Министерства обороны Российской Федерации.

18 января 2018 г. ФИО4 умерла на территории США, факт смерти был зарегистрирован Управлением здравоохранения и психической гигиены города Нью-Йорка, о чем выдано свидетельство о смерти 20 января 2018 г. и составлена актовая запись, указанное свидетельство легализовано в установленном законом порядке, на документе имеется апостиль и перевод на русском языке.

ФИО4 на день смерти была зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Поскольку ФИО4 являлась пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» с заявлением о выплате пособия на погребение, в чем было отказано.

В связи с чем, просил признать за ФИО1 право на получение пособия на погребение умершей ДД.ММ.ГГГГ матери ФИО4, обязать ответчика произвести выплату пособия на погребение в связи со смертью ФИО4

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, представитель истца ФИО1 – Ф.И.О. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ и нормативными актами Правительства РФ.

В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Частью 2 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 является сыном ФИО4,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца за умершего мужа, ФИО5, пенсионера Министерства обороны Российской Федерации. На пенсионном обеспечении военного комиссариата Волгоградской области ФИО4 состояла в периоды: с 1 октября 1998 г. по 28 февраля 2010 г., с 1 февраля 2012 г. по
18 января 2018 г.

Несмотря на регистрацию по месту жительства: <.......> ФИО4 в период с 2016 года по 2018 год постоянно проживала за границей в США по адресу: <.......>, имела номер социального страхования за границей № <...>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в США.

Данные факты подтверждаются следующими документами: <.......> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, актом вице-консула от ДД.ММ.ГГГГ
№ <...>, свидетельством о смерти <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 143-ФЗ формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения, формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Справка о смерти форма № <...> утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти и которая является единственным документом, в соответствии с которым за счет средств федерального бюджета осуществляются единовременные выплаты в случает смерти граждан РФ.

При обращении в ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» по вопросу получения выплаты пособия на погребение истец данную справку о смерти, установленной формы, не представил.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г.
№ 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями РФ.

В соответствии с пунктом 36 Приказа МИД России от 13 марта 2018 г.
№ 3507 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации. Проживающих за пределами территории Российской федерации (зарегистрировано в Минюсте России 2 апреля 2018 г. № 50586) для государственной регистрации смерти заявитель лично представляет в консульское учреждение определенный набор документов, подтверждающий смерть гражданина РФ.

В соответствии с пунктом 75 настоящего Административного регламента консульское учреждение предоставляет государственную услугу по государственной регистрации смерти, в том числе проверку документов, оформление записи акта о смерти, оформление свидетельства о смерти, выдача заявителю свидетельства о смерти.

В соответствии с пунктом 76 настоящего Административного регламента консульское учреждение обязано было провести также и административную процедуру по составлению и направлению заключения или извещения о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния по месту ее хранения на территории Российской Федерации (блок-схема № <...>), конечным результатом которой является выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния органами ЗАГС Российской Федерации.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что представленные истцом документы, переведенные на русский язык и заверенные штампом апостиль, подтверждают лишь факт смерти ФИО4, однако, заменить акт о смерти, установленного образца, в виде справки о смерти формы 33, данное свидетельство не может.

Административным регламентом определен стандарт по предоставлению государственной услуги по регистрации смерти, установлен конкретный порядок обращения, оформления и получения свидетельства о смерти, который ФИО1 мог бы осуществить и без обращения в судебные органы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.

Кроме того, как указано в п. 21 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» - пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии выплачивается членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, вместе с тем доказательств, что истец понес расходы на похороны матери, материалы дела не содержат.

Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апеллянта не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от
13 сентября 2018 г., по гражданскому делу по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании права на получение пособия на погребение и понуждении к совершению действий - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: