Судья Коваленко Е.Н. дело № 33-17216/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующего судьи Самойловой Н.Г.
судей Нагиной О.Ю., Старковой Е.М.
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности согласовать паспорт безопасности,
по апелляционной жалобе директора муниципального бюджетного образовательного учреждения «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено: возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» обязанность согласовать паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, установив срок исполнения решения суда два месяца со дня вступления его в законную силу;
взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» в доходмуниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области в размере 4000 рублей.
Заслушав доклад судьи Нагиной О.Ю., выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры - Брежневу Т.А. возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности согласовать паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищённости образовательных учреждений Иловлинского района Волгоградской области установлено, что в образовательном учреждении «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» не произведено согласование паспорта безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства в адрес руководителя отдела образования опеки и попечительства администрации Иловлинского района Волгоградской области прокурором было внесено представление с требованием по их устранению. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся, работников образовательного учреждения, создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества.
По приведенным основаниям прокурор просил суд возложить на МБОУ «Трехостровская СОШ» обязанность согласовать паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» просит решение суда изменить, установив срок исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления его в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, исходя из доводов, изложенных в ней и в возражениях на апелляционную жалобу, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с пунктами 40, 41 названных Требований на каждый объект (территорию) на основании акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими лицами и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка антитеррористической защищенности и безопасности образовательного учреждения МБОУ «Трехостровская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ст. Трехостровская, ул. Советская, д. 36, в ходе которой установлено наличие МБОУ «Трехостровская средняя общеобразовательная школа паспорта безопасности объекта.
Однако, паспорт безопасности не согласован с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес начальника отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского района Волгоградской области 10 мая 2018 года было внесено представление о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (л.д. 9-11).
В порядке исполнения предписания прокурора приказом начальника отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского района Волгоградской области №316 от 01 июня 2018 года заместителю начальника отдела и методисту объявлены замечания (л.д. 13).
Разрешая спор, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
При этом суд исходил из того, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие согласованного в установленном законом порядке паспорта безопасности объекта не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскал с МБОУ «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» в доход муниципального образования государственную пошлину в размере 4000 рублей.
В данной части решение суда сторонами не обжалуется и оснований для его проверки в полном объеме не имеется.
Доводы апелляционной жалобы МБОУ «Трехостровская средняя общеобразовательная школа указывают на несогласие ответчика с установленным судом, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ сроком для исполнения решения суда два месяца.
Проверяя указанные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к
антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.
Доводы апелляционной жалобы том, что установленный обжалуемым судебным актом срок согласования паспорта безопасности два месяца (60 дней) является недостаточным, со ссылкой на то обстоятельство, что согласование производится после неоднократного внесения изменений и исправлений, основаны на предположениях стороны ответчика и какими-либо объективными доказательствами не подтверждены, в связи с чем, судебная коллегия считает их необоснованными.
Определяя срок согласования паспорта безопасности два месяца, суд первой инстанции исходил из конкретных обстоятельств дела, особенностей условий для проведения согласования, посчитав указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда, с чем судебная коллегия не находит оснований не согласиться.
Иных доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального права.
Основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: